Дело № 2а-2828/2019
64RS0044-01-2019-003357-15
Решение
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Агарковой И.П.,
при секретаре судебного заседания Безверхове В.Д.,
с участием представителя административных истцов Кочетковой Н.А.,
административных истцов Лукьяновой Т.С., Быстровой С.В., Ченыкаевой Г.В., Семенищевой О.Ф.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой А.Н.,
заинтересованного лица Дружинина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Касимцевой Л. Ф., Болохова И. В., Лукьянова В. В., Лукьяновой Т. С., Тимониной М. В., Ермишиной Н. В., Шуниной Ю. В., Семьянкиной Е. А., Ченыкаевой Г. В., действующей в интересах несовершеннолетнего Ченыкаева А. В., Гришина А. С., Гришиной Р. Г., Климановой Е. И., Заблоцкой Е. В., Батрутдинова В. А., Семенищевой О. Ф., Быстровой С. В., Быстрова Павла М. Х. Н. А. к комитету по управлению имуществом города Саратова, администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить мероприятия по изъятию земельного участка и жилых помещений,
установил:
Касимцева Л.Ф., Заблоцкая Е.В., Тимонина М.В., Ермишина Н.В., Лукьянов В.В., Климанова Е.И., Семенищева О.Ф., Гришина Р.Г., Гришин А.С., Быстров П.М., Батрутдинов В.А., Лукьянова Т.С., Шунина Ю.В., Семьякина Е.А., Быстрова С.В., Болохов И.В., Ченыкаева Г.В., действующая в интересах несовершеннолетнего Ченыкаева А.В., Х. Н.А. обратились в суд с административным иском и уточнением к нему к комитету по управлению имуществом города Саратова, администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить мероприятия по изъятию земельного участка и жилых помещений, в обоснование которого указано следующее. Административным истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: г.Саратов, <адрес> Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № 8/з от 28 марта 2014 года указанный многоквартирный жилой дом, в котором находятся жилые помещения, принадлежащее на праве собственности административным истцам, признан аварийным и подлежащим сносу. Во исполнение указанного заключения 08 июня 2017 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение №425-р, которым поручено: собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений (пункт 2.1); произвести снос указанного дома до 05 апреля 2019 года (пункт 2.2); комитету по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятия по формированию земельного участка занимаемого многоквартирным домом (пункт 3). Однако распоряжение администрации муниципального образования «Город Саратов» № 425-р от 08 июня 2017 года до настоящего времени не исполнено. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения административных истцов с административным иском в суд.
На основании изложенного, административные истцы, с учетом уточнения административных исковых требований просят суд признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по изъятию жилых помещений в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим реконструкции, и земельного участка по адресу: г. Саратов, <адрес> обязать комитет по управлению имуществом города Саратова, администрацию муниципального образования «Город Саратов» осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный и подлежащий реконструкции многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, <адрес> а также изъятию жилых помещений в доме с целью их дальнейшего выкупа или предоставления по соглашению с собственником помещения взамен изымаемого помещения в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Административные истцы Лукьянова Т.С., Быстрова С.В., Ченыкаева Г.В., Семенищева О.Ф., представитель административных истцов Кочеткова Н.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.Н. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, указанным в письменных возражениях на административный иск.
Заинтересованное лицо Дружинин Д.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административных истцов и их представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Порядок изъятия земельных участков государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 ЗК РФ.
В статье 56.3 ЗК РФ определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).
Пунктом 5 статьи 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учёт объекта недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела административным истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 14 июня 2019 года, 28 августа 2019 года.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № 8/з от 28 марта 2014 года указанный многоквартирный жилой дом, в котором находятся жилые помещения, принадлежащее на праве собственности административным истцам, признан аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение указанного заключения 08 июня 2017 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение № 425-р, которым поручено: собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений (пункт 2.1); произвести снос указанного дома до 05 апреля 2019 года (пункт 2.2); комитету по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятия по формированию земельного участка занимаемого многоквартирным домом (пункт 3).
Многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, <адрес> не подлежит включению в ведомственную целевую программу «Переселение граждан г.Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <Дата> <№>. В настоящее время граждане, проживающие в данном доме, полностью не расселены.
Вместе с тем, из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12 августа 2019 года следует, что во исполнение распоряжения от 08 июня 2017 года № 425-р под аварийным многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес> сформирован земельный участок, которому <Дата> присвоен кадастровый <№>.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года № 7-71 «О реорганизации комитета по управлению имуществом города Саратова и комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 3 распоряжения от 08 июня 2017 года № 425-р на комитет по управлению имуществом города Саратова была возложена обязанность по формированию земельного участка под аварийным домом.
Для исполнения указанной обязанности в соответствии с действующим законодательством комитетом были подготовлены необходимые документы, земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, был сформирован и поставлен на кадастровый учет. Указанные обстоятельства установлены судом и никем не оспорены.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
При этом реализация мероприятий по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, возможна после формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, постановки данного земельного участка на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества.
Как следует из материалов административного дела, земельный участок под аварийным многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет <Дата>, с иском административные истцы обратились в суд <Дата>, то есть через непродолжительное время с момента постановки на кадастровый учет земельного участка, что не свидетельствует о бездействии административных ответчиков, поскольку проведенные мероприятия предшествуют мероприятиям, необходимым для изъятия земельного участка под аварийным домом, а также требуется более продолжительный период времени для изъятия земельного участка.
При этом суд принимает во внимание, что срок исполнения мероприятий по формированию и изъятию земельного участка в распоряжении не установлен, финансовое обеспечение указанных мероприятий требует значительных затрат, а их исполнение возможно на основании муниципальных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
При указанных обстоятельствах административными истцами доказательства, бесспорно подтверждающие бездействие административных ответчиков, не представлены, в виду чего нельзя признать не соответствующим закону бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по управлению имуществом города Саратова.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований необходимо отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Касимцевой Л. Ф., Болохова И. В., Лукьянова В. В., Лукьяновой Т. С., Тимониной М. В., Ермишиной Н. В., Шуниной Ю. В., Семьянкиной Е. А., Ченыкаевой Г. В., действующей в интересах несовершеннолетнего Ченыкаева А. В., Гришина А. С., Гришиной Р. Г., Климановой Е. И., Заблоцкой Е. В., Батрутдинова В. А., Семенищевой О. Ф., Быстровой С. В., Быстрова Павла М. Х. Н. А. к комитету по управлению имуществом города Саратова, администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить мероприятия по изъятию земельного участка и жилых помещений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2019 года.
Судья И.П. Агаркова