Решение по делу № 66а-1409/2021 от 27.08.2021

                                                                                                        № 66а-1409/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи                           26 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Колпаковой А.В.,

судей Брянцевой Н.В., Фофонова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богомоловой К.О.,

с участием прокурора Екимцова М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело          № 3а-17/2021 (УИД 08OS0000-01-2021-000014-59) по административному исковому заявлению Киселевой ФИО11, Романенко ФИО12 об оспаривании нормативных правовых актов в части,

по апелляционной жалобе Киселевой ФИО13 на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 июля 2021 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Фофонова А.С., заключение прокурора Екимцова М.Н., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Киселева ФИО14., Романенко ФИО15. обратились в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 29 декабря 2020 г. № 149-VI-3 «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» в части фразы «ежемесячная денежная выплата».

В обоснование требований указали, что Киселева ФИО16. - врач, работавшая и проживающая в сельском населенном пункте, в настоящее время пенсионер, Романенко ФИО17. - медицинская сестра, работающая в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия «Сарпинская районная больница», в соответствии с ранее действовавшим федеральным законодательством до 1 января 2005 г. пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. С 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г. медицинские и фармацевтические работники, работающие в государственных учреждениях Республики Калмыкия и проживающие на селе, а также перешедшие на пенсию медицинские и фармацевтические работники и проживающие с ними члены их семей, проработавшие на селе 10 и более лет и проживающие на селе, получали компенсацию на оплату жилого помещения с отоплением и освещением по фактическим затратам по судебным искам. 25 декабря 2020 г. Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия № 149-VT-3 «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия», опубликованный в газете «Хальмг унн», № 219-220 от 30 декабря 2020г., которым Закон Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-3 дополнен статьей 14.1 следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам», согласно части 1 которой медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, имеют право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения.

По мнению административных истцов, с учетом уточненных требований, оспариваемая норма снижает размер указанной выше компенсации, ухудшает положение медицинских работников, противоречит статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, которая в ранее действовавшей редакции предусматривала право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, и членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, в соответствии с действующим законодательством, и положениям статьи 153 Федерального закона от 2 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ).

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 июля 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Киселева ФИО18. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Представителями ответчиков и прокуратурой Республики Калмыкия представлены письменные возражения на доводы апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили.

От участников процесса поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Екимцова М.Н., который полагал вынесенное решение обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения ввиду соответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и правильного применения норм материального права.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 33 «Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия» Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики, состоящим из 27 депутатов.

К ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, в числе прочего, относится принятие Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия и поправок к нему, а также принятие законов Республики Калмыкия и постановлений, внесение в них изменений (пункт 1 статьи 34 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия).

Пункт 2 статьи 6 Закона Республики Калмыкия «О народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» предусматривает, что к ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия относится осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Калмыкия и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Калмыкия.

Судом установлено, что Закон Республики Калмыкия «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» от 29 декабря 2020 г. № 149-VI-3, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации hltp://pravo.gov.ru 29 декабря 2020 г. Статьей 1 Закон Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-3 «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» дополнен статьей 14.1 «Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам».

Указанный закон принят компетентным и правомочным законодательным органом Республики Калмыкия, с соблюдением процедур его принятия и обнародования, установленных статьей 35 «Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия», Законом Республики Калмыкия «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Калмыкия и постановлений Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» от 25 апреля 2003 г. № 320-II-3.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемая региональная правовая норма субъектом Российской Федерации принята в соответствии с его полномочиями и компетенцией, процедура принятия, форма и порядок правового акта не нарушены, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

Выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным утверждение Киселевой ФИО19 Романенко ФИО20. о том, что установление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в твердой денежной сумме в размере 1 400 рублей нарушает их права, ввиду значительного уменьшения выплат по сравнению с ранее действующим порядком расчета компенсации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С 1 января 2012 г. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления 1 января 2005 г. в силу Федерального закона № 122-ФЗ федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 г. правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Между тем, оспариваемая норма принята во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, и не связаны с изменением формы предоставления мер социальной поддержки (вместо натуральной - денежные выплаты).

Поскольку Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 признаны утратившими силу, доводы административного истца о том, что оспариваемая им норма противоречит положениям статьи 63 названного закона судом правильно признаны необоснованными.

Приведенные законоположения свидетельствуют также о несостоятельности довода административного истца о противоречии оспариваемой в части нормы статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Суд первой инстанции правильно обратил внимание на то обстоятельство, что до 1 января 2021 г. правовое регулирование вопросов предоставления в Республике Калмыкия мер социальной поддержки врачам, проживающим в сельских населенных пунктах и работающим в организациях здравоохранения, находящихся в ведении Республики Калмыкия, а также членам их семей не осуществлялось Законом Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-3 «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия».

25 декабря 2020 г. Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия № 149-VT-3 «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия», опубликованный 30 декабря 2020 г в газете «Хальмг унн», № 219-220, которым Закон Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-3 дополнен статьей 14.1 следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам», согласно части 1, которой медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, имеют право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Согласно части 2 - получателями мер социальной поддержки по предоставлению ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения являются: 1) медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия; 2) медицинские и фармацевтические работники, проживающие в сельских населенных пунктах, вышедшие на пенсию, если общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет. Размер и порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты устанавливаются Правительством Республики Калмыкия и обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета (часть 4).

Содержание оспариваемых норм, устанавливающих формы предоставления мер социальной поддержки в виде денежной выплаты без определения размера такой выплаты, не предполагает уменьшение совокупного объема финансирования указанных выплат или ухудшение условий предоставления соответствующей льготы.

Во исполнение оспариваемых норм постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2021 г. № 78 утвержден Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия.

Пунктом 2 указанного Порядка медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, а также медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет, установлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1400 рублей.

Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, нормы постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2021 г. № 78 и утвержденного данным постановлением Порядка не являются предметом оспаривания истцов.

Вместе с тем, стороной Правительства Республики Калмыкия в лице Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия представлены обоснования установления ежемесячной денежной выплаты в размере 1 400 рублей.

Содержание оспариваемого правового предписания позволяет констатировать, что объем мер социальной поддержки, предоставляемых врачам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) соответствует приведенным федеральным законоположениям, поскольку также предусматривает компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.

Как следует из указанных выше правовых норм, право самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки субъекту Российской Федерации предоставлено федеральным законодателем.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел противоречий федеральному законодательству оспариваемой нормы, предусматривающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в твердой денежной сумме.

Анализ приведенных в решении суда данных свидетельствует о том, что объем средств, предусмотренных для медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения на меры социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности, из года в год увеличивался как исходя из их общего объема, так и в расчете на 1 человека.

Ссылка административного истца на фактическое уменьшение размера компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по сравнению с ранее получаемой ежемесячной денежной выплатой для этих же целей не свидетельствует о несоответствии оспариваемой региональной нормы имеющему большую силу законодательству.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения суда.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене. Сами по себе заявленные доводы жалобы фактически сводятся к переоценке установленной судом первой инстанции обстоятельств по делу.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселевой Людмилы Петровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения настоящего определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 ноября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

66а-1409/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Романенко Ольга Алексеевна
Киселева Людмила Петровна
Прокурор Республики Калмыкия
Ответчики
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия
Правительство Республики Калмыкия
Другие
Бережной Станислав Геннадьевич
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Фофонов Александр Сергеевич
Дело на странице суда
3ap.sudrf.ru
27.08.2021Передача дела судье
28.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
12.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021Передано в экспедицию
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее