Дело № 2а-95/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
п. Яшкуль 4 августа 2022 года
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Шовгурова С.В.,
при секретаре Магомедовой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать свалку отходов и провести рекультивацию почвы,
у с т а н о в и л :
Прокурор Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что находящийся в постоянном бессрочном пользовании администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия земельный участок, расположенный в 1,8 км на юго-восток от п. Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия, отведен под свалку бытовых и хозяйственных отходов. Однако с 1 ноября 2018 года на основании соглашения, заключенного 19 июня 2017 года с аппаратом Правительства Республики Калмыкия, деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Калмыкия осуществляет ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», которое производит сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории п. Хулхута на единственный в Республике Калмыкия лицензированный полигон размещения отходов, находящийся на территории г. Элиста. Указанный земельный участок не включен в государственный реестр объектов размещения отходов и поэтому размещение на нем отходов запрещено и он подлежит рекультивации. Администрация Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия не приняла меры по ликвидации свалки и рекультивации почвы.
В связи с этим прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в не проведении с 1 ноября 2018 года ликвидации свалки отходов и рекультивации почвы на земельном участке, расположенном в 1,8 км на юго-восток от п. Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия, а также обязать администрацию Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ликвидировать свалку отходов и провести рекультивацию почвы на указанном земельном участке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия Чульчинова Е.В. отказалась от исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившегося в не проведении с 1 ноября 2018 года рекультивации почвы на земельном участке, расположенном в 1,8 км на юго-восток от п. Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия, а также возложения на администрацию Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия обязанности провести рекультивацию почвы на указанном земельном участке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Отдельным определением суда производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части прокурор Чульчинова Е.В. поддержала административные исковые требования, но при этом полагала возможным предоставить административному ответчику 12 месяцев для ликвидации свалки отходов.
Представитель административного ответчика - администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия и заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не явились в судебное заседание. На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения и регулироваться законодательством РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Пункт 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Из п. 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», веденного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, следует, что несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Статьи 13 и 42 Земельного кодекса РФ возлагают на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанности проводить мероприятия по защите земель, в том числе от их загрязнения отходами производства и потребления, а также осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1 ноября 2018 года на основании соглашения, заключенного 19 июня 2017 года с аппаратом Правительства Республики Калмыкия, деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Калмыкия осуществляет ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», которое производит сбор и вывоз твердых коммунальных отходов со всей территории Республики Калмыкия на единственный в Республике Калмыкия лицензированный полигон размещения отходов, находящийся на территории г. Элиста.
В постоянном бессрочном пользовании администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия находится земельный участок, расположенный в 1,8 км на юго-восток от п. Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия.
Прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанный земельный участок используется для свалки отходов.
Наличие несанкционированной свалки отходов на указанном земельном участке подтверждается письменным отзывом на административное исковое заявление и письменным объяснением главы Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Шуваевой М.С., а также письменным сообщением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 13 июля 2022 года.
Доказательства, подтверждающие ликвидацию свалки отходов на указанном земельном участке, суду не представлены.
Бездействие администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в не проведении с 1 ноября 2018 года мероприятий по ликвидации на указанном земельном участке свалки отходов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим данное бездействие признается судом незаконным и поэтому суд полагает необходимым обязать администрацию Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ликвидировать свалку отходов на указанном земельном участке в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить административные исковые требования прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
Признать незаконным бездействие администрации Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в не проведении с 1 ноября 2018 года ликвидации свалки отходов на земельном участке, расположенном в 1,8 км на юго-восток от п. Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия.
Обязать администрацию Хулхутинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ликвидировать свалку отходов на земельном участке, расположенном в 1,8 км на юго-восток от п. Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия, в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) С.В. Шовгуров