Судья Конатыгина Ю.А. Дело № 33а-31803/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Капуста А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 октября 2017 года частную жалобу Сергеева <данные изъяты> на определение Мытищинского городского суда Московской области от 25 мая 2017 года об оставлении без рассмотрения административного искового заявления Сергеева <данные изъяты> к заместителю председателя окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 Моисеевой <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить заверенные копии протоколов заседаний комиссии,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
заключение прокурора Корнилова П.С.,
установила:
Сергеев <данные изъяты> обратился в суд с административным иском к заместителю председателя окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 Моисеевой <данные изъяты>. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении заверенных копий документов территориальной избирательной комиссии города Мытищи, возложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить административному истцу заверенные копии протоколов заседаний окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12, состоявшихся в период с 20 сентября 2016 года по 21 февраля 2017 года включительно (л.д. 3).
Свои требования административный истец мотивировал тем, что 21 февраля 2017 года он как член окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 с правом решающего голоса обратился к заместителю председателя данной комиссии Моисеевой <данные изъяты>. с заявлением о предоставлении заверенных копий протоколов заседаний окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12, состоявшихся за период с 20 сентября 2016 года по 21 февраля 2017 года включительно. Срок рассмотрения заявления истек 23 марта 2017 года, однако испрашиваемые документы административному истцу не были предоставлены.
В предварительном судебном заседании административным ответчиком Моисеевой <данные изъяты>. было заявлено ходатайство об оставлении административного искового заявления Сергеева <данные изъяты> без рассмотрения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ.
Административный истец Сергеев <данные изъяты>. в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Определением Мытищинского городского суда Московской области от 25 мая 2017 года административное исковое заявление Сергеева <данные изъяты>. оставлено без рассмотрения.
В частной жалобе Сергеев <данные изъяты>. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Сергеев <данные изъяты> Моисеева <данные изъяты>. не явились, о месте и времени рассмотрения частной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора Корнилова <данные изъяты> судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене.
В силу подпункта «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Из материалов дела усматривается, что решением избирательной комиссии Московской области от 24 мая 2016 года <данные изъяты> полномочия окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 по выборам депутатов Московской областной Думы возложены на территориальную избирательную комиссию города Мытищи Московской области (л.д. 5-6).
21 февраля 2017 года Сергеев <данные изъяты> как член окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 с правом решающего голоса обратился к заместителю председателя комиссии Моисеевой <данные изъяты> с заявлением о предоставлении заверенных копий протоколов заседаний окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12, состоявшихся за период с 20 сентября 2016 года по 21 февраля 2017 года включительно (л.д. 4, 7).
Указанные документы Сергееву <данные изъяты>. не были предоставлены.
Согласно части 4 статьи 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Пунктом 4 части 2 статьи 125 КАС РФ установлено, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
В силу пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.
Оставляя без рассмотрения административное исковое заявление Сергеева <данные изъяты>., суд первой инстанции исходил из того, что производство по данному административному делу было возбуждено с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 КАС РФ, поскольку в административном исковом заявлении не изложены основания и доводы, свидетельствующие о существенных нарушениях избирательного права административного истца (пункт 4 части 2 статьи 125 КАС РФ). 26 апреля 2017 года при проведении подготовки административного дела к судебному разбирательству административному истцу было предложено устранить допущенные нарушения в срок до 25 мая 2017 года. В установленный судом срок Сергеевым <данные изъяты> указанные нарушения не были устранены.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В административном исковом заявлении Сергеев <данные изъяты> указал, что своим бездействием заместитель председателя окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 Моисеева <данные изъяты> нарушила его право как члена окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 с правом решающего голоса на получение заверенных копий документов избирательной комиссии, гарантированное подпунктом «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, в административном исковом заявлении указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы Сергеева <данные изъяты> нарушены оспариваемым бездействием административного ответчика.
В качестве доказательства, подтверждающего нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, к административному исковому заявлению приложена копия обращения Сергеева <данные изъяты> к заместителю председателя окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12 Моисеевой <данные изъяты> от 21 февраля 2017 года о предоставлении заверенных копий протоколов заседаний окружной избирательной комиссии Мытищинского одномандатного избирательного округа № 12, состоявшихся за период с 20 сентября 2016 года по 21 февраля 2017 года включительно (л.д. 4), которые не были ему предоставлены, что не оспаривала в судебном заседании административный ответчик Моисеева <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для оставления без рассмотрения административного искового заявления Сергеева <данные изъяты>
С учетом изложенного обжалуемое определение не может быть признано законным и подлежит отмене с направлением дела в Мытищинский городской суд Московской области для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Мытищинского городского суда Московской области от 25 мая 2017 года отменить, направить дело в тот же суд для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи: