Дело № 2-2106/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Воркута Республика Коми 28 ноября 2018 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Вальтер К.А.,
с участием представителя ответчика Галкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой Маргариты Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с иском к ответчику о назначении пенсии. Просила суд обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным положениями ст.32 ч.1 подп.6 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 17 мая 2018 года, выплатить неполученную в связи с отказом в назначении сумму пенсии с 17 мая 2018 года. В обоснование иска указала, что ответчик незаконно из страхового стажа исключил период обучения в Государственном среднем профессиональном училище №7 г.Железнодорожного Московской области с 01.09.1979 по 01.04.1982гг. Также ответчик незаконно исчислил периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 17.01.1986 по 22.11.1986гг и с 08.10.1988 по 13.08.1989 гг. календарно, поскольку истец находилась в районах Крайнего Севера. По мнению истца, указанные периоды в отпуске по уходу за детьми должны быть рассчитаны в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Ранее действовавшее законодательство позволяло рассчитывать спорные периоды в льготном исчислении, поскольку отпуск начался до 06.10.1992 года.
Ответчик с требованиями истца не согласен, в письменном отзыве на иск указывает, что периоды нахождения в РКС и не связанные с работой, в т.ч. нахождение женщины в отпуске по уходу за ребенком, засчитывается в общий и специальный стаж в календарном исчислении. По имеющимся документам страховой стаж истца в льготном исчислении составляет 17 л. 05 м. 23 дн., стаж в РКС 08 л. 08 м. 08 дн., что не дает ей право на пенсию.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без её участия.
Представитель ответчика Галкин М.А. с исковыми требованиями не согласился по доводам отзыва на исковое заявление.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 17 мая 2018 года. Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 06.10.2016 года № 186/10 в досрочном назначении трудовой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии страхового стажа. Из указанного решения следует, что страховой стаж истца календарно составляет 13 л. 05 м. 26 дн., в льготном исчислении 17 л. 05 м. 23 дн., стаж в РКС – 08 л. 08 м. 08 дн. Проверив стаж, установленный ответчиком, суд находит его неверным, а доводы истца заслуживающими внимания по следующим основаниям.
В силу пп.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочное назначение страховой пенсии производится мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из материалов пенсионного дела следует, что весь стаж в РКС выработан истцом до 01.01.2002 года.
В силу п.8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Периоды отпуска по уходу за ребенком с 17.01.1986 по 22.11.1986 гг. и с 08.10.1988 по 13.08.1989 гг. включены ответчиком в стаж РКС, поскольку до указанной работы и после нее имели место периоды работы в РКС.
Включение ответчиком отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком в стаж РКС является верным, поскольку согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Статьей 167 Кодекса Законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Законом РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в период до 06.10.1992 г. предусматривалось включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Пунктом 7 совместного Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 предусмотрено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В силу п. 5 Правил N 516 утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно, в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию и в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, предусмотренные ст. 116 ТК РФ. Другие периоды, а также отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не включаются.
Пленум Верховного Суда РФ п.26, 27 Постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"разъяснил, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Из смысла как действующего, так и действовавшего трудового законодательства следует, что отпуск по уходу за ребенком является дополнительным по отношению к основному отпуску.
Согласно действовавшему в период ухода истицы в отпуск по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Поскольку периодам отпуска по уходу за ребенком предшествовал период работы истца в РКС, который определяется ответчиком в льготном исчислении при подсчете страхового стажа, суд приходит к выводу о том, что сами периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком должны быть рассчитаны также в льготном порядке, как и работа предшествующая указанным периодам.
Поскольку законодателем периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком приравнены к работе, которая предшествовала указанным периодам и следовала за ними, ст. 94 Закона 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержит запрета на включение в стаж указанных периодов в льготном исчислении, ответчиком спорные периоды включены в стаж РКС, суд приходит к выводу о том, что с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 г. № 2-П сами периоды отпуска по уходу за ребенком 17.01.1986 по 22.11.1986 гг. и с 08.10.1988 по 13.08.1989 гг. должны быть рассчитаны также в льготном порядке, как и работа предшествующая и следующая за указанным периодами.
Из справки № 718-13 от 05.06.2018, имеющейся в материалах пенсионного дела, следует, что в период с 01.09.1979 по 01.04.1982 г. истец обучалась в Государственном средне профессиональном техническом училище №7 г. Железнодорожного Московской области. Из таблицы трудовой деятельности следует, что период учебы истца не включен в общий трудовой стаж.
Вместе с тем положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. №8-П и Определение от 05.11.2002г. №320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Основными законодательными актами, регулировавшими пенсионные отношения до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001г., являлись Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановление Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972г., Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в РФ» №113-Ф3 от 21.07.1997г., Закон «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20.11.1990г.
В период обучения истца Государственном средне профессиональном техническом училище №7 г.Железнодорожного Московской области действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972г., в соответствии с пунктом 109 которого кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Согласно статье 91 Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» также предусмотрено, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Анализ указанных выше норм позволяет суду сделать вывод о том, что закон не ставит в зависимость зачет периода обучения в училище в общий стаж от факта получения квалификации или причин окончания обучения, а, следовательно, с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 г. № 2-П период учебы истца с 01.09.1979 по 01.04.1982 г. в Государственном средне профессиональном техническом училище №7 г.Железнодорожного Московской области подлежит включению в общий трудовой стаж для права на пенсию.
Таким образом, стаж истца в льготном исчислении, при расчете стажа в РКС с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 г. № 2-П и с учетом периода обучения истца в Государственном средне профессиональном техническом училище №7 г.Железнодорожного Московской области составит более 20 лет, что дает истцу право на назначение пенсии по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 мая 2018 года.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми назначить Щербаковой Маргарите Николаевне досрочную страховую пенсию по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 мая 2018 года и выплатить недоплату пенсии с 17 мая 2018 года по 30 ноября 2018 года включительно.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина