№ 2-231/2023
УИД:45RS0013-01-2023-000316-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мокроусово
Курганская область 17 августа 2023 года
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Ивановой О.А., при секретаре Ивановой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области к Махневу Владиславу Алексеевичу о взыскании незаконно полученной пенсии, федеральной социальной доплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее – Отделение Фонда) обратилось с иском к Махневу В.А. о взыскании незаконно полученной пенсии, федеральной социальной доплаты. В обоснование исковых требований указало, что 29.09.2021 Махнев В.А. обратился в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее – ПФР) с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, предоставил справку ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» от 06.09.2021 об обучении на очной форме, срок окончания обучения 30.06.2023. Решением территориального органа ПФР выплата пенсии была установлена сроком по 12.08.2026 (до 23-х лет). Ответчику была установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации ввиду того, что общая сумма материального обеспечения ответчика была меньше величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации. Согласно справке №№ от 24.03.2023 ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» Махнев В.А. отчислен 15.09.2022 на основании приказа №№ от 15.09.2022. Однако ответчик не сообщил о данном обстоятельстве, в связи с чем за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 образовалась переплата пенсии в размере 55924 руб. 97 коп., переплата федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 29262 руб. 84 коп. Итого в общей сумме 85 187 руб. 81 коп. Просит взыскать с Махнева В.А. незаконно полученные за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 пенсию, федеральную социальную доплату к пенсии в размере 85 187 руб. 81 коп.
В последствии истец уточнил исковые требования просил взыскать с Махнева В.А. в свою пользу незаконно полученную пенсию, федеральную социальную доплату к пенсии за период с 01.02.2023 по 30.04.20234 в общем размере 36913 руб. 88 коп. (л.д. 43).
Представитель истца Отделения Фонда в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 3-4, 43).
Ответчик Махнев В.А. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не предоставил.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу ст. 13 указанного Федерального закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Часть 1, подпункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно статье 28 вышеназванного Федерального закона физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1). В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Исследуя материалы дела судом установлено, что согласно заявлению от 29.09.2021 Махнев В.А., <данные изъяты> г.р., обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области за возобновлением выплаты пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 7-9). Махнев В.А. предоставил справку, выданную ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» от 06.09.2021 №№ об обучении на очной форме, срок окончания обучения 30.06.2023 (л.д. 12).
В соответствии с решением ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области от 08.10.2021 выплата пенсии Махневу В.А. была установлена сроком с 01.09.2021 по 12.08.2026 (л.д. 37).
Ответчику, ввиду того, что его общая сумма материального обеспечения была меньше величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» решением территориального органа ПФР от 08.10.2021 была установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации с 01.10.2021 по 30.06.2023 (л.д. 38).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №317п от 09.12.2022 ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ИНН 4501008505, ОГРН 1024500517282) (л.д. 21 об.).
При таких обстоятельствах на основании статьи 44 ГПК РФ ущерб причинен Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
Согласно справке от 24.03.2023 №1051/2 ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» Махнев В.А. отчислен 15.09.2022 на основании приказа №62-кБ/р от 15.09.2022 (л.д. 13).
По материалам дела судом установлено, что ответчик не сообщил о данном обстоятельстве в пенсионный орган, что не оспаривается сторонами.
Решениями Отделения Фонда от 10.04.2023 Махневу В.А. прекращены выплаты социальной пенсии, федеральной социальной доплаты к пенсии, установленной на основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (л.д. 14, 15).
После прекращения выплат Отделением Фонда выявлены излишняя выплата Махневу В.А. социальной пенсии за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 в сумме 55924 руб. 97 коп., федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01.10.2022 по 30.04.2023 в сумме 29262 руб. 84 коп., произведен расчет переплаты (л.д. 18, 19, 20).
В соответствии с информацией из ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум» от 30.06.2023 Махнев В.А. в 2022 году поступил в Мокроусовский филиал ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)» (приказ о зачислении №№ от 16.09.2022) отчислен в 2023 году согласно приказу №№ от 18.01.2023.
На основании справки ГБПОУ «Лебяжьевский агропромышленный техникум» от 30.06.2023 ответчику выплата социальной пенсии, федеральной социальной доплаты к пенсии возобновлена ПФР с 01.10.2022 по 31.01.2023, в связи с чем ущерб причиненный Отделению Фонда был уменьшен, что подтверждается протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 14.07.2023 и рассчитан Отделением Фонда за период с 01.02.2023 по 30.04.2023 в размере 36913 руб. 88 коп. (л.д. 44, 45, 46).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Указанный вред подлежит возмещению по общим правилам, предусмотренным ст. 15 ГК РФ.
По смыслу положений ст. 1064 ГК РФ истец заявляя требование о возмещении вреда, должен доказать противоправность действия (бездействия) ответчика Махнева В.А., факт и размер понесенного ущерба и причинную связь между действиями ответчика и возникшим вредом. При этом по общему правилу (п. 2 ст. 1064 ГК РФ) бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, причинившем вред, то есть Махневе.
В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, вышеуказанные нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 № 10-П отмечено, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от 6 июня 1995 г. № 7-П, от 13 июня 1996 г. № 14-П, от 28 октября 1999 г. № 14-П, от 22 ноября 2000 г. № 14-П, от 14 июля 2003 г. № 12-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (ст. 39, чч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) (абз. 9 п. 4 Постановления).
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности и противоправности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности и противоправности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе пенсионного и социального страхования, требующем их возврата.
Анализ приведенных выше положений закона позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по возмещению Отделению Фонда причиненного ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в орган пенсионного фонда недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих установление и выплату пенсии.
Вместе с тем, доказательств того, что ответчик совершил умышленные действия с целью получения пенсии в период с 01.02.2023 по 30.04.2023, материалы дела не содержат, истцом в суд не представлены.
При таких обстоятельствах доводы истца о не предоставлении Махневым В.А. сведений об отчислении из учебного заведения не могут быть приняты во внимание.
Суд, проанализировав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии недобросовестных действий со стороны Махнева В.А. при получении пенсии и иных выплат, соответственно основания для взыскания излишне выплаченной пенсии с него также отсутствуют.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации) (действовавшим до 01.01.2023) предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Согласно ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» со дня создания Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.
Исходя из приведенных норм на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
В силу пункта 18 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии», утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 545н, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при выплате пенсии проводит контрольные мероприятия в целях обеспечения целевого использования средств обязательного пенсионного страхования и осуществления контроля за их использованием.
Согласно пунктам 138, 141, 142 вышеуказанных Правил территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Проверка обоснованности выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений может осуществляться территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем направления запроса дополнительных документов (сведений) в организацию, выдавшую соответствующие документы (представившую сведения), либо непосредственно в этой организации. Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец, как государственная организация, наделенная публично-властными полномочиями в сфере пенсионного и социального обеспечения граждан, имел возможность своевременно проверить представленные Махневым В.А. документы и указанные им сведения и узнать о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у него оснований для получения выплат за счет средств бюджета в период с 01.02.2023 по 30.04.2023, а, следовательно, узнать о нарушении своего права ранее 19.04.2023.
Суд полагает, что ответчик получал пенсию и иные выплаты именно в результате бездействия истца.
Таким образом, суд учитывает, что Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии», утвержденные приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 545н, предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления правом на получение пенсии со стороны граждан и предоставляют органу пенсионного и социального страхования право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в сфере пенсионных правоотношений.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Махнева В.А. в пенсионный орган представленные им сведения, являлись достоверными, доказательств, подтверждающих совершение им каких-либо неправомерных действий, направленных на введение истца в заблуждение с целью получения пенсии и иных выплат, начиная с 01.02.2023, истцом суду не представлено.
Учитывая, что деятельность Отделения Фонда, в числе прочего направлена на осуществление контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, ввиду чего ему предоставлена возможность проверки обоснованности выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, истец был обязан проверить обстоятельства, дающие право Махневу В.А. на получение пенсии в период, начиная с 01.02.2023, при этом, сведений о недобросовестности ответчика при получении выплат в данном случае не усматривается.
Суд также принимает во внимание, что право гражданина на пенсионное обеспечение должно было быть реализовано в соответствии с принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для взыскания с Махнева В.А. в счет неосновательного обогащения выплаченных ему в качестве средств к существованию социальной пенсии за период с 01.02.2023 по 30.04.2023 в сумме 24072 руб. 76 коп., федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01.02.2023 по 30.04.2023 в сумме 12841 руб. 12 коп., а всего 36913 руб. 88 коп., не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области к Махневу Владиславу Алексеевичу о взыскании незаконно полученных за период с 01.02.2023 по 30.04.2023 пенсии, федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 36913 рублей 88 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Мокроусовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.А. Иванова