Дело №2-1248/2022
УИД: 03RS0001-01-2022-000967-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.06.2022 г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Киекбаевой А.Г.,
при секретаре Габдулиной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гладышев А.К. к прокуратуре Республики Башкортостан о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни,
УСТАНОВИЛ:
Гладышев А.К. обратился в суд с иском к прокуратуре Республики Башкортостан о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни, в обосновании указав, что приказом прокурора Республики Башкортостан от 07.07.2011 № 516-К истец принят на федеральную государственную службу в прокуратуру Республики Башкортостан с 08.07.2011.
В соответствии с приказом прокурора Республики Башкортостан от 24.09.2021 № 858-К Истец освобожден от занимаемой должности заместителя прокурора Демского района г. Уфы Республики Башкортостан и с 26.09.2021 уволен из органов прокуратуры по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
При увольнении прокуратурой Республики Башкортостан отказано в выплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом требований ст. 153 Трудового кодекса РФ.
Не согласившись с указанным отказом, Истцом направлено обращение в прокуратуру Республики Башкортостан.
По результатам рассмотрения указанного обращения 12.10.2021 издан приказ прокурора Республики Башкортостан № 930-к о выплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом требований ст. 153 Трудового кодекса РФ. На основании указанного приказа Истцу выплачена денежная компенсация в размере 68 033,84 руб.
С указанной суммой истец не согласен.
Согласно расчету компенсации за неиспользованный отпуск, составленному в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, приложенному к ответу на обращение, средний дневной заработок составляет 3 585,98 руб. за один рабочий день, тогда как максимальная компенсация за работу в выходные и праздничные дни с учетом двойного размера выплаты составляет всего 3 050,86 руб., что менее среднего заработка в рабочий день.
Долг прокуратуры Республики Башкортостан перед Гладышев А.К.
составляет 129 195,06 руб.
Так, средний дневной заработок с учетом компенсационных и стимулирующих выплат по информации прокуратуры Республики Башкортостан составляет 3 585,98 руб. По сведениям прокуратуры Республики Башкортостан истцом в выходные и праздничные дни отработано 29 дней. В январе 2020 г. им, в связи с уходом в очередной оплачиваемый отпуск полная норма рабочего времени не отработана. Таким образом, работа 01.01.2020, 02.01.2020 и 06.01.2020 должна быть оплачена в одинарном размере, остальные 26 дней работы в выходные и праздничные дни не менее чем в двойном размере.
Следовательно, расчет невыплаченной заработной платы представляется
следующим образом: 26 (количество дней, отработанных сверх месячной нормы рабочего времени) * 3 585,98 (средний дневной заработок) * 2 (двойной размер выплаты в соответствии с требованиями ст. 153 Трудового кодекса РФ) + 3 (количество дней отработанных в пределах месячной нормы рабочего времени) * 3 585,98 - 68 033,84 (размер компенсации за работы в выходные и праздничные дни, выплаченный прокуратурой Республики Башкортостан в добровольном порядке) = 186 470,96 + 10 757,94 - 68 033,84 = 129 195,06 руб.
Просит взыскать с прокуратуры Республики Башкортостан в пользу Гладышев А.К. компенсацию за работу в выходные и праздничные дни в размере 129 195,06 руб.
Истец Гладышев А.К. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика прокуратуры Республики Башкортостан по доверенности Галиев Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать за необоснованностью и ввиду пропуска срока исковой давности.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом прокурора Республики Башкортостан от 07.07.2011 № 516-К Гладышев А.К. с 08.07.2011 принят на федеральную государственную службу в прокуратуру Республики Башкортостан.
В соответствии с приказом прокурора Республики Башкортостан от 24.09.2021 № 858-К истец освобожден от занимаемой должности заместителя прокурора Демского района г. Уфы Республики Башкортостан и с 26.09.2021 уволен из органов прокуратуры по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что в выходные и нерабочие праздничные дни Гладышев А.К. осуществлял дежурство, а именно 10.09.2017, 30.12.2017, 31.12.2017, 04.01.2018, 06.01.2018, 08.01.2018, 18.03.2018, 09.09.2018, 05.01.2019, 06.01.2019, 24.02.2019, 08.03.2019, 10.03.2019, 01.05.2019, 05.05.2019, 12.05.2019, 07.09.2019, 08.09.2019, 01.01.2020, 02.01.2020, 06.01.2020, 01.07.2020, 13.09.2020, 04.01.2021, 05.01.2021, 23.01.2021, 08.05.2021, 09.05.2021, 10.05.2021.
При увольнении прокуратурой Республики Башкортостан компенсация за работу в выходные и нерабочие праздничные не выплачена.
По результатам рассмотрения обращения истца 12.10.2021 издан приказ прокуратуры Республики Башкортостан № 930-к о выплате Гладышев А.К. денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни: 10.09.2017, 30.12.2017, 31.12.2017, 04.01.2018, 06.01.2018, 08.01.2018, 18.03.2018, 09.09.2018, 05.01.2019, 06.01.2019, 24.02.2019, 08.03.2019, 10.03.2019, 01.05.2019, 05.05.2019, 12.05.2019, 07.09.2019, 08.09.2019, 01.01.2020, 02.01.2020, 06.01.2020, 01.07.2020, 13.09.2020, 04.01.2021, 05.01.2021, 23.01.2021, 08.05.2021, 09.05.2021, 10.05.2021.
На основании указанного приказа истцу выплачена денежная компенсация в размере 68 033,84 руб.
Из пояснений допрошенного в качестве свидетеля главного специалиста отдела планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры РБ ФИО4 следует, что расчет денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни ответчиком произведен исходя из не менее одинарной дневной ставки должностного оклада за день работы сверх должностного оклада, если работа в выходной день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной ставки должностного оклада за день работы сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени без учета надбавок.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы 7, 15, 16 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Постановлением от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д.В., Б.К.К. и других" Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П).
Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренное положение не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Несмотря на то, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 г. N 2669-О).
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 1, пункт 2 статьи 40) (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации").
Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.
Частью второй указанной статьи предусмотрено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
Согласно разделу 5 Формы N 1 трудового договора органа прокуратуры Российской Федерации с прокурорским работником (утв. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 81) на Прокурорского работника распространяется установленная Трудовым кодексом Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю, с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). Прокурорскому работнику распоряжением Представителя работодателя может устанавливаться ненормированный рабочий день.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или организации прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника.
В силу пункта 2 Положения о порядке установления и выплаты прокурорским работникам доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.07.2017 г. N 467, размер доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается персонально каждому прокурорскому работнику с учетом объема, уровня сложности, срочности, своевременности и качества выполняемой им работы и выплачивается на основании приказа руководителя органа прокуратуры Российской Федерации.
На основании п. 3.21 Отраслевого соглашения между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации на 2020-2022 годы работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию прокурорского работника, гражданского служащего, другого работника органа или учреждения прокуратуры, работающего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Таким образом, из содержания п. 1 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", на положения которого ссылается ответчик, а также из п. 2 Положения о порядке установления и выплаты прокурорским работникам доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе, не следует, что доплата за особые условия службы устанавливается прокурорским работникам в связи с осуществлением служебной деятельности за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
С учетом вышеприведенного правового регулирования, а также постановления Конституционного Суда РФ N 26-П от 26.06.2018, суд приходит к выводу о том, что произведенная ответчиком оплата труда в выходные дни и нерабочие праздничные дни без учета компенсационных и стимулирующих выплат, что составляет менее оплаты в обычный рабочий день, нарушает принцип равной оплаты за труд равной ценности и законодательно закрепленное требование обеспечения работникам справедливой заработной платы.
В связи с чем суд соглашается с правовой позицией истца о том, что оплата труда в выходные и праздничные дни должна производиться не только исходя из не менее одинарной дневной ставки должностного оклада за день работы сверх должностного оклада, если работа в выходной день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной ставки должностного оклада за день работы сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени, но при ее исчислении должны учитываться все предусмотренные компенсационные и стимулирующие выплаты.
Довод ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями суд находит несостоятельным в силу следующего.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Именно из приказа прокуратуры Республики Башкортостан № 858-к от 24.09.2021 истцу стало известно об отсутствии соответствующей выплаты.
Поскольку обязанность работодателя оплатить компенсацию за отработанные выходные и нерабочие праздничные дни при рассмотренных обстоятельствах дела возникла в момент расторжения трудового договора, истец обратился с настоящим иском 17.03.2022 т.е. в пределах установленного законом годичного срока.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни суд принимает за основу расчет, представленный ответчиком на основании запроса, который судом проверен, признан арифметически правильным, в связи с чем с прокуратуры Республики Башкортостан в пользу Гладышев А.К. подлежит взысканию сумма в размере 105 006, 15 руб. исходя из расчета 173 006, 01 – 68 033, 84 руб.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гладышев А.К. к прокуратуре Республики Башкортостан о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни удовлетворить частично.
Взыскать с прокуратуры Республики Башкортостан в пользу Гладышев А.К. компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 105 006, 15 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гладышев А.К. отказать.
Взыскать с прокуратуры Республики Башкортостан госпошлину в доход местного бюджета в размере 3300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.Г. Киекбаева
Решение в окончательной форме изготовлено 07.06.2022