дело № 2-925/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,
при секретаре Дмитриевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП «поселок Кичера» о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил признать не соответствующим требованиям законодательства бездействие администрации муниципального образования городского поселения «поселок Кичера» в части непринятия мер по постановке на кадастровый учетавтомобильных дорог местного значения; обязать администрацию муниципального образования городского поселения «поселок Кичера» поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные: по <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>,протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>.,<адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью0<данные изъяты>., подъезд от автомобильной дороги Северобайальск-Новый Уоян-Таксимо к поселковому кладбищу протяженностью <данные изъяты> <адрес>,протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>,протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> автомобильная дорога от ж/дпереезда до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., автомобильнаядорога от <адрес> до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, по результатам которой установлено, на территории муниципального образования городского поселения «поселок Кичера» имеются автодороги общего пользования общей протяженностью <данные изъяты> которые не поставлены на кадастровый учет.
Автомобильные дороги местного значения: по <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., Подъезд от автомобильной дороги Северобайкальск-Новый Уоян-Таксимо к поселковому кладбищу, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., Автомобильная дорога от ж/д переезда до <адрес>, протяженностью <данные изъяты> Автомобильная дорога от <адрес> до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, но право собственности на них не зарегистрировано и земельные участки, на которых расположены указанные автомобильные дороги, на кадастровом учете не состоят. Указанное нарушение приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Ильязова С.Д. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Просила установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что данный срок будет достаточным для выполнения ответчиком своих обязательств.
Представитель ответчика Администрации МО ГП «поселок Кичера» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, изучив материалы дела, выслушав истца, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются, в том числе путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 годы 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального- контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Согласно статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Из материалов дела следует, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Установлено, что на территории муниципального образования городское поселение «поселок Кичера» имеются автодороги общего пользования местного значения общей протяженностью <данные изъяты>: по <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., Подъезд от автомобильной дороги Северобайкальск-Новый Уоян-Таксимо к поселковому кладбищу, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., Автомобильная дорога от ж/д переезда до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., Автомобильная дорога от <адрес> до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, <адрес>, протяженностью <данные изъяты>.
Автодороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Право собственности на них не зарегистрировано и земельные участки, на которых расположены указанные автомобильные дороги, на кадастровом учете не состоят.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом прокурорской проверки от 19.04.2022 г., а также сообщением администрации муниципального образования городского поселения «поселок Кичера».
Так, согласно сообщению Администрации муниципального образования городского поселения «поселок Кичера» от 21.04.2021 N 211, не поставлены на кадастровый учет 18 автомобильных дорог с твердым асфальтобетонным покрытием, в том числе, автомобильные дороги местного значения: по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес> протяженностью <данные изъяты>., подъезд от автомобильной дороги Северобайальск-Новый Уоян-Таксимо к поселковому кладбищу протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты> Автомобильная дорога от ж/д переезда до <адрес>, протяженностью <данные изъяты> автомобильная дорога от <адрес> до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, <адрес>, протяженностью <данные изъяты>.
Из содержания пункта 5 статьи 8 Устава муниципального образования городского поселения поселок «поселок Кичера» следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, входит в предмет ведения органов местного самоуправления МО ГП «поселок Кичера».
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Автомобильная дорога по общему правилу относится к линейным объектам-сооружениям (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Пунктом 23 часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией МО ГП «поселок Кичера» право собственности на указанные автомобильные дороги не зарегистрировано и земельные участки, на которых расположены указанные автомобильные дороги, на кадастровом учете не состоят.
Указанное приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
Учитывая изложенное, суд считает, что бездействие ответчика в части непринятия своевременных мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог незаконно, т.к. нарушает как требования законодательства, так и права неопределенного круга лиц, имеющих право на безопасное пользование автомобильными дорогами. В связи с чем, суд считает необходимым признать данное бездействие незаконным, возложить обязательства по постановке на кадастровый учет и зарегистрировать правособственности на автомобильные дороги местного значения.
Согласно частям 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что выполнение работ по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на автомобильные дороги затребует много времени и финансовых вложений, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда. Исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса интересов сторон, неопределенного круга лиц, с учетом конкретных обстоятельств дела суд считает необходимым установить срок исполнения решения в 1 год со дня вступления решения в законную силу.
Обращение прокурора в суд с настоящим иском обусловлено защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на указанные автомобильные дороги создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дороги, безопасностью дорожного движения, а также в применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, что противоречит интересам неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения.
Силу чего, суд считает, что прокурор был вправе на обращение в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными ст. 45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 235-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать не соответствующим требованиям законодательствабездействие администрации муниципального образования городского поселения«поселок Кичера» в части непринятия мер по постановке на кадастровый учетавтомобильных дорог местного значения.
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения«поселок Кичера» поставить на кадастровый учет, зарегистрировать правособственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные пол адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>,протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты><адрес> <адрес>, протяженностью <данные изъяты><адрес>, протяженностью0<данные изъяты>., подъезд от автомобильной дороги Северобайкальск-Новый Уоян-Таксимо к поселковому кладбищу, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>,протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., автомобильная дорога от ж/дпереезда до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., Автомобильнаядорога от <адрес> до <адрес>, протяженностью <данные изъяты>., <адрес>, протяженностью <данные изъяты> <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, <адрес>, <данные изъяты>.
Установить срок исполнения решения суда в 1 год со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Окончательная форма решения принята ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья: Е.Н.Казакова
УИД: №