Дело № 2- 1606/2023
УИД: 16RS0040-01-2023-000282-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2023 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при секретаре Елизаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) об отмене решений об отказе в назначении субсидии и приостановке, обязании начислить субсидии, назначении штрафа виновным в нарушении прав, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице Отделения № Республиканского центра материальной помощи в Зеленодольском муниципальном районе об отмене решений об отказе назначения субсидий по оплате ЖКУ и ее приостановке, вынесенных с марта 2019 года, о возложении обязанности начислить все положенные административному истцу субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об определении и назначении штрафов сотрудникам и руководителю Отделения № Республиканского центра материальной помощи в Зеленодольском муниципальном районе, о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
В обоснование иска указано, что с марта 2019 года Отделением № РЦМП в <адрес> истцу отказывает в начислении субсидий по оплате ЖКУ на основании имеющейся у него задолженности, отказы присылались нерегулярно и только смс или направлением на эл. почту истца с 2022 г. послания с текстом «Вам отказано в начислении субсидий на ЖКУ». На неоднократные требования истца выслать сами решения по его адресу не реагировали. Истец получил указанные документы лишь ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, там отсутствовал отказ от апреля 2020 года, хотя истцом было своевременно подано заявление о начислении субсидий на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что коммунальная задолженность не может служить основанием для снятия льготы, решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. По мнению истца его заболевания, маленькая пенсия, отсутствие иных доходов, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей являются уважительными причинами образовавшейся задолженности. Отделением РЦМП № не производилась проверка данных о реальном наличии долга. При определении срока давности подачи искового заявления просил учесть, что ДД.ММ.ГГГГ истец перенес 2-й ишемический инсульт, который решил лечить в домашних условиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ у истца умерла мать и он выезжал на похороны в другой регион с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По возвращению у истца произошел гипертонический криз, а ДД.ММ.ГГГГ перенес операцию по удалению холестериновой бляхи из внутренней сонной артерии. Только в январе 2023 года у истца появилась возможность обратиться в суд. Кроме того, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, поскольку действиями ответчика ему были причинены нравственные страдания.
Истец ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении, уточнив дату с которой просит начислить неполученные субсидии – с марта 2020 г. Пояснил, что наличие у него задолженности за коммунальные услуги не подтверждено судебным актом, а работники соц.защиты не выясняли его материальное положение и обоснованность претензий о задолженности по ЖКУ.
Представитель ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» - ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что правовых оснований для назначения выплат не было, задолженность истца за услуги ЖКХ была подтверждена, присутствовала в 7 заявлениях, кроме первого. Программный продукт создан на основании нормативных актов, программа выдала отказ. В программу внесены соответствующие нормативные пункты, для предотвращения злоупотребления со стороны сотрудников. Решение формирует человек, у специалиста не было другого варианта. С 1 апреля внесены изменения в программу.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представили отзыв на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в отношении ФИО2 каких-либо решений о назначении либо об отказе в назначении мер социальной поддержки не принималось, доказательства, подтверждающие ему факт причинения морального вреда.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39).
В соответствии со ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
2. Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован по адресу: РТ, <адрес>, д. Ореховка, <адрес>А.
Согласно справке ГУ ОПФР по РТ ФИО2 является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по 3ДД.ММ.ГГГГ составлял 18 463 руб. 87 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 20 310 руб. 62 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 25 124 руб. 44 коп. (л.д.24). За период с ДД.ММ.ГГГГ по 05.12 2022 списывались денежные средства по исполнительным производствам.
На иждивении ФИО2 находятся трое несовершеннолетних детей: ФИО2 Амир, 2008 г.р., ФИО2 Эльмира, 2016 г.р., ФИО2 Диана 2018 г.р. (л.д.13-14).
Согласно сведениям Государственного казённого учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) 09.04.2019г. ФИО2 обратился в отделение с документами и заявлением о предоставлении субсидии за ЖКУ. Заявление было удовлетворено, предоставлена субсидия на период с 01.05.2019г. по 31.10.2019г.
Субсидии перечислились на счет ФИО2 в ПАО ВТБ банк
Июнь 2019г. - 1456.28 руб. - за май 2019г.;
Июль 2019г. -1588.16 руб. - за июнь 2019г.;
Август 2019г. - 978.63 руб. - за июль 2019г.;
Сентябрь 2019г. -1161.67 руб. - за август 2019г.;
Октябрь 2019г. -1704.28 руб. - за сентябрь 2019г.;
Ноябрь 2019г. - 1704.28 руб. - за октябрь 2019г.
18.10.2019г. ФИО2 вновь обратился с документами и заявлением №(2) о предоставлении субсидии за ЖКУ. Заявление было принято, рассмотрено и вынесено решение «Предоставить», на период с 01.11.2019г. по 30.04.2020г. В марте 2020г. выявилось наличие задолженности за ЖКУ, поэтому с 05.03.2020г. выплата субсидии была приостановлена. Действие заявления №(2) от 18.10.2019г. на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по вышеуказанному домохозяйству было приостановлено 1.01.2020г., в связи с неуплатой получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев (п.56 раздел VIII постановления Правительства РФ № от 14.12.2005г.). В связи с не предоставлением документов в течение 1 месяца ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2
До приостановления субсидии перечислялись на счет ФИО2 в ПАО ВТБ банк
Декабрь 2019г. - 2355.08 руб. - за ноябрь 2019г.;
Январь 2020г. - 2324.70 руб. - за декабрь 2019г.;
Февраль 2020г. -2312.70 руб. - за январь 2020г.
22.10.2020г. ФИО2 снова обратился с документами и заявлением №(3) о предоставлении субсидии за ЖКУ. Заявление было принято, рассмотрено и вынесено решение предоставить субсидию, на период с 01.11.2020г. по ДД.ММ.ГГГГ.
Действие заявления №(3) от 22.10.2020г. было приостановлено 23.10.2020г., в связи с неуплатой получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и коммунальных услуг в течение 2 месяцев (п.56 раздел VIII постановления Правительства РФ № от 14.12.2005г.).
В связи с поступившим 29.10.2020г. письменным обращением ФИО2 в отделение, был произведен повторный расчет по домохозяйству: <адрес>, д. Ореховка, <адрес>, д. IА. Система сообщила «Отсутствие оплаты жилищно-коммунальных услуг», в связи с чем 18.11.2020г. было вынесено решение об отказе по причине: «Наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальные услуг». А именно, в соответствии с вышеуказанным постановлением, п.6: «Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению».
Перечисление субсидии по заявлению от 22.10.2020г. не производилось.
13.04.2021г. ФИО2 обратился в отделение с документами и заявлением №(4) о предоставлении субсидии за ЖКУ. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на период с 01.04.2021г. по 30.09.2021г., в связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. На момент принятия решения у ФИО2 имелась задолженность - скриншот апрель 2021г. Соглашение о погашении задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги ФИО2 в отделение не представлял.
14.04.2021г. ФИО2 обратился в отделение с документами и заявлением №(5) о предоставлении субсидии за ЖКУ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на период с 01.04.2021г. по 30.09.2021г., по причине «Наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг» (скриншот апрель 2021г.). Долг от «ООО ЕРЦ Татэнергосбыт» ФИО2 не был погашен.
18.10.2021г. ФИО2 обратился в отделение с документами и заявлением №(6) о предоставлении субсидии за ЖКУ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.11.2021г. по 30.04.2022г., по причине «Наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг» - скриншот октябрь 2021г.
14.04.2022г. ФИО2 обратился лично в отделение с документами и заявлением №(7) о предоставлении субсидии за ЖКУ. Было принято решение предоставить субсидию на период с 01.04.2022г. по З0.09.2022г. Предоставление субсидии было приостановлено 12.05.2022г. в связи с неуплатой получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и коммунальных услуг в течение 2 месяцев (п.56 раздел VIII постановления Правительства РФ № от 14.12.2005г.) — скриншот май 2022г.
Решение о назначении субсидии по заявлению №(7) от 14.04.2022г., 04.07.2022г. было изменено решение на «Прекратить», в соответствии с п.60 «Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:... г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования)».
Субсидия, назначенная по заявлению №(7) от 14.04.2022г. за апрель 2022г. была перечислена в июле 2022г. в сумме 954.75 руб. на счет ФИО2 в ПАО ВТБ банк (см. приложение: справка о перечислении).
11.10.2022г. ФИО2 обратился в отделение с заявлением №(8) о предоставлении субсидии за ЖКУ. Вынесено решение о предоставлении субсидии на период с 01.10.2022г. по 31.03.2023г.
Действие заявления №(8) от 11.10.2022г. на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено, в связи с неуплатой получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев.
Уведомление об отказе в назначении выплаты субсидии на оплату жилого помещения коммунальных услуг было направлено ФИО2 системой автоматически 06.01.2023г. сообщением «Вам отказано в назначении субсидии на оплату ЖКУ» на адрес электронной почты «sportvsem@mail.ru» (скриншот октябрь 2022г.)
Истец ФИО2 полагает, что поскольку задолженность образовалась ввиду сложного материального положения, болезни, что является уважительной причиной отсутствия оплаты ЖКХ, то в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано не правомерно.
Суд полагает доводы ФИО2 заслуживающими внимание.
В силу нормативного предписания части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей на спорный период времени) предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
Пункт 56 Правил (в редакции до 2023 г.) предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил; в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Пункт 58 - при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Пункт 59. При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
При принятии решения о возобновлении предоставления субсидии она выплачивается также и за тот месяц, в течение которого приостанавливалось предоставление субсидии.
В соответствии с п.60 «Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:.,. г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования)».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1130 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в пункт 6 Правил внесены изменения, вступившие в силу с 1 июля 2021 г.
В соответствии с п.6 Правил субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы), получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно разъяснений, данных в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" в часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Данная норма изложена в следующей редакции: "Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы".
В ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин непогашения долга. Так, он является пенсионером с небольшим доходом, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, имеет тяжелые заболевания.
Согласно медицинским документам у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеются следующие заболевания: левосторонний гоноартороз- II степени на фоне хронического подагрического артирта; остеоартроз коленных суставов, полиостеоарторз, подагра, что подтверждаются медицинскими документами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-12, 17).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на стационарном лечении в неврологическом отделении для больных с ОНМК ГАУЗ «ЗЦРБ» с диагнозом: ишемический инсульт, атеросклероз БЦА. Гипертонический болезнь 3 ст. риск 4 (л.д.11).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на стационарном лечении в неврологическом отделении для лечения больных с ОНМК ГАЗ ГКБ № с диагнозом: транзитроная ишемическая атака в системе задней циркуляции в форме вестибулоатактического синдрома у пациента с инсультом в анамнезе(2021 г.). Атеросклероз БЦА: Гипертоническая болезнь 3 ст. (л.д.23).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на обследовании и лечении в отделении сосудистой хирургии с диагнозом Атеросклероз БЦА. Стенозы: КБ справа 20%, ВСА справа 60% (л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была проведена операция: эверсионная каротидная эндартерэктомия из внутренней артерии справа (л.д.12).
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ наличие задолженности за ЖКУ у претендента на субсидии должно подтверждаться судебным актом о взыскании такой задолженности. Как видно из ответа АО «Татэнергосбыт» на запрос суда за период с января 2019 по декабрь 2022 г. в платежных документах на ФИО2 отражается задолженность в пользу ООО «УК «ПТЖХ» и ООО «ЭКОТРЕЙД» - за услугу – вывоз и утилизация ТБО. Однако, судебные акты о взыскании задолженности в отношении ФИО2 не выносились. Согласно общедоступным сведениям с сайта УФССП исполнительные производства в отношении ФИО2 отсутствуют.
При таких обстоятельствах решения ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) о приостановлении выплаты субсидий и об отказе в предоставлении субсидии за ЖКУ по обращениям от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ являются неправомерными, иу суда имеются основания для возложения на ответчика обязанности предоставить ФИО2 меры социальной поддержки в виде субсидии за ЖКУ за период с марта 2020 г. по ДД.ММ.ГГГГ (поскольку по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ субсидия предоставлена на срок по ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В исковом заявлении ФИО2 указал, что незаконными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, поскольку он испытывает сильное душевное волнение, переживает по поводу отказа в выплате субсидии, находится в состоянии нервного напряжения, что отрицательно отразилось на его здоровье, самочувствии и эмоциональном состоянии. Испытал чувство унижения собственного достоинства.
Право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит, не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания). Принимая во внимание, что установлено нарушение прав истца на предоставление субсидии, учитывая понесенные истцом нравственные страдания, длительность нарушения ее права, степень вины нарушителя, суд с учетом требования разумности и справедливости определяет размер денежной компенсации морального вреда в сумме 5000 руб.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, поскольку нарушения прав истца со стороны данного ответчика судом не установлено.
Так же суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска в части требования об отмене всех решений по отказу в назначении субсидии и ее приостановке ввиду того, что удовлетворение этого требования не приведет к защите нарушенного права. Для защиты нарушенного и права и его восстановления достаточно установления того, что названные решения являются неправомерными, что и являлось предметом доказывания, и было установлено судом.
Суд так же не видит оснований для удовлетворения иска в части требования об определении и назначении штрафов сотрудникам и руководителю Отделения № Республиканского центра материальной помощи в Зеленодольском муниципальном районе, поскольку это не предусмотрено требованиями действующего законодательства. Норма Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" не распространяются на правоотношения между ФИО2 и ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)
На основании вышеизложенного и руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) удовлетворить частично.
Возложить на ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде субсидии за ЖКУ за период с марта 2020 г. по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В остальной части иска отказать.
Исковые требования ФИО2 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: