Дело № 2а-2411/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 04 сентября 2017 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Королева А.Н.
при секретаре Алехиной Т.Н.
с участием административного истца Андреевой Ольги Владимировны,
представителя административного ответчика Комаровой Валерии Витальевны,
заинтересованных лиц Андреева Алексея Александровича, Юсифова Александра Александровича, Соколовой Яны Мирзавельевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреевой Ольги Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Андреевой Анастасии Александровны, о признании незаконным постановления главы администрации Новосельского сельского поселения об отказе в постановке на учет как нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Андреева Ольга Владимировна обратилась в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Новосельского сельского поселения об отказе в постановке на учет как нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование указала, что она 28.06.2017 обратилась в администрацию Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области с заявлением о признании ее семьи в составе трех человек малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
К заявлению были приложены документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований, указанные в расписке о принятии.
Постановлением администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области от 31.087.2017 г. № 114 ей отказано в признании ее семьи в составе 3 человек, зарегистрированных по адресу: <адрес>, в признании малоимущими в целях предоставления нам по договору социального найма жилого помещения муниципального фонда ввиду предоставления неполных сведений о членах семьи.
В обоснование отказа административный ответчик ссылается на пункт 6 статьи 5 Закона Владимирской области №77-03 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления им по оговорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
В дополнение к постановлению письмом № 02-08/548 от 31.07.2017 административному истцу сообщено, что ее семье в составе трех человек отказано в признании семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ввиду предоставления неполных сведений о семье (пункт 6 статьи 5 Закона Владимирской области № 77-03 от 08.06.2005 г.), так как при подаче заявления ею указаны не все члены семьи, а именно не указан зарегистрированный по месту жительства в <адрес> брат Юсифов Александр Александрович.
С указанным постановлением не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Указанный дом принадлежит в равных долях по 1/6 доли в праве общей долевой собственности каждому Андреевой Ольге Владимировне, ее сыну Андрееву Алексею Александровичу, дочери Андреевой Анастасии Александровне, Юсифову Александру Александровичу, Соколовой Яне Мирзавельевне, Соколову Александру Алексеевичу на основании решения Ковровского городского суда Владимирской области от 21.12.2015 г., которым за ними признано право собственности в порядке приватизации.
Членами ее семьи, как указано в заявлении, являются ее сын Андреев Алексей Александрович и ее дочь Анастасия. Они живут одной семьей, ведут совместное хозяйство, общий бюджет.
Ее брат живет самостоятельно, они с ним ведут раздельное хозяйство, и членом ее семьи он не является. Никаких бытовых вопросов вместе с ним административный истец не решает.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во владимирской области регулируется Законом Владимирской области от 08.06.2005 № 77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 г. № 5 «О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 № 77 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14. части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Постановлением главы администрации Ковровского района от 10.07.2007 г. № 427 «О внесении изменений в постановление главы администрации Ковровского района от 31.08.2005 г. № 450 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Средний доход ее семьи, рассчитанный на одного человека не превышает установленной регионом величины прожиточного минимума, что подтверждается справками о доходах физического лица № 156 от 07.06.2017 г., № 309 от 07.06.2017 г.. справкой отдела соцзащиты населения от 06.06.2017 г. о получении пособия на ребенка, справкой отдела соцзащиты населения от 06.06.2017 г. о получении ежемесячной компенсации на молочные продукты 2-го года, иных жилых помещений ни в собственности по договору социального найма я и моя семья не имеем, транспортных средств в собственности также не имеем, что подтверждается справками ОГИБДД МО МВД РФ «Ковровский» № 53/7 от 09.06.2017 г.
Обеспеченность членов моей семьи в составе 3 человек общей площадью жилых помещений составляет 20.9 кв.м., что менее учетной нормы на 1 человека (20.9 /3 =6.9 кв.м.).
На основании изложенного считает, что она и члены ее семьи в составе 3 человек должны быть признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании административный истец и заинтересованные лица поддержали заявленные требования по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика Комарова В.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку из выписки из домовой книги следует, что по адресу: <адрес>, зарегистрированы 4 члена семьи, в том числе брат административного истца. Однако при подаче заявления о признании малоимущими Андреева О.В. не предоставила сведения в отношении своего брата, что является основанием для отказа в признании ее малоимущей.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 1 статьи 4 Закона Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" предусмотрено, что граждане признаются малоимущими, если размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и одиноко проживающего гражданина, и стоимость имущества не позволяют им приобрести жилое помещение не ниже нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.
Частями 1, 2, 6 статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что заявление о признании малоимущими подается гражданами в органы местного самоуправления по месту жительства.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
б) документы о составе семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения и др.);
в) копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенных налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы гражданина и всех членов семьи;
г) документы, подтверждающие право собственности гражданина и членов его семьи на движимое и недвижимое имущество, подлежащее налогообложению;
д) копии документов из налоговых и иных органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества.
Основанием для отказа в принятии заявления о признании малоимущим и отказа в признании малоимущим является предоставление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений.
Как видно из материалов административного дела, Андреева Ольга Владимировна 28.06.2017 обратилась в администрацию Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области с заявлением о признании ее семьи в составе трех человек малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
К заявлению были приложены документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований, указанные в расписке о принятии.
Постановлением администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области от 31.087.2017 г. № 114 ей отказано в признании ее семьи в составе 3 человек, зарегистрированных по адресу: <адрес>, в признании малоимущими в целях предоставления нам по договору социального найма жилого помещения муниципального фонда ввиду предоставления неполных сведений о членах семьи.
Основанием отказа послужило не предоставление сведений в отношении брата административного истца, которого администрация сельского поселения посчитала членом семьи Андреевой О.В., поскольку об этом указано в домовой книге.
Однако из указанной нормы Закона Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" следует, что предоставление неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в принятии заявления, а не в отказе в признании заявителя малоимущей.
С учетом изложенного, принятое постановление администрации Новосельского сельского поселения не соответствует требованиям закона.
Кроме того, отказывая в признании малоимущей Андреевой О.В., администрация исходила из того, что ее брат Юсифов А.А. является членом семьи административного истца.
Однако администрацией не было учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В подпунктах «а» и «б» пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что опрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
С учетом изложенного, Юсифов А.А. не может быть признан членом семьи Андреевой А.А., поскольку доказательств вселения его Андреевой О.В. как члена своей семьи не представлено.
При таких обстоятельствах постановление администрации Новосельского сельского поселения не может быть признано законным.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 4 Закона Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" оценка возможностей граждан по приобретению жилых помещений за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств, осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области.
Приложениями №3 и №4 к постановлению Губернатора Владимирской обл. от 13.01.2006 N 5 "О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлен Порядок оценки возможностей граждан по приобретению жилых помещений за счет собственных средств, а также за счет собственных и заемных средств.
Например, для оценки возможностей граждан по приобретению жилых помещений не ниже нормы предоставления за счет собственных и заемных средств, в том числе доходов от продажи имеющегося имущества и произведенных накоплений или кредитных средств, органы местного самоуправления рассчитывают пороговые значения, то есть предельные показатели стоимости имущества и дохода для сопоставления с фактическими показателями:
а) пороговое значение стоимости имущества, равное расчетному показателю рыночной стоимости жилья (СЖ):
СЖ = НП x РС x РЦ, где
НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи;
РС - размер семьи;
РЦ - средняя расчетная рыночная стоимость одного кв. м жилья;
б) пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи в целях получения кредита:
ПС - процентная ставка по займу (кредиту) за месяц;
КП - общее число платежей по займу (кредиту) за весь период;
РС - количество членов семьи;
Как видно из материалов административного дела, проверка наличия или отсутствия соответствующих возможностей у семьи Андреевой О.В. органом местного самоуправления не проводилась, поскольку ее заявление по существу не было рассмотрено.
Принимая во внимание, что при предоставлении неполных сведений администрация должна была отказать в принятии заявления, а вместо этого она отказала в признании Андреевой О.В. малоимущей, при этом Андреева О.В. правомерно не предоставила сведения в отношении своего брата, поскольку он не является членом ее семьи, суд полагает необходимым возложить на администрацию сельского поселения обязанность рассмотреть по существу заявление Андреевой О.В.
При рассмотрении заявления администрация Новосельского сельского поселения должна проверить наличие у семьи Андреевой О.В. имущества, оценить ее доходы и принять решение о признании ее малоимущей или об отказе в принятии малоимущей с учетом того, что данная семья состоит из 3 человек: Андреевой Ольги Владимировны, Андреева Алексея Александровича, Андреевой Анастасии Александровны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Андреевой Ольги Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Андреевой Анастасии Александровны, о признании незаконным постановления главы администрации Новосельского сельского поселения об отказе в постановке на учет как нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области от 31.07.2017 №114 об отказе Андреевой О.В. в признании малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Обязать администрацию Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области повторно рассмотреть обращение Андреевой О.В. о признании ее и членов ее семьи в составе 3 человек: Андреевой Ольги Владимировны, Андреева Алексея Александровича, Андреевой Анастасии Александровны — малоимущими в целях предоставления жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Н. Королев