Решение по делу № 33-2902/2024 от 16.09.2024

Судья Федорова Е.И. Дело № 33-2902/2024

№ 2-400/2024

УИД 67RS0005-01-2024-000330-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2024 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Мацкив Л.Ю.,

судей              Дороховой В.В., Степченковой Е.А.

при секретаре (помощнике судьи) Лазуткиной Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора к ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Министерству культуры Российской Федерации о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» на решение Гагаринского районного суда <адрес> от <дата>.

Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения представителя ответчика ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» - Субботина Д.Ю., возражения представителя истца Серенковой Ю.В., представителя третьего лица Управления Росгвардии по <адрес> – Овчаровой С.Е., представителя третьего лица УФСБ России по <адрес> – Ивашкина А.А., судебная коллегия

установила:

Гагаринский межрайонный прокурор, с учетом уточнений, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» (далее также - Учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, к Министерству культуры Российской Федерации об обязании обеспечить финансирование первоочередных неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта Учреждения, указывая, что прокуратурой рассмотрена информация по вопросу соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов Учреждения, в ходе проверки установлено, что в соответствии с паспортом безопасности Историко-краеведческого музея и фондохранилища, расположенных по адресу: <адрес>, акту обследования утвержден срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны историко-краеведческого музея и фондохранилища, до <дата>. Комиссией по обследованию и категорированию объектов, утвержденной приказом руководителя Учреждения от <дата> , созданной для проведения обследования и актуализации паспорта безопасности, принято решение о продлении сроков завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе оборудованию его инженерно-техническими средствами, в срок до <дата>. Между тем, продление срока для осуществления данных мероприятий не предусмотрено действующим законодательством и выходит за пределы общего периода, в нарушение 25 (1) Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> , что недопустимо и создает угрозу жизни и здоровью лиц, посещающих данные учреждения. Просит обязать Министерство культуры Российской Федерации обеспечить финансирование первоочередных неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности Историко-краеведческого музея, расположенного по адресу <адрес>, также обязать ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» в срок до <дата> обеспечить выполнение первоочередных неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности Историко-краеведческого музея, расположенного по адресу <адрес>, согласно паспорту безопасности указанного объекта, утвержденному <дата> (т. 1 л.д. 3-6, 74-80, 82-88, 118-126).

В судебном заседании помощник Гагаринского межрайонного прокурора Алиев О.Р. иск поддержал.

Представитель ответчика Учреждения Субботин Д.Н. иск не признал, пояснив, что в 2023 году, в связи с выполнением ряда мероприятий, установленных паспортом безопасности Учреждения, а именно: установкой ограждений и камер видеонаблюдения, Учреждением осуществлена актуализация паспорта безопасности, без намерения продлевать установленные действующим законодательством сроки. В данном случае утвержден новый паспорт безопасности на основании нового обследования, ввиду чего установленные сроки соответствуют срокам, установленным Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) - 4 года для объекта культурного наследия. Кроме того, в иске не содержится требований об изменении паспорта безопасности или его отмене, в связи с чем правовой статус нового паспорта безопасности является неопределенным. Бюджетное финансирование Учреждения осуществляется в рамках государственного задания на осуществление уставной деятельности, однако при возникновении потребности предусмотрено целевое финансирование на определенные мероприятия.

Ответчик Министерство культуры РФ своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном отзыве иск не признал, указывая, что действующие Требования к антитеррористической защищенности не регламентируют порядок установления сроков выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта при актуализации паспорта безопасности объекта (территории) и не содержат запрета на установление новых сроков выполнения мероприятий при новом обследовании объекта (территории), проводимых для актуализации паспорта безопасности, а лишь делают отсылку на порядок, установленный для его разработки, иск направлен на изменение сроков обеспечения антитеррористической защищенности Историко-краеведческого музея, без изменения самого действующего паспорта безопасности объекта (территории), акта обследования объекта (территории). Кроме того, финансирование Учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с необходимостью выполнения государственного (муниципального) задания, при этом реализация обязанностей музея по обеспечению антитеррористической защищенности не ставится в зависимость от его финансирования, поскольку Учреждение самостоятельно решает вопросы планирования мероприятий финансово-хозяйственной деятельности на эти цели.

Третье лицо – Министерство культуры и туризма <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела, в отзыве на иск сослался на передачу ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» в федеральную собственность с отнесением его к ведению Министерства культуры РФ на основании распоряжения Правительства РФ от <дата> -р.

Решением Гагаринского районного суда <адрес> от <дата> иск Гагаринского межрайонного прокурора о понуждении к совершению действий удовлетворен.

Министерство культуры РФ обязано обеспечить финансирование первоочередных неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности Историко-краеведческого музея, расположенного по адресу: <адрес>, путем:

- установки дверных конструкций не ниже 3-го класса защиты для наружных входных дверей, включающие двери, соответствующие 2-му классу защиты от взлома по ГОСТ Р 51072-2005 «Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому, пулестойкость и огнестойкость»;

- установки дверей 2-го класса защиты от взлома с защитным остеклением, выдерживающим многократный удар (от 30 ударов и выше) дробящим или рубящим инструментом);

- установки оконных конструкций не ниже 3-го класса защиты для оконных проёмов первого и подвального этажей, входящих как на охраняемую, так и на неохраняемую территорию (оконные конструкции 3-го класса защиты (высокая степень защиты от проникновения), включающие: оконные блоки из алюминиевого профиля или комбинированного усиленного профиля, оснащенные противовзломной фурнитурой); окна с защитным остеклением, выдерживающим удар с нормируемыми показателями энергии удара от 382 килограмм на 1 сантиметр, или выдерживающим многократный удар до 30 ударов дробящим или рубящим инструментом и выше, или со стеклом, оклеенным защитной пленкой; оконные блоки дополнительно защищенные защитными конструкциями (решетки, жалюзи, ставни, рольставни); оконные конструкции не ниже 2-го класса защиты для оконных проемов второго этажа и выше, входящие на охраняемую территорию; оконные конструкции не ниже 3-го класса защиты для оконных проемов специальных помещений;

- оборудования контрольно-пропускного поста охраны, внутри объекта с левой стороны от внутренних дверей центрального входа, который будет предусмотрен для прохода людей на объект (территорию), оборудованный системой контроля и управления доступом, при этом допускается интегрирование системы контроля и управления доступом с техническими средствами обнаружения запрещенных к проносу предметов и материалов;

- оборудования поста охраны тревожной сигнализацией с выходом на пульт Гагаринского ОВО и обеспечения телефонной связью с абонентами внутренней автоматической телефонной связи объекта (территории), а также с абонентами ГТС;

- оборудования системы контроля и управления доступом, которая должна обеспечивать защиту от несанкционированного доступа на охраняемый объект в режиме снятия его с охраны, контроль и учет доступа работников (посетителей) на охраняемый объект, в режиме снятия его с охраны, автоматизацию процессов взятия (снятия) охраняемого объекта с помощью средств идентификации системы контроля и управления доступом в составе устройств и приборов охранной сигнализации, возможность интеграции с системами охранной сигнализации и охранного телевидения, возможность непрерывной работы с учетом проведения регламентного технического обслуживания;

- оборудования периметра объекта не менее чем одним рубежом охранной сигнализации, с выводом на пульт Гагаринского ОВО;

- оборудования экспозиции историко-краеведческого музея и фондохранилища, расположенные на объекте (территории) не менее чем 2 рубежами охранной сигнализации;

- замены пожарно-охранной сигнализации с выводом на пульт Гагаринского ОВО и пульт ПСЧ <адрес>;

- установки стационарных и переносных тревожных кнопок с выводом на пульт Гагаринского ОВО, с одновременным выводом на пост охраны;

- установки системы оповещения;

- установки дополнительного освещения по периметру здания;

- обеспечения интегрирования системы контроля и управления доступом с техническими средствами обнаружения запрещенных к проносу предметов и материалов.

Учреждение обязано в срок до <дата> обеспечить выполнение первоочередных неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности музея, согласно паспорту безопасности указанного объекта, утвержденного <дата>, путем проведения вышеуказанных мероприятий (т. 1 л.д. 160-164).

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в 2023 году проведено обследование, составлен актуальный перечень мероприятий, что отражено в паспорте безопасности объекта (территории), который согласован с УФСБ России по <адрес>, Управлением Росгвардии по <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес>, утвержден Учреждением <дата>. Таким образом, при актуализации паспорта безопасности не допущено каких-либо нарушений законодательства по антитеррористической защищенности; комиссией не принималось решений по продлению сроков по обеспечению антитеррористической защищенности музея, действия комиссии были направлены на принятие нового паспорта безопасности объекта в рамках актуализации паспорта безопасности 2021 года в связи с выполнением части мероприятий инженерно-технической защиты объекта (территории). Решение суда порождает неопределенный статус паспорта безопасности от 2023 года, так как судом изменены сроки обеспечения антитеррористической защищенности без решения судьбы паспорта безопасности от 2023 года. Решение в части возложения на Министерство культуры РФ обязанности по обеспечению финансирования первоочередных неотложных мероприятий не содержит сроков исполнения этой обязанности, что ставит под угрозу исполнение обязательств Учреждением (т.1 л.д. 173-178).

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от <дата> суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - УФСБ России по <адрес>, Управление Росгвардии по <адрес>, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - ГУ МЧС России по <адрес>, Главное управления <адрес> по культурному наследию (т. 2 л.д. 115-119).

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В суд апелляционной инстанции представители ответчика Министерства культуры РФ, третьих лиц: Министерства культуры и туризма <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес> (ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие), Главное управление <адрес> по культурному наследию не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Смоленского областного суда - oblsud.sml@sudrf.ru). Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Серенкова Ю.В. иск поддержала.

Представитель ответчика ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Субботин Д.Ю. иск не признал, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители третьих лиц Управления Росгвардии по <адрес> – Овчарова С.Е. и УФСБ России по <адрес> – Ивашкин А.А. полагали, что иск прокурора подлежит удовлетворению, доводы апелляционной жалобы полагали необоснованными.

Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями указанной выше нормы ГПК РФ, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Пункт 4 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее – Требования).

Указанные Требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 4 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных для проведения категорирования объекта (территории), ответственность за проведение организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на должностных лиц органов (организаций) - правообладателей объектов (территорий), осуществляющих руководство деятельностью сотрудников (работников) таких органов (организаций) на объектах (территориях) (далее - руководители объектов).

При этом к органам (организациям) - правообладателям объектов (территорий) относятся органы (организации), которые являются собственниками объектов (территорий) или органы (организации), которым объект (территория) принадлежит на ином законном основании (далее - правообладатели объектов).

В соответствии с п. 9 указанных Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя объекта создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), в состав которой включаются представители правообладателя объекта, представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 15 Требований установлено, что паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией, подписывается всеми членами комиссии, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем объекта либо лицом, им уполномоченным.

Пунктом 19 Требований предусмотрено, что актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях:

а) изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;

б) изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;

в) изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;

г) возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.

Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения (п. 20 Требований).

Согласно п. 25(1) Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования объекта (территории).

В отношении объекта (территории), являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, срок завершения мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности не может превышать 4 года со дня подписания акта обследования объекта (территории).

К числу объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, относятся здания и хранилища федеральных государственных музеев (музеев – заповедников), находящихся в ведении Минкультуры России (п. 5 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от <дата> -р).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения <адрес> от <дата> -р/адм за СОГБУК «Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина» закреплено на праве оперативного управления здание центра детского творчества, общей площадью 2 009,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 60-оборот).

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от <дата> в оперативное управление СОГБУК «Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина» передано указанное здание центра детского творчества (т. 1 л.д. 18, т. 2 л.д. 59-оборот- 60).

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1 755 кв.м, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения на основании распоряжения <адрес> от <дата> -р/адм, являющимся собственностью Российской Федерации на основании распоряжения МТУ Росимущества по Калужской, Брянской и Смоленской областям от <дата> -р, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> (т. 1 л.д. 47-59).

Приказом Министерства культуры РФ от <дата> ФГКУ «Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина» переименован в ФГКУ «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» (т. 2 л.д. 15-16).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от <дата> учредителем ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» является Министерство культуры РФ (т. 1 л.д. 19-29).

Согласно выписке из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» расположен в здании по адресу: <адрес>, которое является объектом культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом купца Царевитинова, где 1812 г. останавливался М.И. Кутузов (ныне педагогическое училище)» («Средняя школа , в бывшем здании которой в июне 1919 года выступал М.И. Калинин», «Здание школы, где учился Ю.А. Гагарин»)» (т. 2 л.д. 62-оборот, 63, 87-88).

<дата> утвержден паспорт безопасности объекта (территории) Учреждения (экспозиции историко-краеведческого музея и фондохранилища), расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 188-200), срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) установлен до <дата> (т. 1 л.д. 188-200).

Приказом Учреждения от <дата> сформирована комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) Учреждения (историко-краеведческого музея и фондохранилища), в целях актуализации паспорта безопасности, в период с <дата> по <дата>.

По результатам обследования объекта (территории) составлен акт, на основании которого разработан паспорт безопасности объекта (территории), согласованный с УФСБ России по <адрес>, Управлением Росгвардии по <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес> и утвержденный Учреждением, согласно которому категория объекта (территории) не изменена, сделаны выводы о том, что состояние антитеррористической защищенности объекта не обеспечивает в полном объеме надежную охрану, в связи с чем необходимо выполнить первоочередные неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта в срок до <дата>: установить дверные конструкции не ниже 3-го класса защиты для наружных входных дверей, включающие двери соответствующие 2-му классу защиты от взлома по ГОСТ Р 51072-2005 «Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому, пулестойкость и огнестойкость», двери 2-го класса защиты от взлома с защитным остеклением, выдерживающим многократный удар (от 30 ударов и выше) дробящим или рубящим инструментом);оконные конструкции не ниже 3-го класса защиты для оконных проёмов первого и подвального этажей, входящих как на охраняемую, так и на неохраняемую территорию (оконные конструкции 3-го класса защиты (высокая степень защиты от проникновения), включающие: оконные блоки из алюминиевого профиля или комбинированного усиленного профиля, оснащенные противовзломной фурнитурой; окна с защитным остеклением, выдерживающим удар с нормируемыми показателями энергии удара от 382 килограмм на 1 сантиметр, или выдерживающим многократный удар до 30 ударов дробящим или рубящим инструментом и выше, или со стеклом, оклеенным защитной пленкой; оконные блоки дополнительно защищенные защитными конструкциями (решетки, жалюзи, ставни, рольставни), оконные конструкции не ниже 2-го класса защиты для оконных проемов второго этажа и выше, входящие на охраняемую территорию; оконные конструкции не ниже 3-го класса защиты для оконных проемов специальных помещений; противотаранные устройства (при наличии охраняемой территории). Оборудовать контрольно-пропускной пост охраны, который будет предусмотрен для прохода людей на объект (территорию). Пост охраны обустроить внутри объекта с левой стороны от внутренних дверей центрального входа и оборудовать системой контроля и управления доступом, при этом допускается интегрирование системы контроля и управления доступом с техническими средствами обнаружения запрещенных к проносу предметов и материалов. Пост охраны оборудовать тревожной сигнализацией с выводом на пульт Гагаринского ОВО и обеспечить телефонной связью с абонентами внутренней автоматической телефонной связи объекта (территории), а также с абонентами ГТС. Оборудовать систему контроля и управления доступом, которая должна обеспечивать защиту от несанкционированного доступа на охраняемый объект в режиме снятия его с охраны, контроль и учет доступа работников (посетителей) на охраняемый объект, в режиме снятия его с охраны; автоматизацию процессов взятия (снятия) охраняемого объекта с помощью средств идентификации системы контроля и управления доступом в составе устройств и приборов охранной сигнализации; возможность интеграции с системами охранной сигнализации и охранного телевидения; возможность непрерывной работы с учетом проведения регламентного технического обслуживания. Оборудовать периметр объекта не менее чем одним рубежом охранной сигнализации, с выводом на пульт Гагаринского ОВО. Экспозицию историко-краеведческого музея и фондохранилища, расположенные на объекте (территории) оборудовать не менее чем 2 рубежами охранной сигнализации; заменить пожарно-охранную сигнализацию в связи с истечением срока эксплуатации с выводом на пульт Гагаринского ОВО и пульт ПСЧ <адрес>; установить стационарные и переносные тревожные кнопки с выводом на пульт Гагаринского ОВО, с одновременным выводом на пост охраны; установить систему оповещения; установить дополнительное освещение по периметру здания. Проработать вопрос обеспечения физической охраны, путем выставления физического поста охраны подразделения вневедомственной охраны; обеспечить интегрирование системы контроля и управления доступом с техническими средствами обнаружения запрещенных к проносу предметов и материалов (раздел 11 Акта) (т.1 л.д. 41-72).

Согласно положениям п. 12 Требований, при наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Неурегулированные разногласия включаются в акт обследования объекта (территории) с указанием особых мнений членов комиссии.

В разделе 12 Акта обследования объекта (территории) членами межведомственной комиссии – начальником ПЦО Гагаринского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» Мироновым Р.А. и сотрудником УФСБ России по <адрес> Осимовым А.А. выражено особое мнение о недопустимости принятого остальными членами межведомственной комиссии решения об установлении сроков исполнения первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, как противоречащих п. 25.1 раздела IV Требований, поскольку установленный срок - до <дата> приводит к необоснованному увеличению срока исполнения первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, определенных в акте обследования от <дата>, поскольку общий срок реализации данных мероприятий будет составлять более 4 лет со дня подписания акта обследования объекта (территории). Также была отмечена нецелесообразность включения в Акт обследования проработка вопроса обеспечения физической охраны, путем выставления физического поста охраны подразделения вневедомственной охраны, поскольку Требования не устанавливают обязательных предписаний по обеспечению физической охраны объекта исключительно подразделениями войск национальной Гвардии РФ.

Свидетель Миронов Р.А. – начальник пункта централизованной охраны Гагаринского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» в суде первой инстанции пояснил, что в 2023 году в рамках межведомственной комиссии принял участие в обследовании и категорировании Музея Ю.А. Гагарина, объекта на <адрес>. В рамках обследования было установлено, что объект имеет паспорт безопасности от 2021 года, в котором указан ряд первоочередных неотложных мероприятий, необходимых для исполнения. Срок их исполнения был указан – <дата>. В ходе обследования установлено, что ряд мероприятий был выполнен: установлены ограждение и видеонаблюдение, но остальная часть мероприятий выполнена не была. В результате составления акта обследования комиссией были увеличены сроки мероприятий, необходимых для исполнения – до апреля 2027 года, что является увеличением срока первоочередных неотложных мероприятий почти на два года, это недопустимо, поскольку каждая последующая актуализация паспорта безопасности может приводить к увеличению сроков исполнения первоочередных мероприятий. Также само увеличение сроков будет приводить к тому, что администрацией, руководителем объекта не будут приниматься меры по проведению первоочередных мероприятий (т. 1 л.д. 100).

<дата> Управление Росгвардии по <адрес> обратилось в <адрес> с информированием о возможном нарушении требований к антитеррористической защищенности объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ РФ в части необоснованного завышения сроков реализации первоочередных неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина», для принятия органами прокуратуры мер реагирования, с учетом имеющихся полномочий по осуществлению надзора за исполнением законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

<дата> <адрес> направила данную информацию Гагаринскому межрайонному прокурору для принятия мер реагирования.

<дата> <адрес> в адрес и.о. старшего помощника прокурора <адрес> по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму направлена информация о том, что имеются основания для принятия мер прокурорского реагирования.

<дата> Гагаринской межрайонной прокуратурой выдано ФГУК «Объединенный музей-заповедник Ю.А. Гагарина» предписание об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности в связи с тем, что продление срока для осуществления данных мероприятий не предусмотрено действующим законодательством и выходит за пределы общего периода (4 года) (т. 1 л.д. 10-12).

<дата> <адрес> направила в адрес руководителя Управления Росгвардии по <адрес> сведения о том, что в целях приведения паспортов безопасности в соответствие с требованиями действующего законодательства межрайонным прокурором внесено представление руководителю учреждения, которое рассматривается.

<дата> Гагаринский межрайонный прокурор обратился с настоящим иском.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как указано выше, <дата> утвержден паспорт безопасности объекта (территории) Учреждения (экспозиции историко-краеведческого музея и фондохранилища), расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 188-200), срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) установлен до <дата> (т. 1 л.д. 188-200).

С целью актуализации паспорта, поскольку ряд мероприятий был выполнен (установлено ограждение территории и оборудовано видеонаблюдение) приказом Учреждения от <дата> сформирована комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) Учреждения (историко-краеведческого музея и фондохранилища) в период с <дата> по <дата>, по результатам обследования составлен акт, на основании которого разработан и согласован с УФСБ России по <адрес>, Управлением Росгвардии по <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес> паспорт безопасности объекта (территории), который утвержден Учреждением <дата>.

Таким образом, на дату подачи иска прокурором (<дата>) действовал паспорт безопасности от <дата>.

В соответствии с п. 14 Требований паспорт безопасности объекта (территории) является информационно – справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на объекте (территории).

Иск прокурора по существу направлен на сокращение установленных в паспорте безопасности сроков завершения мероприятий, с указанием на то, что такой срок не подлежит продлению и составляет 4 года со дня подписания первоначального акта обследования в августе 2021 года, увеличение этого срока в рамках актуализации паспорта безопасности незаконно.

Судебная коллегия с указанными доводами не соглашается в силу следующего.

Согласно п. 20 Требований актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки.

В отношении объекта (территории), являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, срок завершения мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности не может превышать 4 года со дня подписания акта обследования объекта (территории) (п. 25(1) Требований).

Буквальное толкование указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что Требования не содержат указания на невозможность изменения (продления) срока завершения указанных мероприятий при актуализации паспорта. В пункте 25(1) Требований четко указано, что срок завершения мероприятий не может превышать 4 года со дня подписания акта. В данном случае акт подписан <дата>, срок завершения мероприятий установлен до <дата> (т. 1 л.д. 51).

Тот факт, что при актуализации не вносились изменения во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории), а был составлен новый паспорт, не влечет его недействительность.

Кроме того, судом апелляционной инстанции прокурору разъяснялась необходимость проведения судебной строительной экспертизы по вопросу определения реальных сроков проведения указанных мероприятий (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.05.2024 № 58-КГ24-2-К9).

Однако прокурором ходатайства о назначении подобной экспертизы не заявлено со ссылкой на отсутствие ее необходимости.

При таких обстоятельствах спор разрешен по имеющимся в деле доказательствам.

Возражая против иска, Учреждение ссылалось на то, что актуализация паспорта безопасности проведена в соответствии с положениями пунктов 19, 20 Требований, срок завершения мероприятий установлен до <дата> и не превышает 4-х лет со дня подписания акта <дата>, ход выполнения антитеррористических мероприятий зависит от финансирования, получения целевой субсидии на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия. Для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе, для выполнения первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение его антитеррористической защищенности, предусмотренных паспортом безопасности объекта (территории) 2023 года Музеем получено задание на проведение таких работ, подготовлена смета на научно-проектные работы стоимостью 4 866 391,47 руб., для получения в 2025 году целевой субсидии на разработку проектно-сметной документации Музей планирует обратиться в установленном порядке в Министерство культуры РФ.

В обоснование своих доводов Учреждением предоставлены следующие доказательства:

- запрос Учреждения от <дата> в адрес Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ о выделении на 2024 год целевой субсидии на замену охранной и пожарной сигнализации, с приложением локального сметного расчета (сметы) ;

- ответ от <дата> на указанный запрос о том, что заявка учтена и включена в ход потребностей Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ на следующий год, что возможность выделения финансирования на выполнение государственного задания (611 ВР) будет рассмотрена в установленном порядке с учетом лимитов бюджетных ассигнований, доведенных для Минкультуры России на 2024 год;

- разъяснения Главного управления <адрес> по культурному наследию от <дата> о том, что проведение любых работ на объекте культурного наследия возможно только в рамках работ по их сохранению в соответствии с нормами ст.ст. 40-45 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на основании задания, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объекта культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, получившей положительное заключение государственной историко – культурной экспертизы, и согласованной соответствующим органом охраны объекта культурного наследия, а также при осуществлении технического, авторского надзора за проведением работ, научного руководства за проведением работ и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (т. 2 л.д. 66-67);

- смета на научно – проектные работы на сумму 4 866 391,47 руб. (т.1 л.д. 72-86);

- заключение ФГБУ «Росгосэкспертиза» о соответствии комплектности представленных предложение на финансирование мероприятий по капитальному ремонту, ремонтным и/или реставрационным работам объектов, находящихся в пользовании подведомственных Министерству культуры РФ учреждений, на 2024 год и плановый период 2025-2026 годы, Порядку, установленному письмом Минкультуры России от <дата> (т. 2 л.д. 107-108). В заключении указаны данные о потребности в государственных бюджетных ассигнованиях на разработку проектной документации, в том числе, вышеназванного объекта культурного наследия;

- задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от <дата> (т. 2 л.д. 66-71).

Указанные доводы заслуживают внимания.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2).

Согласно Уставу Учреждения, утвержденному приказом Министерства культуры РФ от 20.01.2022 № 71, Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, собственником имущества Музея-заповедника является Российская Федерация, Музей-заповедник находится в ведении Министерства культуры РФ, функции и полномочия учредителя Музея-заповедника осуществляются Министерством культуры РФ, функции и полномочия собственника имущества, переданного Музею-заповеднику, осуществляются Министерством культуры РФ и Росимуществом. Источниками финансового обеспечения Музея-заповедника, в частности, являются субсидии, получаемые из федерального бюджета (п.п. 2, 3-5, 53) (т. 1 л.д. 222-223, 238).

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 утверждено Положение о Министерстве культуры Российской Федерации (далее – Положение).

В силу п. 1 Положения Министерство культуры РФ (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, по формированию и осуществлению государственной политики в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации и осуществлению нормативно-правового регулирования в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Министерство культуры РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством просвещения РФ и Министерством науки и высшего образования РФ при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования в области культуры и искусства, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).

Согласно п. 5.25 Положения Министерство культуры РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

Структурными подразделениями Министерства культуры РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы (п. 9 Положения).

Финансирование расходов на содержание Министерства культуры РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (п.11 Положения).

Распоряжением Министерства культуры РФ от 28.08.2014 № Р-97, в целях реализации статей 158 и 219.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.25 Положения, установлен следующий порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи по главе 054 «Министерство культуры Российской Федерации»: в состав бюджетной росписи Минкультуры России включаются бюджетные ассигнования по расходам на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей (государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности), групп видов расходов и статей классификации операций сектора государственного управления.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац 36 ст. 6).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце 1 п. 1 ст. 74 Бюджетного кодекса РФ порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац 3 п. 1).

Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в частности, обладает следующими бюджетными полномочиями:

    обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только Министерство культуры РФ как главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом понуждение Министерства культуры РФ к обеспечению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание подчиненных ему учреждений, а также имущества, закрепленного за данными учреждениями на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Аналогичная позиция высказана в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.12.2023 № 18-КГ23-195-К4.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда <адрес> от <дата> отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Гагаринского межрайонного прокурора к ФГБУК «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина», Министерству культуры Российской Федерации о понуждении к совершению действий, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2024

33-2902/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
гагаринский межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБУК Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина
Другие
Министерство культуры и туризма Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Мацкив Людмила Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
17.09.2024Передача дела судье
08.10.2024Судебное заседание
07.11.2024Судебное заседание
07.11.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
07.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Судебное заседание
06.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2024Передано в экспедицию
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее