Решение по делу № 8Г-27545/2022 [88-658/2023 - (88-27353/2022)] от 28.11.2022

УИД 56RS0033-01-2021-004221-81

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                     Дело № 88-658/2023 - (88-27353/2022)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

19 января 2023 года                                                                     г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Юровой О.В.

судей Бросовой Н.В., Кириченко А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Домокуровой Марии Ивановны на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-1046/2022 по иску Домокуровой Марии Ивановны к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о перерасчете размера денежной компенсации и компенсации морального вреда,

Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Домокурова М.И. обратилась с иском к филиалу ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска. В обоснование иска указала, что она состоит на учете в ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» с 1995 года. Зарегистрирована и проживает она по адресу: <адрес>. С 1996 года ей присвоена категория «Ветеран труда», поэтому на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-OЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий, проживающих в Оренбургской области», она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) в размере 50%. Однако, ответчик предоставляет ей компенсацию не полном объеме, чем нарушает ее права. 01 апреля 2019 года ей присвоили льготную категорию «Дети войны», в связи с чем, она имеет право также на получение меры социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) в размере 100%. Полагает, что ответчик не верно производит начисления ей льгот, поэтому просила защитить ее права и законные интересы, как гражданина Российской Федерации и лица, имеющего звание «Ветеран труда - дети войны» согласно Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ФЗ № 197 от 11 июля 2011 года, РЗ № 1558/405VI-03 «Дети войны».

В ходе рассмотрения дела истец изменила исковые требования, указав в качестве ответчика Государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».

Просит суд, обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 01 января 2016 года по дату вступления решения суда в силу с учетом установления ЕДК в размере 50% от показаний прибора учета, исходя из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг без применения нормативов потребления, а также в размере 100% расходов на оплату обращения с твердыми коммунальными отходами с момента получения статуса «Дети войны». Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. 00 коп. В обоснование иска указала, что проживает в индивидуальном жилом доме, в котором установлены приборы учета коммунальных услуг. ЕДК ей начисляется в размере 50% от показаний прибора учета, исходя из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, но не более нормативов потребления, установленных законом. Если бы у нее не было прибора учета, ЕДК бы составляла 50% от норматива потребления, независимо от фактического потребления. Указывает что летом, когда она не пользуется отоплением и газом, ЕДК начисляется в полном объеме, а зимой, когда потребление возрастает и превышает норматив, только исходя из норматива. Считает, что наличие прибора учета снижает ее гарантии на получение ЕДК в размере 50%, а норматив потребления не может приняться при наличии прибора учета. То есть, ЕДК всегда должна составлять 50% от показаний прибора учета, без применения нормативов потребления. Также указывает, что с 2019 года она имеет право на льготы по категории «Дети войны». Для данной категории компенсация за общение с ТКО составляет 100%. Однако, ей начисляется только 50% ЕДК, что по ее мнению, незаконно. В связи с нарушением ее прав одновременно просит взыскать компенсацию морального вреда, так как она вынуждена была на протяжении многих лет обращаться в различные инстанции для разрешения настоящего спора.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «Газпром Межрегионгаз Оренбург» и ООО «Природа».

Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 9 августа 2022 года исковые требования Домокуровой Марии Ивановны к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о перерасчете размера денежной компенсации и компенсации морального вреда, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 октября 2022 года да решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 9 августа 2022 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе (с дополнениями и пояснениями), поступившей в суд от Домокуровой М.И., ставится вопрос об отмене судебных актов и удовлетворении требований в полном объеме.

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом, Домокурова М.И. является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по коммунальным услугам в размере 50 % по категории «Ветеран труда». При этом ЕДК выплачивалась Домокуровой М.И. до февраля 2019 года с учетом регистрации в жилом помещении двух лиц, с марта 2019 года как одиноко проживающему лицу.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении иска в части перерасчета ЕДК по оплате за отопление, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства при предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению, исходя из нормы не более 42 кв. метра - ранее на семью из двух человек, а с марта 2019 года как одиноко проживающей, исходя из нормы 33 кв. метра, и в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о предоставлении меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 100%, установленной для категории «Дети войны» в отношении проживающих на территории Оренбургской области граждан, суд первой инстанции исходил из того, что Домокурова М.И. получает меры социальной поддержки по категории «Ветеран труда», в соответствии с которой ей предоставляется мера социальной поддержки по оплате всех видов коммунальных услуг в размере 50 % в пределах нормативов потребления, в связи с чем мера социальной поддержки по категории «Дети войны» не может быть на нее распространена в силу положений части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-O3.

Судебная коллегия апелляционной инстанции, согласилась с выводами суда первой инстанции, не согласившись с доводами истца о наличии права на получение меры социальной поддержки, установленной для категории граждан «Дети войны» при использовании льгот по категории «Ветеран труда», поскольку данные доводы основаны на неверном применении Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-OЗ, частью 2 статьи 1 которого прямо предусмотрена возможность предоставления установленных данных законом мер социальной поддержки только гражданам, которые не получают меры социальной поддержки по иным основаниям. Поскольку истец получает меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в том числе по обращению с ГКО, установленных для лиц, имеющих звание «Ветеран труда», права на компенсацию расходов по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 100%, установленную для граждан, относящихся к категории «Дети войны», либо в размере 50% с учетом предоставленной льготы по иному основанию, истец не имеет.

Так же отклонила доводы апелляционной жалобы о том, что компенсация расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению должна производиться, исходя из оплаты по показаниям приборов учета, а не по нормативам, поскольку основаны на неверном применении положений Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года № 1523/254-111-03.

Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Согласно пп. 2 и 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе: получение ежемесячной денежной выплаты; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года, лицам, имеющим звание «Ветеран труда», гражданам, приравненным к ним, предоставляется мера социальной поддержки - компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (в коммунальных квартирах - жилой площади) на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. Меры социальной поддержки по оплате за наем и содержание жилого помещения распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за отопление (теплоснабжение, природный газ), начисленной на общую площадь жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади - жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан, в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг;

- платы за коммунальные услуги (кроме услуги отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального и газового отопления,

Постановлением Правительства Оренбургской области № 27-п от 21 января 2016 года утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Порядок предоставления ЕДК).

Согласно п. 13 Порядка предоставления ЕДК, размер ежемесячной денежной компенсации определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема предоставляемых мер социальной поддержке жилого помещения и (или) коммунальных услуг согласно льготной категории и размера начисленных платежей по каждой услуге.

Представленный ответчиком расчет компенсации за потребление коммунальных услуг за период с 01 января 2016 года по 01 июня 2022 года судами предыдущих инстанций проверен и признан верным, соответствующим требованиям действующего законодательства, суды правомерно пришли к выводу, что ЕДК начисляется в соответствии с установленными для категории «Ветеран труда» льготами.

Закон Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-OЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области», устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области, которым на 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет («Дети войны») - (ч. 1 ст. 1 настоящего Закона).

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года, для лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливается мера социальной поддержки - компенсация расходов на оплату коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 100 процентов.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года предусмотрено, что право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Оренбургской области, которые родились в период с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года («Дети войны»).

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что Домокуровой М.И. является лицом, имеющим право на льготы по категории «Дети войны».

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года следует, что действие настоящего Закона распространяется на граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, не получающих меры социальной поддержки по иным основаниям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

Суды установив, что истец является получателем льгот по категории «Ветеран труда», пришли к правомерному выводу, что она не имеет право одновременно быть получателем льгот по категории «Дети войны», так как это прямо предусмотрено законом.

При этом суды правомерно отметили, что объем льгот по категории «Ветеран труда» значительно превышает объем льгот по категории «Дети войны», и является для Домокуровой М.И. наиболее выгодным.

Доводы кассационной жалобы, повторяют позицию истца в суде первой и апелляционной инстанции, что она имеет одновременно право на льготы как ветеран труда, так и как Дети войны, а также на перерасчет ЕДК, основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.

Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 октября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Домокуровой Марии Ивановны без удовлетворения.

Председательствующий                                             О.В. Юрова

Судьи                                                                                 Н.В. Бросова

                                                                                            А.Д. Кириченко

8Г-27545/2022 [88-658/2023 - (88-27353/2022)]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Домокурова Мария Ивановна
Ответчики
Филиал ГКУ Центр социальной поддержки населения
ГКУ Центр социальной поддержки населения
Другие
ООО Природа
ООО Газпром межрегионгаз Оренбург
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бросова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
6kas.sudrf.ru
19.01.2023Судебное заседание
19.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее