Решение по делу № 2-3301/2024 от 16.05.2024

Дело № 2-3301/24

25RS0010-01-2024-003622-40

РЕШЕНИе

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.07.2024 г. г. Находка

Находкинский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи             Шулико О.С.

при секретаре                         Андреевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к Ивановой Наталье Николаевне о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ

Краевое государственное казённое учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (далее по тексту – КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края») обратилось в суд с иском к Ивановой Н.Н. о взыскании неосновательного обогащения, в обоснование исковых требований указав, что в соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 03.03.2020 № 172-пп «Об утверждении Положения о размерах, условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта», Иванова Н.Н. являлась получателем государственной социальной помощи. 15.03.2023 г. ответчик обратилась в отделение по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятие: осуществление предпринимательской деятельности. В результате непредставления получателем государственной социальной помощи отчета о выполнении программы социальной адаптации в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин, отделением выявлен факт необоснованно полученных денежных средств в сумме 336 376 руб. за период с 05.05.2023 г. по 04.05.2024 г., отделением составлен протокол № 8, ответчику направлено уведомление о возврате денежных средств. Суммы выплаченного социального пособия возвращаются получателем государственной социальной помощи добровольно, а в случае отказа – взыскиваются в судебном порядке. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены. Просит суд взыскать с ответчика в пользу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» необоснованно полученные денежные средства, назначенные в рамках социального контракта в сумме 336 376 руб. за период с 05.05.2023 г. по 04.05.2024 г.

Представитель истца КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Мацаль О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по указанным в иске основаниям.

Ответчица Иванова Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, ходатайство об отложении слушания дела не заявляла.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчицы.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Согласно ст. ст. 307, 309 и 310 Гражданского кодекса РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются постановлением Правительства Приморского края от 03 марта 2020 г. № 172- пп «Об утверждении Положения о размерах, условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее- Положение).

Как следует из материалов дела, 15.03.2023 г. Иванова Н.Н. обратилась в отделение по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятие: осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно п.4.1, п.4.2 Положения, в целях рассмотрения вопросов о целесообразности или нецелесообразности предоставления государственной социальной помощи, разработки и утверждения программы социальной адаптации, а также выработки согласованного решения по вопросу оценки возможности предоставления государственной социальной помощи в структурных подразделениях КГКУ формируются межведомственные комиссии по разработке программы социальной адаптации и ее реализации (далее- Комиссия). Для разработки программы социальной адаптации к настоящему Положению заявитель приглашается на заседание Комиссии одновременно с направлением уведомления.

Программа социальной адаптации разрабатывается и подписывается заявителем и всеми членами Комиссии не позднее 35 дней со дня выдачи уведомления.

В программе социальной адаптации указываются планируемые обязательные мероприятия, сроки исполнения мероприятий и представления отчетности о выполнении мероприятий с приложением документов, подтверждающих факт исполнения мероприятий (при наличии документов).

Заключение социального контракта осуществляется не позднее семи дней со дня подписания программы социальной адаптации.

Из материалов дела следует, что 05.052023 г. с ответчицей Ивановой Н.Н. был заключен социальный контракт № 40 на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно подп. 2 п.5.1 Положения в целях реализации мероприятия, предусмотренного подп. «б» п. 1.7 настоящего Положения осуществляется: выплата социального пособия в целях приобретения заявителем основных средств, материально – производственных запасов (за исключением подакцизных товаров) и связанных с их приобретением работ, услуг, получения (приобретения) лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (не более 10 процентов от суммы, назначенной в рамках социального контракта), принятия имущественных обязательств (не более 15 процентов от суммы, назначенной в рамках социального контракта) для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а также в целях возмещения расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более пяти процентов от суммы, назначенной в рамках социального контракта, - в размере не более 350 000 руб.

Выплата социального пособия на реализацию мероприятий, предусмотренных подп. «б», «в» п. 1.7 настоящего Положения, осуществляется единовременно или по частям, исходя из содержания мероприятий программы социальной адаптации.

Согласно п.5.3 для осуществления контроля выполнения мероприятий программы социальной адаптации и организации осуществления государственной социальной помощи заявитель, заключивший социальный контракт в сроки, установленные в программе социальной адаптации, представляет в структурно подразделение КГКУ отчет по исполнению установленных в ней мероприятий.

Подпунктом 5.7.2 предусмотрен перечень документов, прилагаемых к отчету о выполнении мероприятия, предусмотренного подп. «б» п. 1.7 настоящего Положения, получатель государственной социальной помощи прилагает следующие документы: документы, подтверждающие расходы, связанные с приобретением основных средств, материально- производственных запасов, получением (приобретением) лицензии на ПО и (или) на осуществление отдельны видов деятельности, принятием имущественных обязательств: договоры купли- продажи, договоры на приобретение работ и услуг, связанных с приобретением основных средств, материально- производственных запасов, лицензионный договор; договоры аренды и иные договоры, подтверждающие наличие имущественных обязательств.

Согласно п.п. «г», «ж» п. 5.13 Положения, основаниями для досрочного расторжения социального контракта и прекращения оказания государственной социальной помощи являются: г) неисполнение (несвоевременное исполнение) получателем государственной социальной помощи (членами семьи получателя государственной социальной помощи) мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, указанный в п.4.6 настоящего Положения; ж) непредставление получателем государственной социальной помощи отчета о выполнении программы социальной адаптации в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин, указанных в п. 4.6 настоящего Положения.

Возврату в полном объеме подлежат следующие суммы социального пособия, выплаченные на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, которые не исполнены (несвоевременно исполнены) без уважительных причин, указанных в п. 4.6 настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что ответчиком Ивановой Н.Н., являющейся получателем государственной социальной помощи, не был предоставлен отчет о выполнении программы социальной адаптации в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин, в связи с чем, Отделением выявлен факт необоснованно полученных денежных средств в сумме 336 376 руб. за период с 05.05.2023 г. по 04.05.2024 г.

Отделением был составлен протокол переплаты от 09.04.2024 г. № 8, ответчику направлено уведомление о возврате денежных средств, однако денежные средства до настоящего времени истцу не возвращены.

Доказательств обратного, ответчицей, не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, с Ивановой Н.Н. в пользу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения за период с 05.05.2023 г. по 04.05.2024 г. в размере 336 376 руб.

Обоснованность указанного расчёта не вызывает сомнения у суда, доказательств обратного, ответчицей суду не представлено.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет.

При указанных обстоятельствах с ответчицы Ивановой Н.Н. в бюджет Находкинского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 6 564 руб. 00 коп.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Взыскать с Ивановой Натальи Николаевны (СНИЛС <.........>) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (ОГРН 1142537005566) денежную сумму в размере 336 376 руб.

Взыскать с Ивановой Натальи Николаевны (СНИЛС <.........>) в доход бюджета Находкинского городского округа государственную пошлину в размере 6 564 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения составлен 15.07.2024 г.

Судья: О.С. Шулико

2-3301/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КГКУ "Центр социальной поддержки населения ПК"
Ответчики
Иванова Наталья Николаевна
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Шулико Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
16.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2024Передача материалов судье
23.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2024Подготовка дела (собеседование)
14.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024Дело оформлено
09.10.2024Дело передано в архив
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее