Решение по делу № 33-2171/2024 от 24.04.2024

Дело № 33-2171/2024

Суд I инстанции № 2-90/2024

Докладчик: Бондаренко Е.И.

Судья 1 инстанции: Синягин Р.А.

                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

с участием прокурора

Якушева П.А.,

Бондаренко Е.И., Закатовой О.Ю.,

Уваровой Е.С.,

Ефимовой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Владимире 25 июня 2024 года дело по апелляционным жалобам администрации г.Владимира и Алексеева Н. К. на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 15 января 2024 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований администрации г. Владимира к Алексееву Н. К., Алексеевой А. С., Алексеевой А. Н., Алексееву М. Н. о выселении из жилого помещения специализированного жилищного фонда - **** без предоставления другого жилого помещения – отказать. В удовлетворении встречных исковых требований Алексеева Н. К., действующего в своих интересах, и интересах несовершеннолетних Алексеевой А. Н. и Алексеева М. Н., а также Алексеевой А. С. к администрации г. Владимира, Муниципальному казенному предприятию г. Владимира «Жилищно-коммунальное хозяйство» о заключении договора социального найма жилого помещения – **** – отказать.

Заслушав доклад судьи Бондаренко Е.И., выслушав объяснения представителя истца (ответчика по встречному иску) администрации г. Владимира Таланова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы администрации г.Владимира, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы А. Н.К.; А. Н.К., действующего в интересах несовершеннолетних А. А.Н., А. М.Н., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы и возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы администрации г. Владимира, заключение прокурора Ефимовой Т.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация г. Владимира обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к А. Н.К., А. А.С., А. А.Н., А. М.Н. о выселении из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что **** кв.м. включена в специализированный жилищный фонд и признана служебным жилым помещением. Постановлением главы города от **** **** квартира предоставлена А. Н.К. составом семьи в два человека на период трудовых отношений по списку УМВД России по г. Владимиру, а **** с ним заключен договор найма специализированного жилого помещения. **** в адрес истца поступили сведения о том, что А. Н.К. уволен со службы в органах внутренних дела. ****, истцом в адрес ответчика направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения, предоставленного ему на период трудовых отношений, однако до настоящего времени квартира не освобождена.

На основании вышеизложенного истец просил суд выселить ответчиков из жилого помещения ****, без предоставления другого жилого помещения. (том 1 л.д. 3-5, 132-133).

Определением суда от 18.12.2023 года рассматриваемое гражданское дело объединено с гражданским делом **** по иску А. А.С., А. Н.К., действующего в своих интересах, и интересах несовершеннолетних А. А.Н. и А. М.Н., к администрации г. Владимира, Муниципальному казенному предприятию г.Владимира «Жилищно-коммунальное хозяйство» о заключении договора социального найма. Согласно встречным исковым требованиям (с учетом уточнений), ответчики просили суд обязать МКП г. Владимира «ЖКХ» заключить с ними договор социального найма жилого помещения ****, площадью **** кв.м., кадастровый ****.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца администрации г.Владимира Таланов А.А. полагал исковые требования законными и обоснованными, просил их удовлетворить по изложенным в иске оснований, встречные исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.

Ответчик А. Н.К., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А. А.Н., А. М.Н., просил в исковых требованиях отказать, настаивал на удовлетворении встречных исковых требований.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец (ответчик по встречному иску) – администрация города Владимира, - указывая в обоснование доводов, что **** включена в специализированные жилищный фонд, признана служебным помещений и была предоставлена А. Н.К. составом семьи два человека на период прохождения службы в органах внутренних дел по городу Владимиру. Полагают, что А. Н.К. и члены его семьи не относятся к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

В апелляционной жалобе и уточнениях к ней Алексееев Н.К. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, - указывая в обоснование доводов, что на спорное жилое помещение распространяются нормы ст. 672 ГК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 60 и главы 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), регулирующие институт социального найма жилых помещений, в силу чего, квартира не обладает статусом служебного жилья и может быть передана А. Н.К. по договору социального найма. Просит в указанной части решение отменить.

Представитель третьего лица МКП г.Владимира «ЖКХ» в отзыве на апелляционные жалобы просил апелляционную жалобу администрации г. Владимира удовлетворить, как законную и обоснованную, а апелляционную жалобу А. Н.К. полагал не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Апелляционное рассмотрение на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ проведено в отсутствие ответчика (истца по встречному иску) А. А.С., действующей также в интересах несовершеннолетних А. А.Н., А. М.Н., представителя третьего лица (ответчика по встречному иску) МКП г. Владимира «ЖКХ», представителей третьих лиц УМВД России по Владимирской области, Управления образования и молодежной политики администрации г. Владимира, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (л.д. 108-113, 117, 121-128 т. 2). От представителя третьего лица (ответчика по встречному иску) МКП г. Владимира «ЖКХ» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 114 т. 2).

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Ефимовой Т.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

    В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Пунктом 3 части 2 статьи 104 ЖК РФ установлено, что категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы города Владимира **** от **** **** включена в специализированный жилищный фонд и признана служебным жилым помещением.. Постановлением главы города Владимира **** от **** вышеуказанная квартира предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения Алексееву Н. К., на состав семьи 2 человека, на период трудовых отношений.

**** между МКП г. Владимира «ЖКХ» и А. Н.К. заключен договор найма специализированного жилого помещения ****, на период трудовых отношений.

В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают по месту жительства Алексеев Н. К., **** года рождения, его супруга Алексеева А. С., **** года рождения, их дети Алексеева А. Н., **** года рождения, и Алексеев М. Н., **** года рождения.

Письмом от **** УМВД России по г. Владимиру уведомила администрацию г. Владимира, что приказом от **** ****л/с А. Н.К. с **** уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Служба в органах внутренних дел по смыслу части 4 статьи 32, пункта «б» части 1 статьи 72 и пункта «е» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.

Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (действующего на момент предоставления ответчику служебного жилого помещения) предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Положения статьи 30 Закона «О милиции» в ее конституционно-правовом смысле в действовавшей системе правового регулирования означали установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления. Следовательно, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым на время действия Закона «О милиции» фактически были переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции.

При этом, по смыслу положений ст. 30 Закона «О милиции» предоставление жилой площади сотруднику милиции производилось на праве социального найма.

Данные выводы основаны, в том числе и на том, что пунктами 54, 64 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1, и действовавшим на дату предоставления ответчику жилого помещения, предусматривалось, что сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами «б», «в», «е» - «з» части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении) сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что спорное жилое помещение было предоставлено А. Н.К. на условиях найма специализированного жилого помещения, при этом, как следует из содержания ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, каким либо иным жилым помещением на территории г. Владимира на дату предоставления ответчик обеспечен не был, пришел к обоснованному выводу о том, что жилым помещением в порядке и в сроки, установленные ст. 30 Закона «О милиции», на условиях социального найма ответчик А. Н.К. истцом обеспечен не был.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что после увольнения из органов внутренних дел А. Н.К. утратил право пользования спорным жилым помещением, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Судебная коллегия полагает данные доводы подлежащими отклонению по следующим основаниям.

01.03.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», статьей 44 которой устанавливалось, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. С введением в действие указанного закона органы местного самоуправления были освобождены от обязанности, предусмотренной ст. 30 Закона «О милиции» по обеспечению нуждающихся сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями.

Таким образом, реализация жилищных прав для сотрудников полиции с 01.03.2011 года законодателем предусмотрена следующим вариантами предоставления: - служебного жилого помещения; жилого помещения в собственность; единовременной социальной выплаты на его приобретение.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Статьей 67 названного закона установлено, что обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи жилым помещением осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

01.01.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 «№ 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ).

    Положениями ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ, на дату вступления в силу, предусматривалось, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Статьями 5, 6, 8 Федерального закона № 247-ФЗ предусматривается порядок предоставления жилых помещений в собственность, по договору социального найма, специализированного жилищного фонда. При этом, данные положения отнесены к жилищному фонду, формируемому федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не к муниципальному жилищному фонду.

Таким образом, на дату увольнения А. Н.К. из органов внутренних дел изменилось правовое регулирование порядка предоставления сотрудникам полиции жилых помещений, которое производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 утверждены «Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» (далее – Правила № 1223), согласно которым принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники органов внутренних дел.

Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 12.03.2019 возложена обязанность на УМВД России по Владимирской области принять решение о постановке А. Н.К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С учетом данных о том, что А. Н.К. состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты с ****, по состоянию на **** порядковый ****, суд пришел к обоснованному выводу, что А. Н.К. и его семья были признан государством в лице УМВД России по Владимирской области нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Доводы апелляционной жалобы ответчика А. Н.К. также являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции. Судебная коллегия не видит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

В силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Порядок заключения и основные условия договора найма специализированного жилого помещения определен ст. 100 ЖК РФ.

Таким образом, действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность заключения договора социального найма на служебное жилое помещение.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда и не содержат фактов, нуждающихся в дополнительной проверке, все обстоятельства являлись предметом исследования в суде первой инстанции, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, по делу не установлено, соответственно, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 15 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации г. Владимира и Алексеева Н. К. – без удовлетворения.

Председательствующий                         П.А. Якушев

Судьи                                     О.Ю. Закатова

                                     Е.И. Бондаренко

33-2171/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Владимира
Администрация города Владимира
Ответчики
Алексеев Николай Константинович, действующий также в интересах несовершеннолетних Алексеевой Анастасии Николаевны, Алексеева Михаила Николаевича
Алексеева Анна Сергеевна, действующая также в интересах несовершеннолетних Алексеевой Анастасии Николаевны, Алексеева Михаила Николаевича
Другие
Управление образования и молодежной политики администрации города Владимира в лице отдела опеки и попечительства
Управление по учету и распределению жилой площади г. Владимира (ИСКЛЮЧЕНО)
Кузнецов Алексей Анатольевич - представитель Алексеева Николая Константиновича
МКП г. Владимира ЖКХ
УМВД России по Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Бондаренко Елена Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
25.04.2024Передача дела судье
05.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024Передано в экспедицию
25.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее