Р Е Ш Е Н И Е
Санкт-Петербург 08 декабря 2021 года
Дело № 12-328/2021
78RS0020-01-2021-003785-73
Судья Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга Макарова Татьяна Геннадьевна, рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Школьная, д. 2, корп. 2, зал № 3 жалобу председателя СПК «Племзавод «Детскосельский» Брагинец Ю.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Кучаева А.В. № 001-2021/П-510-172 от 07.04.2021 года о назначении административного наказания,
с участием защитника ФИО6,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Кучаева А.В. № 001-2021/П-510-172 от 07.04.2021 года юридическое лицо СПК «Племзавод «Детскосельский» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.2 и ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Установлено, что СПК «Племзавод «Детскосельский» организованы и проведены работы по завозу, сбросу, размещению строительных отходов IV класса опасности (бой асфальта, рубероид, бой бетона, грунт, бой кирпича, древесина, лом черных металлов (железо)), на 15 429 кв.м участка кадастровый № 78:42:0018306:2073, не являющегося объектом размещения отходов и не внесенного в ГРОРО, в том числе водоохранной зоне реки Славянки на площади, равной 7195 кв.м, что является нарушением п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 2 ч. 15 и п. 2 ч. 17 ст. 65 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 года №74-ФЗ, а также разработанной и утвержденной проектной документации (ППР, ТУ). Время совершения: 09.12.2020 года в 12:40. Место совершения: территория земельного участка кадастровый № 78:42:0018306:2073 по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, Колпинское шос. 09.12.2020 года в присутствии представителя ООО «Развитие территории» и СПК «Племзавод «Детскосельский» ФИО1, представителя ЗАО «КСМ» ФИО2, понятых ФИО3, ФИО4, проведены: осмотр территории участка (протокол осмотра от 09.12.2020 года № 001-2020/По-510), отбор проб отходов (протокол отбора проб от 09.12.2020 года № 001-2020/Поо-510, акт отбора проб ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» от 09.12.2020 года № 70.2.20), выполнена аэрофотосъемка участка (отчет № 23 ООО «Аэромакс»). По заданию Комитета в присутствии представителя ООО «Развитие территорий» и СПК «ПЗ «Детскосельский» ФИО1, представителя ЗАО «КСМ» ФИО5, понятых ФИО3, ФИО4, сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» на территории участка с поверхности пробной площадки проведен отбор объединенной пробы отходов, в составе которых: грунт, с включениями боя кирпича, боя бетона, древесных отходов, боя асфальта. Согласно проведенным ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» исследованиям отобранной на участке объединенной пробы отходов грунта и строительных отходов: по протоколу испытаний от 16.12.2020 года № 458.20.0 морфологический состав отходов представлен: боем бетона - 41 %, грунтом - 29%, боем кирпича - 23%, боем асфальта - 4%, рубероидом - 2,5%, древесиной - 0,3 %, ломом черных металлов (железо) - 0,2%; по протоколу биотестирования от 21.12.2020 года № 341.20.БТ и заключению к нему от 21.12.2020 года в соответствии с пунктами 12-14 раздела III «Критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 536 от 04.12.2014 года, исследованная проба относится к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, по результатам лабораторных исследований отходов установлено, что на территории участка размещены строительные отходы IV класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, в состав которых входят: бой бетона, грунт, бой кирпича, бой асфальта, рубероид, древесина, лом черных металлов (железо). По заданию Комитета ООО «Аэромакс» выполнена аэрофотосъемка территории участка, по результатам которой в техническом отчете № 23 за период с 07.12.2020 года по 09.12.2020 года установлено, что площадь свалки составляет 15429 кв.м, в том числе на территории водоохранной зоны реки Славянки - 7195 кв.м. Образованные СПК «Племзавод «Детскосельский» на территории земельного участка кадастровый № 78:42:0018305:1203 отходы от сноса и разборки зданий и сооружений, затем транспортированные, сброшенные и размещенные на территории участка кадастровый № 78:42:0018306:2073, не соответствуют проектной документации, а именно: противоречат проекту производства работ подготовительного периода по организации стройплощадки под размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места по адресу: территория Детскосельский, поселок Шушары, Пушкинский район, Санкт-Петербург, Россия, кадастровый номер 78:42:0018306:2073 в части: п. 1.8, запрещающего сброс строительного мусора, отходов производства, тары, ветвей деревьев, листвы, снега на всей территории; п. 5.1, определяющего технологический процесс устройства подстилающего слоя путем разгрузки, распределения и уплотнения смеси из ж/б и кирпичного боя, вместо образования отходов от сноса зданий с кровлей и дорожными покрытиями; п. 5.2, определяющего приготовление смеси путем дробления отобранных ж/б плит и кирпича гидромолотом; п. 8.3, запрещающего сбрасывание отходов строительных материалов; не соответствуют ТУ 08.12.12-001-00545768-2020 от 12.10.2020 года на щебень, песок и песчанощебеночные смеси, а именно: п. 1.1.1. отходы не соответствуют требованиям настоящих ТУ; п. 1.1.2. в отходах присутствует большое количество обломков и обрезков стальной арматуры; п. 1.6.2. в комплекте поставки продукта отсутствует эксплуатационная документация (паспорт); п. 6.2. СПК «Племзавод «Детскосельский» оказано негативного воздействия на окружающую среду в результате неорганизованного захоронения отходов на участке, осуществлена свалка и размещение отходов в не предназначенном для этой цели месте; п. 6.3. отходы складированы в пределах водоохранной зоны реки Славянки; п. 9.2. отходы размещены навалом на почве участка, а не накапливаются на открытых бетонированных площадках, имеющих уклон в сторону сбора дренажных и ливневых сточных вод. Материалы образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов за 2020 год, в части образования на участке кадастровый № 78:42:0018305:1203, транспортирования и размещения на участке кадастровый № 78:42:0018306:2073 отходов IV класса I опасности не представлены ввиду их отсутствия. Производителем работ на земельном участке является СПК «Племзавод «Детскосельский». Таким образом, по результатам административного расследования при проведении: осмотра территории участка, отборе и исследовании проб отходов, аэрофотосъмке, анализе истребованных документов, опросе свидетеля, установлен и подтвержден факт размещения СПК «Племзавод «Детскосельский» строительных отходов IV класса опасности (бой асфальта, рубероид, бой бетона, грунт, бой кирпича, древесина, лом черных металлов (железо)) на 15 429 кв. м участка, в том числе водоохранной зоне реки Славянки на площади равной 7195 кв.м, в нарушении требований в области охраны окружающей среды, а также разработанной и утвержденной проектной документации (ППР, ТУ).
Председатель СПК «Племзавод «Детскосельский» Брагинец Ю.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить указанное постановление. В жалобе заявитель указывает, что постановление незаконно и подлежит отмене, при вынесении постановления имеются существенные нарушения процессуального закона, постановление вынесено неполномочным лицом, так как в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, производство по которому осуществляется в форме административного расследования, что имеется в данном случае, должно рассматриваться судьями районных судов. Административное расследование по делу было проведено Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, который находится в пределах территории, относящейся к юрисдикции Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга. Таким образом, обжалуемое постановление вынесено неуполномоченным лицом, данное дело подлежало рассмотрению судьей Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга.
Председатель СПК «Племзавод «Детскосельский» Брагинец Ю.Н., председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, будучи надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, письменного ходатайства об отложении дела на представили. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Защитник ФИО6 в судебном заседании жалобу поддержала, просила удовлетворить, в дополнение представила сведения из ЕРСМиСП об отнесении СПК «Племзавод «Детскосельский» к категории «среднее предприятие», справку о кредиторской задолженности более 159 млн. руб. и сведения о судебных делах о взыскании с СПК «Племзавод «Детскосельский» более 20 млн. руб., просила учесть специфику организации финансов сельскохозяйственного предприятия, обусловленную сезонным разрывом между сроками проведения затрат и получения доходов, трудности со своевременной оплатой платежей, в связи с чем со ссылкой на п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П просила снизить размер административного штрафа.
Государственный инспектор Санкт-Петербурга в области охраны окружающей следы ФИО7 подтвердила достоверность сведений, изложенных в составленных ею процессуальных документах по делу.
Ведущий специалист-юрисконсульт юридического отдела Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга ФИО8 против доводов жалобы возражала, полагала, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением положений КоАП РФ, оснований для снижения размера административного штрафа не имеется.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и дополнения к ним, проверив доводы жалобы, считает следующее.
Ответственность по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ответственность по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ наступает за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 2 ч. 15, п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 указанной статьи ограничениями запрещаются размещение отвалов размываемых грунтов.
В отношении СПК «Племзавод «Детскосельский» главным специалистом отдела оперативного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности государственным инспектором Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды ФИО7 составлен протокол № 001-2021/Па-510 от 24.02.2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в протоколе указаны выявленные нарушения, нарушение п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 2 ч. 15, п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Нарушение п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, п. 2 ч. 15, п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ образует состав административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что СПК «Племзавод «Детскосельский» на участке с кадастровым № 78:42:0018306:2073 разместило строительные отходы IV класса опасности (бой асфальта, рубероид, бой бетона, грунт, бой кирпича, древесина, лом черных металлов (железо)) на 15 429 кв. м участка, в том числе водоохранной зоне реки Славянки на площади равной 7195 кв.м.
Факт административного правонарушения и вина СПК «Племзавод «Детскосельский» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 001-2021/Па-510 от 24.02.2021 года, электронным обращением № ОГ-432-1995/20-0-0 от 18.11.2020 года, актом № 001-2020/Аот-509 осмотра территории от 24.11.2020 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.12.2020 года, выпиской из ЕГРН, протоколом осмотра № 001-2020-По-510 от 09.12.2020 года, протоколом № 001-2020-Поо-510 отбора проб от 09.12.2020 года с фототаблицей, актом отбора проб № 70.2.20 от 09.12.2020 года с приложением, протоколом испытаний № 458.20.О от 16.12.2020 года, протоколом биотестирования № 341.20.БТ от 21.12.2020 года, заключением к протоколу № 341.20.БТ от 21.12.2020 года, проектом производства работ, техническим условиями ТУ 08.12.12-001-00545768-2020, договором поставки лома и отходов черных и цветных металлов № 12/10/18-01 от 12.10.2018 года с приложением, протоколом опроса свидетеля ФИО9 от 20.01.2021 года, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, а также показаниями в суде свидетеля ФИО7
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в установленном законом порядке, требования закона при его составлении не нарушены, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Из постановления заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Кучаева А.В. № 001-2021/П-510-172 от 07.04.2021 года следует, что изложенные в нем обстоятельства правонарушения описаны с учетом диспозиции ч. 4 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, данное описание позволяет установить событие правонарушения и дать действиям юридического лица СПК «Племзавод «Детскосельский» юридическую оценку. Обоснованность постановления должностного лица сомнений не вызывает.
Вопреки доводам жалобы постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в предусмотренные нормами КоАП РФ сроки, действия юридического лица СПК «Племзавод «Детскосельский» квалифицированы правильно.
Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ, в пределах своих полномочий вправе главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители. Согласно ч. 1 ст. 23.23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ, в пределах своих полномочий вправе главный государственный инспектор субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместитель.
Согласно представленным материалам, дело об административном правонарушении в отношении СПК «Племзавод «Детскосельский» возбуждено 25.12.2020 года путем вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Вместе с тем административное расследование в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по данному делу фактически не проводилось, поскольку в силу п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Вместе с тем указанных действий по данному административному делу проведено не было.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований территориальной подведомственности.
Существенных нарушений процессуального закона, которые могли повлиять на полноту и объективность рассмотрения дела, судом не установлено. Обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, суд считает доказанными.
Таким образом, юридическое лицо СПК «Племзавод «Детскосельский» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Суд не усматривает обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, для отмены постановления или прекращения производства по делу.
Характер административного правонарушения, объектом посягательства которого является охрана окружающей среды и природопользование, создает угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере, в связи с чем не позволяет снизить размер административного штрафа с учетом ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального размера, предусмотренного санкциями ч. 4 ст. 8.2 и ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Из анализа взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам данного дела суд приходит к выводу об отсутствии оснований для замены наказания на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 ч. 1 п. 1, 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № 001-2021/░-510-172 ░░ 07.04.2021 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.2 ░ ░. 1 ░░. 8.42 ░░░░ ░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 350000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: