Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-360/2023
УИД43RS0043-01-2023-000367-24
пгт. Арбаж 10 июля 2023 года.
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смирнова И.В.,
при секретаре Когут Е.В.,
с участием заместителя прокурора Арбажского района Попова А.С., представителя ответчика по доверенности - Токмяниной С.А., представителя третьего лица по доверенности Ларионова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Арбажского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Арбажский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Арбажского муниципального округа Кировской области, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования», об обязании организовать проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Арбажского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Арбажского муниципального округа Кировской области об обязании организовать проведение работ по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов, указывая, что прокуратурой Арбажского района Кировской области в результате проведенных проверочных мероприятий по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, природоохранного законодательства установлено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Арбажского муниципального округа осуществляется с нарушением п.п.11, 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.7 ст.12, п.п. 1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.11, п.1, п.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 15, 27 ст. 8 и ст. 36 Устава муниципального образования от 11.11.2020 № 3/39. Проведенной проверкой были выявлены места несанкционированного размещения отходов по адресам:
- 612180, Кировская область, Арбажский муниципальный округ, пгт. Арбаж, территория бывшего асфальтового завода по автодороге пгт Арбаж – д.Мосуны. Координаты участка: д. <данные изъяты>, ш. <данные изъяты>. Кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>. Несанкционированное размещение отходов расположено с левой стороны при съезде с автотрассы п.Арбаж – д.Мосуны Арбажского района на территорию бывшего асфальтового завода. В кустарнике, расположенном вдоль дороги. Земельный участок, на котором располагаются отходы ТКО находится в северо-западной части от п.Арбаж. Земельный участок находится в юго-восточной части от д.Мостолыги Арбажского муниципального округа. Протяженность засоренной территории с востока на запад 2м, ширина 2м, высота около 0,2м, приблизительный объем 0,8 м.куб. Земельная площадь занятая отходами ТКО составляет 0,004 га. На территории свалки находятся твердые коммунальные отходы (отходы пластиковой и стеклянной тары, мешок, набитый мусором, старая одежда и др. Документы на отвод земельного участка под свалку отсутствуют. Земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, принадлежит Арбажскому муниципальному округу. Свалка организована населением п.Арбаж;
- 612180, Кировская область, Арбажский муниципальный округ, д.Криуша (водоохранная зона р.Вятка). В водоохраной зоне р.Вятка выявлены 2 места несанкционированных размещения отходов ТКО. Координаты участка: д.<данные изъяты>, ш.<данные изъяты>, д.<данные изъяты>, ш.<данные изъяты>. В прибрежной водоохраной зоне установлены вместо контейнеров под отходы ТКО, две металлические бочки и металлический ящик, объемом 200 литров, каждые. Мусор из бочек и металлического ящика своевременно не удаляется. Емкости были установлены администрацией бывшего Корминского сельского поселения. При реорганизации Арбажского района в муниципальный округ, Корминское сельское поселение было ликвидировано. Емкости установлены у площадки с отдыхающими, приезжающими на рыбалку. Общая площадь, занятая под несанкционированным размещением отходов ТКО составляет примерно 30 метров квадратных. Длина 6м, ширина 5м, высота 0,2м. Общий объем отходов составляет 6 метров кубических. Свалки организованы населением д.Криуша.
При таких условиях создается угроза реального причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде. Кроме того, данный факт негативно влияет на санитарное состояние почвы, земель по биологическим и эпидемиологическим показаниям.
Просит обязать муниципальное образование Арбажский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Арбажского муниципального округа Кировской области организовать в срок до 01.10.2023 проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок по указанным адресам.
В судебном заседании истец - заместитель прокурора Арбажского района Кировской области Попов А.С. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении, срок исполнения работ по ликвидации несанкционированных свалок установить до 01.10.2023.
Представитель ответчика администрации Арбажского муниципального округа Кировской области Токмянина С.А. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что администрацией округа предпринимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок мусора.
Представитель третьего лица КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» Ларионов А.Г. поддержал исковые требования истца. Представитель также в судебном заседании указал, что до настоящего времени несанкционированные свалки ТКО полностью не ликвидированы.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
В силу п.7 ст.12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 11, 24 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. 15, 27 ст. 8 Устава муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области, принятого решением Думы Арбажского муниципального округа Кировской области № № <...> от <ДД.ММ.ГГГГ> установлено, что в число вопросов местного значения муниципального округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, что входит в компетенцию администрации округа (п.п. 17, 29 ст.36 Устава).
Судом установлено, что при проведении прокуратурой Арбажского района Кировской области проверки установлено, что на территории муниципального образования Арбажского муниципального округа Кировской области выявлены несанкционированные размещения твердых коммунальных отходов по адресам:
- 612180, Кировская область, Арбажский муниципальный округ, пгт. Арбаж, территория бывшего асфальтового завода по автодороге пгт Арбаж – д.Мосуны. Координаты участка: д. <данные изъяты>, ш. <данные изъяты>. Кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>. Несанкционированное размещение отходов расположено с левой стороны при съезде с автотрассы п.Арбаж – д.Мосуны Арбажского района на территорию бывшего асфальтового завода. В кустарнике, расположенном вдоль дороги. Земельный участок, на котором располагаются отходы ТКО находится в северо-западной части от п.Арбаж. Земельный участок находится в юго-восточной части от д.Мостолыги Арбажского муниципального округа. Протяженность засоренной территории с востока на запад 2м, ширина 2м, высота около 0,2м, приблизительный объем 0,8 м.куб. Земельная площадь занятая отходами ТКО составляет 0,004 га. На территории свалки находятся твердые коммунальные отходы (отходы пластиковой и стеклянной тары, мешок, набитый мусором, старая одежда и др. Документы на отвод земельного участка под свалку отсутствуют. Земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, принадлежит Арбажскому муниципальному округу. Свалка организована населением п.Арбаж;
- 612180, Кировская область, Арбажский муниципальный округ, д.Криуша (водоохранная зона р.Вятка). В водоохраной зоне р.Вятка выявлены 2 места несанкционированных размещения отходов ТКО. Координаты участка: д.<данные изъяты>, ш.<данные изъяты>, д.<данные изъяты>, ш.<данные изъяты>. В прибрежной водоохраной зоне установлены вместо контейнеров под отходы ТКО, две металлические бочки и металлический ящик, объемом 200 литров, каждые. Мусор из бочек и металлического ящика своевременно не удаляется. Емкости были установлены администрацией бывшего Корминского сельского поселения. При реорганизации Арбажского района в муниципальный округ, Корминское сельское поселение было ликвидировано. Емкости установлены у площадки с отдыхающими, приезжающими на рыбалку. Общая площадь, занятая под несанкционированным размещением отходов ТКО составляет примерно 30 метров квадратных. Длина 6м, ширина 5м, высота 0,2м. Общий объем отходов составляет 6 метров кубических. Свалки организованы населением д.Криуша.
Данные обстоятельства подтверждаются справками обследования территории о наличии несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на территории Арбажского муниципального округа Кировской области № <...> (02-06-2023) от 20.04.2023, № <...> (02-06-2023) от 28.04.2023, № <...> (02-06-2023) от 10.07.2023, № <...> (02-06-2023) от 10.07.2023, составленными уполномоченными лицами, и фототаблицами к ним.
В отношении свалки, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установлена муниципальная собственность муниципального образования Арбажского муниципального округа.
Свалки, расположенные в водоохраной зоне реки р.Вятка, находятся на земельных участках, где собственность не разграничена.
Поскольку несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории Арбажского муниципального округа, который в силу действующего законодательства несет ответственность по их надлежащему содержанию, соответственно администрация Арбажского муниципального округа обязана организовать ликвидацию вышеуказанных свалок.
Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией Арбажского муниципального округа Кировской области своих обязанностей, возложенных на неё законом.
При таких условиях создается угроза реального причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде. Данный факт негативно влияет на санитарное состояние почвы, земель по биологическим и эпидемиологическим показаниям.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что несоблюдение природоохранных, экологических, санитарно-эпидемиологических требований по организации накопления и вывоза ТКО нарушает права и законные интересы граждан, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок подлежат удовлетворению.
С учетом мнения сторон, объемов работ и сроков финансирования мероприятий по устранению несанкционированных свалок, суд считает возможным предоставить срок для исполнения решения суда до 01.10.2023 года.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.10.2023 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░: 612180, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.░░░░░ – ░. ░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░. <░░░░░░ ░░░░░░>. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>;
- ░░ ░░░░░░: 612180, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░). ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░. <░░░░░░ ░░░░░░>;
- ░░ ░░░░░░: 612180, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░). ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░.<░░░░░░ ░░░░░░>, ░. <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17 ░░░░ 2023 ░.