Решение от 31.08.2020 по делу № 11а-8054/2020 от 15.07.2020

Дело № 11а-8054/2020                     Судья Самусенко Е.В.

Дело № 2а-238/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2020 года                         город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей     Ишимова И.А., Магденко А.В.,

при секретаре         Ахмировой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Косолаповой Ольги Владимировны к администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области, главе администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Меркульеву Владимиру Ивановичу, депутату Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Шехиреву Александру Евгеньевичу, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

по апелляционной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 11 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения Косолаповой О.В., судебная коллегия

установила:

Косолапова О.В. с учетом принятых уточнений обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области, депутату Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Шехиреву А.Е., администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просила:

- признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новый Кременкуль по организации надлежащего пожарного проезда между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль, по которому создано препятствие по уходу дождевых вод;

- обязать администрацию сельского поселения Новый Кременкуль устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем срочной организации надлежащей уборки насыпного вала в пожарном проезде между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес>, препятствующего отводу дождевых и талых вод на территории сельского поселения Новый Кременкуль;

- обязать администрацию сельского поселения Новый Кременкуль отремонтировать данный участок дороги по ул. <адрес> в районе домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> чтобы дождевая и талая вода не скапливались на проезжей части дороги территории сельского поселения Новый Кременкуль;

- признать незаконным бездействие должностного лица главы сельского поселения Новый Кременкуль Меркульева В.И. по организации надлежащего пожарного проезда между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль, по которому создано препятствие по уходу дождевых вод;

- обязать главу сельского поселения Новый Кременкуль Меркульева В.И. организовать надлежащую уборку насыпного вала в пожарном проезде между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль;

- признать незаконным бездействие депутата сельского поселения Новый Кременкуль третьего созыва Шехирева Е.А. по обращению граждан по вопросу уборки насыпного вала в пожарном проезде между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль;

- обязать депутата сельского поселения Новый Кременкуль третьего созыва Шехирева Е.А. организовать обращение с вопросами к должностному лицу местного самоуправления по устранению насыпного вала в пожарном проезде между домами <данные изъяты> и <данные изъяты>» по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль;

- признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по обращениям граждан, переадресованным администрацией сельского поселения Новый Кременкуль по содержанию дороги между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль;

- обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области принять меры к надлежащему содержанию дороги между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль (т. 1 л.д. 7-9, т. 2 л.д. 91-92).

Требования мотивированы тем, что 24 июня 2019 года Косолапова О.В. обратилась к главе сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Меркульеву В.И. по вопросу устранения насыпного вала между домами № <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> в п. Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области. Из-за указанного насыпного вала дождевая вода скапливается около входа в жилой дом, принадлежащий Косолаповой О.В. на праве собственности, проникает на территорию ее земельного участка, создавая огромную лужу и грязь. Позже с аналогичными обращениями она обращалась 27 и 28 июня 2019 года. Также 26 июня 2019 года обращалась к депутату сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Шехиреву А.Е. Однако по результатам рассмотрения ее обращений какие либо действия по устранению насыпного вала совершены не были. Из ответа администрации сельского поселения Новый Кременкуль следовало, что ее жалобы были направлены в администрацию Сосновского муниципального района, которая в своем ответе посоветовала обратиться в суд. Кроме того, в 2016-2017 годах она обращалась в администрацию сельского поселения Новый Кременкуль с просьбами о ремонте участка дороги по ул. <адрес> в районе домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> но данный участок дороги не отремонтирован до настоящего времени.

Протокольным определением суда от 19 декабря 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Меркульев В.И. (т. 2 л.д. 94 оборот).

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 11 февраля 2020 года административное исковое заявление Косолаповой О.В. удовлетворено частично: признан незаконным ответ администрации Сосновского района Челябинской области от 09 августа 2019 года № <данные изъяты> по обращению Косолаповой О.В.; на администрацию Сосновского района Челябинской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Косолаповой О.В. по отведению сточных и (или) дренажных вод в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и сообщить об исполнении настоящего решения суда административному истцу и суду. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Косолаповой О.В. отказано.

В апелляционной жалобе администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить. В жалобе указывается, что судом первой инстанции не устанавливались фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, а именно является ли дорога, расположенная между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес>, автомобильной дорогой, использование и эксплуатация которой производиться в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Техническая документация на дорогу, расположенную по указанному выше адресу, в материалах дела отсутствует. Данная дорога расположена в проулке, используется в качестве прохода и подъезда к вышеназванным домам от автомобильной дороги общего пользования местного значения, и автомобильной дорогой местного значения не является. При этом судом не учтено, что администрацией сельского поселения Новый Кременкуль не соблюдаются требования федерального законодательства, а именно подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществления мероприятий по благоустройству территории земель поселений. Обращается внимание, что ранее Косолапова О.В. неоднократно просила главу сельского поселений Новый Кременкуль устранить нарушения в сфере благоустройства, ликвидировать насыпной вал, поскольку до его образования воды свободно стекали по проезду, поступая в дренажную систему. Отмечается, что требования истца по сути направлены на ликвидацию насыпного вала администрацией сельского поселения Новый Кременкуль в рамках исполнения полномочий, предусмотренных подп. 19 п. 1 ст. 14 упомянутого Федерального закона. Таким образом, администрация Сосновского муниципального района Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Также в жалобе указывается, что административным истцом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), для обращения в суд с требованием к администрации Сосновского муниципального района. При этом уважительности причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области, административные ответчики глава администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Меркульев В.И., депутат Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области Шехирев А.Е., представитель административного ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН Косолапова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником жилого дома по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 108-110). Из копии паспорта Косолаповой О.В. усматривается, что она зарегистрирована по указанному выше адресу с 21 ноября 2018 года (т.1 л.д. 10).

Ранее 09 марта 2017 года Косолапова О.В. подавала на имя главы администрации сельского поселения Новый Кременкуль предложение, в котором просила на основании обращения к жителям поселения от 18 января 2017 года «О предложениях жителей по благоустройству и обеспечения первичных мер пожарной безопасности» на 2017 год выполнить дорожные работы по благоустройству ул. <адрес>, дома <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, так как вся талая и дождевая вода, смывая со всех улиц поселка грязь и нечистоты, скапливается возле домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, образуя большую лужу и грязь. Указала, что эта проблема возникла после того, как сделали реконструкцию дорог в октябре-ноябре 2016 года возле строящихся домов по ул. <адрес>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, насыпав грунт между домами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Пожарный проезд так и недоделали между домами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, оголили фундамент забора дома <данные изъяты>, и вся вода теперь возле фундамента забора, не убрали мусор с фундамента забора, что может привести к деформации фундамента забора, а это приведет к аварийной обстановке, так как забор может разрушиться и упасть. На основании вышеизложенного, просила также включить в план на 2017 год благоустройство ул. <адрес>, дома <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и обеспечение первичных мер пожарной безопасности (т. 1 л.д. 40).

Администрацией сельского поселения Новый Кременкуль письмом от 27 марта 2017 года № <данные изъяты> дан ответ, что благоустройство возле домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по ул. <адрес> в п. Новый Кременкуль вставлено в план работ по благоустройству и обеспечению мер пожарной безопасности на 2017 год (т. 1 л.д. 41).

09 июня 2017 года Косолапова О.В. обратилась с заявлением к главе администрации сельского поселения Новый Кременкуль и председателю Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль по поводу утилизации мусора от пожара дома ремонта дороги по ул. <адрес> возле домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, который был начат еще в октябре 2016 года и продолжен частично в мае 2017 года, что привело к затоплению входа к дому <данные изъяты> и других домов после первого дождя. Образовалась большая лужа, так как вся вода поступала со всех улиц поселка, которые находятся выше (т. 1 л.д. 42).

В ответ на указанное обращение администрацией сельского поселения Новый Кременкуль составлено письмо от 04 июля 2017 года № <данные изъяты>, в котором сообщено, что факт об утилизации мусора не подтвердился. На территории за домами <данные изъяты> и <данные изъяты> (предполагаемая зеленая зона между домами) производятся работы по благоустройству на основании обращения Косолаповой О.В. от 09 марта 2017 года с целью обеспечения благоприятных условий проживания. Ремонт дороги, указанный в обращении, не производится. Работы по благоустройству, проводимые по указанному в заявлении адресу, проводятся на основании обращения Косолаповой О.В. от 09 марта 2017 года с целью отведения паводковых вод (т. 1 л.д. 43).

Также Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль письмом от 04 июля 2017 года № <данные изъяты> дан Косолаповой О.В. ответ, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» производство работ по благоустройству не относится к полномочиям Совета депутатов (т. 1 л.д. 44).

25 июля 2017 года Косолапова О.В. обратилась к главе Сосновского муниципального района и в прокуратуру Сосновского района с заявлением об оказании помощи в связи поданными ею в июне 2019 года заявлениями на имя главы администрации сельского поселения Новый Кременкуль и председателя Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль и полученными на них ответами (т.1 л.д. 45-46).

Прокуратурой Сосновского района письмом от 24 августа 2017 года № <данные изъяты> дан ответ, что по фактам, изложенным в обращении, прокуратурой проведена проверка, по результатам которой было установлено, что согласно информации, представленной администрацией сельского поселения Новый Кременкуль, проведение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. <адрес> домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в период 2016-2017 годов не осуществлялось, что подтверждается сводными ведомостями, первичными бухгалтерскими документами, договорами, контрактами. Обращение в части утилизации мусора, скопления талой и дождевой воды направлено в территориальный отдел территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Сосновском, Аргаяшском и Кунашакском районах (т.1 л.д. 47).

24 июня 2019 года Косолапова О.В. в очередной раз обратилась к главе администрации сельского поселения Новый Кременкуль Меркульеву В.И. с жалобой, в которой просила на основании гл. 8 Конституции РФ, Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разобраться с действиями, произведенными в пожарном проезде между домами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>» по ул. <адрес>, так как сейчас в данном проезде установлен насыпной вал, препятствующий отводу дождевых вод от домов <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> по ул. <адрес>. Ранее действовала схема, по которой вода должна протекать дальше по проезду до зеленой зоны между домами, где в свое время была сделана дренажная система. Указала, что сейчас вся дождевая вода скапливается, создавая лужу, которая препятствует входу в калитку дома <данные изъяты> по ул. <адрес>. Задан вопрос на каком основании сделан уклон дороги между домами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в сторону забора дома 83, который сейчас имеет более низкую точку, из-за которой дождевая вода течет ближе к забору дома <данные изъяты>, разрушая фундамент забора. Просила обратить внимание и также разобраться на каком основании возле канализационного люка, который находится рядом с ее забором, произведены или производятся строительные работы, а именно сделана безобразная кладка из белого кирпича впритык к забору, а также данный разбитый кирпич лежит на основании фундамента ее забора. Просила дать ответ по существу, а не отписку, что ничего не подтверждается. Также просила обратить внимание, что в пожарном проезде житель дома <данные изъяты> по ул. <адрес> захватил часть пожарного проезда и сделал из него мастерскую для своих автомобилей. Зеленая зона между домами превратилась в промышленный полигон и мусорку (металлическая будка, бетонные осколки и труды, разбитая детская карусель, стоит прицеп и т.п.). Спросила, когда будет зеленая зона, как у всех других в поселении между домами, а не свалка. Просила принять меры к благоустройству и виновных заставить исправить данные нарушения срочно (т. 1 л.д. 11, 60).

Также 27 июня и 28 июня 2019 года Косолапова О.В. обращалась к главе администрации сельского поселения Новый Кременкуль Меркульеву В.И. с жалобами в дополнениями к указанной выше жалобе от 24 июня 2019 года. В данных жалобах она просила срочно отреагировать на дождевую воду, которая скапливается у входа в дом <данные изъяты> по ул. <адрес>. Указала, что дождь, который лил 27 июня 2019 года, образовал огромную лужу. Вода поступала от домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, так как распоряжением главы сделали заграждение из дресвы в пожарном проезде домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по ул. <адрес>, где в свою время сделали дренажную систему, которая не работает из-за этого вала, и вся вода стоит у ворот дома <данные изъяты> и <данные изъяты>. Просила принять срочные меры по устранению нарушений пожарного проезда, ответить на вопрос, когда дорога по ул. <адрес> в районе домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> будет отремонтирована (асфальтирована) и будет выглядеть как дорога на пересечении улиц <адрес> и <адрес> (т. 1 л.д.12, 13, 61, 62).

На вышеуказанные жалобы письмом от 09 июля 2019 года № <данные изъяты> главой администрации сельского поселения Новый Кременкуль Меркульевым В.И. дан ответ Косолаповой О.В. о том, что в абзацах 1-4, 7 обращения от 24 июня 2019 года содержатся вопросы, которые относятся к вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктах поселения, которая в соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется органами местного самоуправления муниципального района. Обращение в части названных вопросов направлено в администрацию Сосновского муниципального района. Также со ссылкой на создание поселковой дренажной системы сообщено о невозможности скапливания паводковых вод возле дома Косолаповой О.В. Указано на недостоверность информации о захвате жителем части пожарного проезда под мастерскую, отмечено, что на территории пожарного проезда отсутствуют указанные Косолаповой О.В. мастерская для автомобилей, промышленный полигон и мусорка. Относительно обращения от 27 июня 2019 года сообщено о направлении его в части абзацев 1-2 в администрацию Сосновского муниципального района по причинам, изложенным выше. Отмечено, что информация в абзаце 4 является распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство должностного лица местного самоуправления и руководителя юридического лица, подрывающих их репутацию. По поводу письма от 28 июня 2019 года указано о направлении его в части абзацев 1-4, 5 в администрацию Сосновского муниципального района (т. 1 л.д. 14-16).

Сопроводительным письмом от 28 июня 2019 года № <данные изъяты> администрация сельского поселения Новый Кременкуль направила в адрес администрации Сосновского муниципального района обращения Косолаповой О.В. от 24, 27, 28 июня 2019 года в части вопросов, относящихся к вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктах поселения (т. 1 л.д. 58).

В письме от 09 августа 2019 года № <данные изъяты> за подписью и.о. главы Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО1. в ответ на обращение Косолаповой О.В. сообщено, что решение вопроса уборки организованного насыпного вала, препятствующего отводу дождевых вод от вышеуказанных домов, возможно только с привлечением органа судебной власти (т. 1 л.д. 20, 64).

Кроме того, 26 июня 2019 года Косолапова О.В. подавала жалобу на имя Шехирева А.Е. в Совет депутатов сельского поселения Новый Кременкуль, в которой просила разобраться с действиями администрации сельского поселения, произведенными в пожарном проезде между домами № <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по ул. <адрес>, так как в данном проезде установлен насыпной вал, препятствующий отводу дождевых вод от домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по ул. <адрес>. Ранее действовала схема, по которой вода должна протекать дальше по проезду до зеленой зоны между домами, где в свое время была сделана дренажная система. Указала, что сейчас вся дождевая вода скапливается, создавая лужу, которая препятствует входу в калитку дома <данные изъяты> по ул. <адрес>. Задан вопрос на каком основании сделан уклон дороги между домами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в сторону забора дома <данные изъяты>, который сейчас имеет более низкую точку, из-за которой дождевая вода течет ближе к забору дома <данные изъяты>, разрушая фундамент забора. Просила обратить внимание и разобраться на каком основании возле канализационного люка, который находится рядом с ее забором, произведены или производятся строительные работы, а именно сделана безобразная кладка из белого кирпича впритык к забору, а также данный разбитый кирпич лежит на основании фундамента ее забора. Также просила обратить внимание, что в пожарном проезде житель дома <данные изъяты> по ул. <адрес> захватил часть пожарного проезда и сделал из него мастерскую для своих автомобилей. Зеленая зона между домами превратилась в промышленный полигон и мусорку (металлическая будка, бетонные осколки и труды, разбитая детская карусель, стоит прицеп и т.п.). Спросила, когда будет зеленая зона, как у всех других в поселении между домами, а не свалка. Просила решить данные вопросы с главой поселения и принять срочные меры к благоустройству улицы возле домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и зеленой зоны между домами (т. 1 л.д. 17, 63).

На указанное обращение 10 июля 2019 года депутат Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Шехирев А.Е. был дал ответ о том, что вопросы, указанные в абзацах 2-6 обращения, относятся к вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, которая в соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется органами местного самоуправления муниципального района. Обращение в части названных вопросов направлено в администрацию Сосновского муниципального района. Указано на недостоверность информации в абзаце 7 о захвате жителем части пожарного проезда под мастерскую, отмечено, что на территории пожарного проезда отсутствуют указанные Косолаповой О.В. мастерская для автомобилей, промышленный полигон и мусорка. Указанные в абзацах 8-11 обращения вопросы не относятся к компетенции совета депутатов сельского поселения, в связи с чем обращение для решения данных вопросов направлено в администрацию сельского поселения (т.1 л.д. 18-19).

04 июля 2019 года Косолапова О.В. обратилась с заявлением в прокуратуру Сосновского района о привлечении к административной ответственности главы поселения Новый Кременкуль Меркульева В.А. за бездействие, связанное с решением проблемы по дороге возле ее дома, созданием насыпного вала в пожарном проезде, препятствующего уходу дождевой воды (т. 1 л.д. 21).

В письме от 05 августа 2019 года заместитель прокурора Сосновского района сообщил Косолаповой О.В. об отсутствии основания для принятия мер прокурорского реагирования (т. 1 л.д. 22).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив факт ненадлежащей организации и содержания ливневой канализации, входящей в систему водоотведения, вопросы которой отнесены к компетенции администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, а также, что обращение Косолаповой О.В. по существу названной администрацией фактически не рассмотрено, пришел к выводу о наличии оснований для признания в указанной части бездействия последней незаконным. Также суд, установив, что лицом, ответственным за надлежащее содержание спорного участка дороги, является администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, которой проверка по обращению Косолаповой О.В. не проведена, ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, не дан, учитывая несоответствие оспариваемых действий данной администрации требованиям Федерального района от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», нарушение прав и законных интересов административного истца, признал ответ администрации от 09 августа 2019 года незаконным. При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения остальных заявленных Косолаповой О.В. к другим административным ответчикам требований, указав на отсутствие факта нарушения оспариваемыми ответами ее прав и законных интересов.

Рассмотрев административное дело в порядке ч. 1 ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Федеральный законодатель в ч. 1 ст. 178 КАС РФ закрепил один из важнейших принципов административного судопроизводства – принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, предусмотрев возможность суда выйти за пределы заявленных административным истцом требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) исключительно в случаях, предусмотренных названным кодексом. В ч. 1 ст. 176 КАС РФ установлены требования к судебному решению как акту правосудию, которое должно быть законным и обоснованным.

Данные законоположения исключают возможность произвольного изложения в судебном решении требований административного истца и изменение судом предмета административного искового заявления. Содержащиеся в указанных предписаниях требования к принимаемому судебному решению направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту.

Таким образом, право определения предмета иска и способа защиты принадлежит только административному истцу. Суд не вправе самостоятельно изменять предмет или основание иска, а обязан принять решение только по заявленным требованиям и может выйти за их пределы лишь в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Однако, несмотря на то, что административным истцом не заявлялось требование к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным ее ответа от 09 августа 2019 года № <данные изъяты> по обращению Косолаповой О.В., суд первой инстанции, признав его незаконным и возложив обязанность повторно рассмотреть заявление Косолаповой О.В. по отведению сточных и (или) дренажных вод, вышел за пределы заявленных требований, что в данном случае недопустимо.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Указанные вопросы в соответствии с ч. 4 этой же статьи Федерального закона решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В порядке ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из ответов администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации сельского поселения Новый Кременкуль от 11 августа 2020 года на запрос суда следует, что соглашение о передаче администрации сельского поселения Новый Кременкуль осуществления часть полномочий администрации Сосновского муниципального района, в том числе по организации в границах населенных пунктов поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктах поселения и безопасности дорожного движения на них не заключалось.

В статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 3 названного Федерального закона автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В силу п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильная дорога по ул. <адрес> вместе с подъездами к жилым домам <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктах сельского поселения Новый Кременкуль, являющихся муниципальной собственностью сельского поселения Новый Кременкуль, по состоянию на 01 января 2018 года, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль от 30 августа 2018 года № <данные изъяты>.

Следовательно, данный участок дороги является автомобильной дорогой общего пользования местного значения сельского поселения Новый Кременкуль, в связи с чем дорожная деятельность в отношении него, включающая в себя ремонт и содержание автомобильной дороги, в силу п. 5 ч. 1 ст. 14, чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ отнесена к вопросам местного значения муниципального района, которые решаются администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области.

Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно подп. «а» п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827, автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц. Водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.

Из имеющихся в материалах дела фотографий усматривается затопление территории в непосредственной близости от ворот принадлежащего Косолаповой О.В. дома № <данные изъяты> по ул. <адрес> со стороны проходящей вдоль ворот автомобильной дороги по ул. <адрес>, что свидетельствует о неисполнении администрацией Сосновского муниципального района обязанности по надлежащему содержанию автомобильной дороге на данном участке дороги.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым в целях восстановления права административного истца обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области принять меры к надлежащему содержанию участка автомобильной дороги по ул. <адрес> в сельском поселении Новый Кременкуль в районе домов <данные изъяты> и <данные изъяты> путем обеспечения организации водоотвода с проезжей части, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.

Таким образом, правовых оснований для признания незаконным бездействия администрации сельского поселения Новый Кременкуль, главы указанной администрации Меркульева В.И. по организации надлежащего пожарного проезда между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес> на территории сельского поселения Новый Кременкуль, по которому создано препятствие по уходу дождевых вод, возложении на них обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем срочной организации надлежащей уборки насыпного вала в пожарном проезде между домами <данные изъяты> и <данные изъяты> по ул. <адрес>, препятствующего отводу дождевых и талых вод на территории сельского поселения Новый Кременкуль, возложении обязанности на администрацию сельского поселения Новый Кременкуль отремонтировать данный участок дороги по ул. <адрес> в районе домов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> чтобы дождевая и талая вода не скапливались на проезжей части дороги территории сельского поселения Новый Кременкуль, не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу подп. 1, 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение, и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как указывалось выше, 09 августа 2019 года администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области на обращение Косолаповой О.В., переадресованное из администрации сельского поселения Новый Кременкуль дан ответ о том, что обращение рассмотрено, сообщено, что решение вопроса уборки организованного насыпного вала, препятствующего отводу дождевых вод от вышеуказанных домов, возможно только с привлечением органа судебной власти.

Депутат Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Шехирев А.В. в рамках предоставленной ему компетенции 10 июля 2019 года также ответил на жалобу Косолаповой О.В. от 26 июня 2019 года. Само по себе несогласие Косолаповой О.В. с содержанием ответа не является предметом настоящего спора.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оспариваемого бездействия депутата Совета депутатов сельского поселения Новый Кременкуль Шехирева А.В. и администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по рассмотрению обращений Косолаповой О.В.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

11а-8054/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Косолапова Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация сельского поселения "Новый Кременкуль" Сосновского муниципального района Челябинской области
Глава сельского поселения "Новый Кременкуль" Сосновского муниципального района Челябинской области Меркульев В.И.
Депутат Совета депутатов сельского поселения "Новый Кременкуль" Сосновского муниципального района Челябинской области Шехирев Александр Евгеньевич
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Ишимов Иван Андреевич
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
15.07.2020Передача дела судье
03.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2020Передано в экспедицию
31.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее