Дело № 2-35/2020
УИД 32RS0023-01-2019-000963-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2020 г. г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Гомоновой М. В.,
с участием: истца Кузеря В. Д.,
представителя ответчика Соболь И. И., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – <данные изъяты> Котовой О. А., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя истца Юхман А. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузеря В. Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, понуждении назначить страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Кузеря В. Д. обратился в суд с указанным иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное), указал в обоснование заявленных требований, что в связи с работой во вредных условиях труда, наличием страхового стажа более 32 лет, наличием индивидуального пенсионного коэффициента более 30, а также в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного фонда ему отказано в назначении пенсии. В специальный стаж истца, связанный с работой во вредных условиях труда, пенсионным фондом не включены периоды работы: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, так как работа в должности <данные изъяты> протекала в <данные изъяты>, работа в должности <данные изъяты> не поименована Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, сведения за указанные периоды поданы работодателем без кода льготной профессии.
Истец не согласен с решением пенсионного фонда, ссылается на то, что в соответствии с Законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он имеет право на снижение пенсионного возраста на три года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и еще на три года в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за работу в тяжелых условиях труда, из чего следует, что досрочная страховая пенсия по старости ему должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионный фонд в своем решении бесспорно признает за истцом право на снижение пенсионного возраста на три года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит признать незаконным решение пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный стаж, связанный с работой во вредных условиях труда, периоды работы: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со снижением возраста на 6 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Кузеря В. Д. и его представитель Юхман А. Е. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, пояснили, что истец работал не только в <данные изъяты>, но и в <данные изъяты>, а также выполнял другие работы, <данные изъяты>. Учитывая, что выполняемая истцом работа в должности <данные изъяты> протекала во вредных условиях труда при полной занятости, считают, что должностные обязанности <данные изъяты> тождественны должностным обязанностям мастеров, занятых в <данные изъяты>, должности которых поименованы Списком № 2, код льготы 2240100б-23187.
Истец Кузеря В. Д. и его представитель Юхман А. Е. в судебном заседании также указали, что в материалах дела имеется приказ о наказании истца, как <данные изъяты> Из коллективных договоров следует, что истец являлся получателем специального питания (молока) за вредные условия труда, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Соболь И. И. в судебном заседании уточненные исковые требования Кузеря В. Д. не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе, в удовлетворении исковых требований просил отказать, пояснил, что в Списке № 2 должностей, производств, работ, профессий с вредными и тяжелыми условия труда, занятость в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости, имеется раздел 22 «Пищевая промышленность» в табачном производстве, в котором указаны должности и цеха, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, а именно должности мастеров, старших мастеров, занятых в табачных, сигаретных, папиросно-набивных и пачечно-укладочных цехах. Из трудовой книжки истца видно, что та должность, которую занимал истец в спорный период времени, не соответствует указанному Списку профессий, как не соответствует и структурное подразделение, в котором работал истец, тем структурным подразделениям, которые указаны в Списке № 2. Сырьевой цех приемки не поименован Списком № 2 профессий, что и послужило основанием для отказа истцу в назначении такой пенсии. Работодатель имеет право подать уточняющие сведения с указанием кода льготы, но на сегодняшний день код льготы работодателем не указан, таким образом работодатель не характеризует работу истца как тяжелую.
Представитель третьего лица <данные изъяты> Котова О. А. согласилась с исковыми требованиями, просила их удовлетворить, пояснила, что сведения о работе истца во вредных условиях с кодом льготной профессии сдавались работодателем в пенсионный фонд только в ДД.ММ.ГГГГ, о чем в настоящий момент третье лицо предоставило истцу уточняющую справку. Во все остальные периоды работодатель не характеризовал работу истца как вредную. Должность истца – <данные изъяты> по штатному расписанию была отнесена к сырьевому цеху, а сырьевой цех не поименован Списком № 2. Также указанным Списком № 2 не поименована должность начальника производства.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истец Кузеря В. Д. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости за работу во вредных условиях труда и за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из паспорта №, выданного истцу ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по <адрес>, Кузеря В. Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на момент обращения с указанным заявлением в пенсионный фонд исполнилось 53 года.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа на роботах с тяжелыми условиями труда.
В решении пенсионного фонда указано, что в соответствие со ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1, истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года, за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Суд соглашается с решением пенсионного фонда в указанной части и считает его соответствующим законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно части второй статьи 28.1 Закона о ЧАЭС, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно статье 34 Закона о ЧАЭС, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Факт проживания истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относившемся в этот период к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается справкой администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт проживания истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относящемся в этот период к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается справкой <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт проживания истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относящемся в этот период к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается справкой администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
При исчислении стажа по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком, согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ, не были засчитаны в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы истца:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, поскольку не подтверждается занятость в качестве <данные изъяты>;
2) ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, поскольку не подтверждается занятость в качестве <данные изъяты>, сведения о работе за указанный период сданы работодателем в пенсионный фонд без указания кода особых условий труда;
3) ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, поскольку данная должность не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, должностей, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, сведения о работе за указанный период сданы работодателем в пенсионный фонд без указания кода особых условий труда. Стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, у истца отсутствует.
Суд частично соглашается с решением пенсионного фонда по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно указанному Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, мастера, старшие мастера, занятые в табачных, сигаретных, папиросно-набивных, пачечно-укладочных цехах, имеют право на досрочное назначение пенсии (раздел XXII «Пищевая промышленность» код 2240500б-23187).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня,если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
В пункте 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 16 постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как следует из трудовой книжки истца № от ДД.ММ.ГГГГ, Кузеря В. Д. ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> где продолжает работать в настоящее время.
Факт работы истца в указанных должностях в <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; трудовыми договорами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Должности старшего табачного мастера сырьевого цеха, а также должность старшего табачного мастера, без привязки к цеху: табачному, сигаретному, папиросно-набивному, пачечно-укладочному, и должность начальника производства Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, не поименованы.
Согласно штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем <данные изъяты> в штате данного предприятия имеется должность <данные изъяты> без указания цеха.
Согласно штатного расписания <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором <данные изъяты> ФИО1, в штате данного предприятия имеется должность <данные изъяты>, которая отнесена к сырьевому цеху.
Согласно штатных расписаний <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ, в штате данного предприятия имеются должности старшего табачного мастера и начальника производства, первая относится к специалистам, вторая – к руководителям.
Согласно штатных расписаний <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в штатное расписание <данные изъяты> в штате данного предприятия имеется должность начальника производства, которая относится к структурному подразделению «производство», в состав которого, согласно приказа генерального директора <данные изъяты> ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в штатное расписание <данные изъяты> включены следующие участки: хозяйственная служба, сигаретный цех, цех №, папиросный цех, сигарильный цех, ткацкий цех, цех кальянных табаков, цех трубочных и курительных табаков, табачный цех.
Согласно должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором <данные изъяты> ФИО3, и должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором <данные изъяты> ФИО1, в обязанности старшего табачного мастера входит участие в составлении заявок на сырье, подбор табаков в табачной мешке, непосредственное участие в работе по организации качественной приемки табачного сырья, дача указаний на рекламацию табачного сырья, дача рекомендаций о необходимости пересортировки или переработки табаков, составление оперативных посортных рецептур табачных мешек, непосредственное руководство купажистами по подбору производственных партий, участие в разработке и проведении мероприятий по снижению потерь табачного сырья и отходов при его хранении и на всех стадиях производственного процесса, контроль и дача указаний о способах хранения табачного сырья на складах предприятия, участие в разработке новых видов изделий, участие в дегустационной компания фабрики, обеспечение правильного ведения документации.
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором <данные изъяты> ФИО1, в обязанности сменного мастера производственного цеха (сигаретного, папиросного, табачного) входит обеспечение выполнения участком заданий по объему производства, распределение рабочей смены по рабочим местам, обеспечение полной занятости рабочих на протяжении рабочего времени, обеспечение максимального использования производственных мощностей, правильной эксплуатации оборудования, обеспечение цеха материалами, полуфабриками, инструментами, документацией, обеспечение выполнения нормативно-технической документации, системный контроль за выполнением сменой заданий, организация кадровых перестановок, установление причин выпуска брака, строгое ведение ежедневного первичного учета выработанной продукции, проведение инструктажа подчиненных, оказание им помощи в освоении и выполнении производственных заданий, обеспечение выполнения рабочими правил внутреннего распорядка, техники безопасности, систематическая проверка оборудования, инструктаж рабочих и проверка их знаний правил техники безопасности, проверка соблюдения рабочими технологических процессов, проверка в процессе изготовления изделий (продукции), их качества, устранение брака и его причин.
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором <данные изъяты> ФИО1, в обязанности начальника производства входит организация и контроль хода производства, контроль за обеспечением цехов и участков сырьем, материалами и полуфабрикатами, руководство работой руководителей цехов и участков фабрики, координирование этой работы, участие в разработке и осуществлении мер по производству конкурентноспособной продукции, улучшению технологии и организации труда.
Из анализа приведенных выше должностных инструкций старшего табачного мастера, сменного мастера производственного цеха (сигаретного, папиросного, табачного) и начальника производства следует, что должностные обязанности данных работников отличаются друг от друга, следовательно, говорить о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (мастера, старшие мастера, занятые в табачных, сигаретных, папиросно-набивных, пачечно-укладочных цехах), не представляется возможным. Кроме того, исходя из должностных обязанностей истца, работающего в спорные периоды в должностях старшего табачного мастера и начальника производства, можно утверждать, что истец не был занят 80% рабочего времени в табачном цеху.
Как установлено в суде из объяснения представителя третьего лица <данные изъяты> Котовой О. А., в спорные периоды работы истца работодатель не характеризовал его работу как тяжелую, в связи с чем, подавал сведения в пенсионный фонд без кода льготной профессии, только за ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ работодателем сдавались сведения в пенсионный фонд с кодом льготной профессии, которые в дальнейшем корректировались.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон № 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 и 3 ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ).
В соответствии с ст. 5 Федерального закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 указанного Закона работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
В соответствии со сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, у Кузеря В. Д. общий страховой стаж составляет 36 лет 02 месяца 08 дней, ИПК - 132,859.
Согласно Выписки из лицевого счета застрахованного лица, Кузеря В. Д. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Сведения работодателем <данные изъяты> за спорные периоды работы истца, имевшие место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, сданы в пенсионный фонд без кода льготной профессии.
Третьим лицом <данные изъяты> в суд представлена справка, уточняющая особый характер работы и условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой Кузеря В. Д. работал в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фактическая продолжительность 01 год 11 месяцев 24 дня. В указанный период имели место отпуска без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые не включены работодателем в специальный стаж истца.
В связи с изложенным, у суда имеются законные основания для включения в специальный стаж истца, связанный с работой в тяжелых условиях труда, периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением отпусков без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как работа истца протекала в особых условиях труда, работодателем указан код льготной профессии 2240500б-23187, раздел XXII, подраздел № 5А Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
Других справок, уточняющих особый характер работы, подтверждающих работу истца до его регистрации в системе государственного пенсионного страхования в тяжелых условиях, третьим лицом <данные изъяты> в суд не представлено. В связи с этим, отсутствуют основания для включения спорных периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до регистрации в системе государственного пенсионного страхования) в специальный стаж истца.
Спорные периоды трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, имевшие место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования, не могут быть включены в специальный стаж Кузеря В. Д., так как в соответствии с приведенным выше законодательством они подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Спорные периоды работы истца, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть зачтены в специальный стаж истца без учета сведений об особых условиях труда у страхователя и сведений об уплате дополнительных страховых взносов за истца, которые в материалы дела не представлены; а до этой даты также не подлежат включению в специальный стаж истца по причине того, что работодатель не отнес истца к льготникам, предоставил сведения о его работе без кода льготы, что указывает на отсутствие полной занятости истца во вредных условиях труда при работе с табачными изделиями и табачным сырьем.
Спорный период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж истца еще и по тому основанию, что данная должность не поименована Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Что касается не включения работодателем в специальный стаж истца, связанный с работой в тяжелых условиях труда, отпусков без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд считает это правильным на основании следующего.
Согласно п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
Из анализа указанного положения следует, что включение в специальный стаж периодов нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы не предусмотрено, поскольку в указанный период трудовые обязанности работником не выполняются, заработная плата не выплачивается и, соответственно, уплата страховых взносов в пенсионный орган не производится.
Включение периодов нахождения работника в отпуске без сохранения содержания, в неоплачиваемых отгулах, простоев не предусмотрено также статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В связи с вышеизложенных, суд удовлетворяет требования истца частично, включает в специальный стаж истца период его работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением отпусков без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Во включении в специальный стаж истца других спорных периодов суд ему отказывает.
При этом суд считает, что оснований для признания решения пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении пенсии не имеется, так как решение основано на пенсионном законодательстве и законодательстве о ЧАЭС, а также на имевшихся в распоряжении ответчика доказательствах. Справка, уточняющая особый характер работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представлена работодателем только в суд.
Из представленной истцом карты специальной оценки условий труда начальника производства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и прилагающихся к ней протокола измерений шума № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола измерений аэрозолей преимущественно фиброгенного действия № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола измерений тяжести трудового процесса № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола измерений световой среды № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола измерений эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что класс условий труда – 3.1, имеется необходимость в проведении медицинских осмотров работников, занятых на этой должности, рабочее место соответствует требованиям обеспеченности СИЗ.
Из указанных выше доказательств нельзя заключить, что работа истца в должности <данные изъяты> протекала в особых условиях труда при полной занятости и в должности, поименованной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Из карты аттестации рабочих мест мастеров сигаретного цеха <данные изъяты> № следует, что класс условий труда по степени вредности – 3.2, льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.
Из карты аттестации рабочих мест мастеров малого сигаретного цеха <данные изъяты> № следует, что класс условий труда по степени вредности – 3.1, льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.
Из карты аттестации рабочих мест мастеров сигаретного цеха № <данные изъяты> № следует, что класс условий труда по степени вредности – 2, льготное пенсионное обеспечение предусмотрено по Списку № 2 «Табачное производство», код 22405006-24013.
Из карты аттестации рабочих мест мастеров папиросного цеха <данные изъяты> № следует, что класс условий труда по степени вредности – 3.2, льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.
Из карты аттестации рабочих мест старших мастеров офиса <данные изъяты> № следует, что класс условий труда по степени вредности – 2, льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.
Из карты аттестации рабочих мест мастеров табачного цеха <данные изъяты> № следует, что класс условий труда по степени вредности – 3.1, льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.
Представленные истцом карты аттестации рабочих мест не относятся к истцу и не характеризуют его работу, как связанную с тяжелыми условиями труда.
Доводы искового заявления о том, что истцу в соответствии с трудовыми договорами в спорные периоды работы предоставлялся ежегодный дополнительный отпуск, а также о том, что он принимал участие в производстве табака: руководил работой купажистов, которые, в соответствии с технологической картой, рассортировывают тюки листового табака, подбирают кипы в партию, контролируют подачу тюков на рабочие столы сортировщиц, контролируют укладку завезенных табаков в цех, согласовывают очередность завозки табаков; не подтверждают, что работа истца протекала в особых условиях труда при полной занятости и в должности, поименованной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Довод истца о том, что его работа связана с табачной пылью, которая входит в перечень вредных и опасных производственных факторов, а также с вредными выпарами, которые образуются в процессе обработки табачного сырья, отрицательно сказывающимися на здоровье человека, а также представленная истцом в материалы дела табачная рецептура от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указаны наименования табака; также не подтверждают, что работа истца протекала в особых условиях труда при полной занятости, в должности, поименованной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Не подтверждает полную занятость истца в тяжелых условиях труда, в должности, поименованной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, представленный им приказ <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Кузеря В. Д. объявлен выговор <данные изъяты>
<данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает полную занятость истца в тяжелых условиях труда и в должности, поименованной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
Довод истца о том, что начальник производства в соответствии с трудовым договором занят на работах с вредными условиями труда, его рабочее место располагается в помещениях производственных цехов работодателя, не подтверждает полную занятость истца в тяжелых условиях труда в должности, поименованной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
Представленные истцом коллективные договоры <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ, а также Приложение к ним, в котором имеется список работников, занятых на работах с вредными условиями труда, на получение бесплатного спецпитания, где в разделе «руководители, специалисты и служащие» указан старший табачный мастер, а также работники табачного, папиросного, сырьевого и сигарного цехов, не подтверждают полную занятость истца в тяжелых условиях труда и в должности, поименованной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
На основании ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Включенный в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не дает истцу право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с понижением возраста на 3 года, так как у истца отсутствует половина требуемого п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ специального стажа 6 лет 3 месяца.
Периоды проживания истца в радиационной зоне дают ему право в соответствии с ст. 34 и Примечанием к ст.ст. 32- 35 Закона о ЧАЭС на снижение пенсионного возраста на 3 года, т.е. Кузеря В. Д. имеет право выхода на пенсию в 57 лет.
На основании изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении искового требования о понуждении пенсионного фонда назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с понижением возраста на шесть лет с ДД.ММ.ГГГГ, по причине отсутствия у него права.
Таким образом, исковые требования Кузеря В. Д. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Кузеря В. Д. удовлетворить частично.
Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) включить в специальный стаж Кузеря В. Д, связанный с работой во вредных условиях труда, период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением отпусков без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части уточненных исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, понуждении назначить страховую пенсию по старости Кузеря В. Д. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р. В. Коростелева
Мотивированное решение составлено 20 января 2020 года.