№2а-1356/2021
Уникальный идентификатор дела (материала)
26RS0009-01-2021-002132-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 08 ноября 2021 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Алиевой А.М., при секретаре судебного заседания Марковской Е.В.,
с участием прокурора в лице помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Репченко Н.А., представителя административного ответчика Ким С.В., представителя заинтересованного лица администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края по доверенности Касьяновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Благодарненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к управлению по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения,
у с т а н о в и л:
прокурор Благодарненского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края с требованием: признать незаконным бездействие администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края по не приведению в соответствие с требованиями п. 5.3.3.8 ФИО5 52766-2007, участка улично-дорожной сети в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, №, в части приведения в соответствие с ФИО5 52766-2007 посадочной площадки; обязать управление по делам территорий администрации Благодарненского городского округа <адрес> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу организовать и обеспечить проведение работ по приведению в соответствие с требованиями ФИО5 52766-2007 по оборудованию возвышенной посадочной площадки по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>
Прокурор в лице помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Репченко Н.А. в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика управления по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края Ким С.В. в судебном заседании, соглашаясь с доводами административного иска и не возражая против его удовлетворения, просил суд увеличить срок для обеспечения и организации проведения работ по оборудованию возвышенной посадочной площадки по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с ФИО5 52766-2007, до 24 месяцев, пояснив, что 6 месяцев для исполнения решения суда недостаточно, с учетом имеющихся и запланированных объемов финансирования и наличия большого количества еще неисполненных ранее вынесенных судебных решений. Расходы бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края планируются исходя из наличия суммарного объема доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. Местный бюджет в значительной степени дотационный. В соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет средств дорожного фонда. В соответствии с решением Совета депутатов Благодарненского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Благодарненского городского округа <адрес> на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №) объем дорожного фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 170 724 631,39 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета <данные изъяты> рублей. В соответствии со статьей 81 БК РФ в расходной части бюджета были запланированы средства резервного фонда в сумме <данные изъяты> рублей. Использование средств резервного фонда осуществляется в соответствии с постановлением администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № на непредвиденные расходы. К непредвиденным расходам относятся расходы, возникновение потребности в которых нельзя было предусмотреть заранее в силу обстоятельств объективного характера, которые не были учтены при формировании расходов местного бюджета на текущий финансовый год и не могут быть перенесены на следующий финансовый год, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, на выплаты пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В ходе исполнения местного бюджета в 2021 году средства резервного фонда сокращены и направлены на расходы, не обеспеченные в полном объеме финансированием. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ резервный фонд составляет <данные изъяты> рублей. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований бюджетного законодательства. В соответствии со статьей 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. На момент предъявления исковых требований Управлением для организации исполнения полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения заключены 43 муниципальных контракта на общую сумму <данные изъяты> рублей. Также у Управления на исполнении уже находятся 52 решения Благодарненского районного суда Ставропольского края по административным искам прокурора Благодарненского района по содержанию автомобильных дорог местного значения общего пользования Благодарненского городского округа Ставропольского края. Таким образом, в течение 2022 года Управлением должна будет проведена работа по исполнению указанных решений, а также плановых мероприятий, направленных на содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования Благодарненского городского округа Ставропольского края. Управление, как орган администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края обязано рассматривать и реагировать на обращения граждан, касающиеся, в том числе, вопросов содержания дорог. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией округа зарегистрировано 105 обращений граждан по вопросу содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования Благодарненского городского округа Ставропольского края. Рассмотрение обращений также требует определенных финансовых затрат. Исходя из того, что средства дорожного фонда текущего года израсходованы, объем субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год не известен, выполнить исковые требования в шестимесячный срок не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края Касьянова И.В, в судебном заседании также по доводам письменного отзыва на административный иск просила увеличить срок для выполнения решения суда до 24 месяцев
Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в области безопасности дорожного движения на участках автодорог (улиц) Благодарненского городского округа Ставропольского края и установлено, что в нарушение ФИО5 52766-2007 по адресу: <адрес>, Благодарненский городской округ, <адрес>, <адрес>, отсутствует возвышенная посадочная площадка над остановочной площадкой.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
В ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в законе.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 11 ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ установлено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 статьи 13, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно подпунктам 46 и 47 пункта 1 статьи 3 Положения об управлении по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, управление в соответствии с возложенными на него задачами организует деятельность по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах Благодарненского городского округа; организует деятельность по проектированию, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах Благодарненского городского округа. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 1 вышеуказанного Положения, Управление подотчетно Главе Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ФИО5 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ФИО5 52766-2007),
В соответствии с пунктом 3.24 ФИО5 52766-2007 остановочные пункты маршрутных транспортных средств – комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров.
В соответствии с пп. 5.3.3.1 ФИО5 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах: боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.ДД.ММ.ГГГГ; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Согласно п. 5.3.3.8 ФИО5 52766-2007 посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки, при этом длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м в населенных в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м. Возвышение посадочной площадки на остановочной должно быть 0,20 м.
В нарушение указанных требований федерального законодательства управлением по делам территорий администрации Благодарненского городского округа <адрес> не обеспечена безопасность дорожного движения, о чем свидетельствует отсутствие возвышенной посадочной площадки над остановочной площадкой по адресу: <адрес>, Благодарненский городской округ, <адрес>, <адрес>, №, что нарушает право неограниченного круга лиц - участников дорожного движения на личную безопасность и сохранность жизни, здоровья, имущества.
Учитывая вышеизложенное, выявленные недостатки состояния автомобильной дороги свидетельствуют о том, что вышеприведенные требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения административным ответчиком соблюдаются ненадлежащим образом, в связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Часть 9 статьи 227 КАС РФ определяет, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Исходя из вышеизложенного, суд считает несостоятельными доводы ответчика о необходимости увеличении срока проведения работ по приведению в соответствии с ФИО5 52766-2007 по оборудованию возвышенной посадочной площадки по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, №, до 24 месяцев, однако считает, что заявленный административным истцом срок исполнения решения суда в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу также не отвечает требованиям разумности, в связи с чем считает необходимым установить срок исполнения решения суда в 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который суд, исходя из представленных по делу доказательств, находит разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░5 52766-2007 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, 7.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░