Решение по делу № 2а-1077/2022 от 17.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         08 июля 2022 года                                                                                              город Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания:                 Рудяевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1077/2022 по административному исковому заявлению Степановой М.И. к администрации МО г. Салехард о признании недействующим распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу»,

УСТАНОВИЛ:

Степанова М.И. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Салехард о признании недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», либо п.2.3 распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

В обоснование иска указано, что 19.01.2022 администрацией МО г. Салехард принято распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», однако, в нарушение п. «г» ч.8 ст. 213 КАС РФ, ч.3 ст. 15 Конституции РФ, ч.2 ст. 72 Устава МО г. Салехарда, оно не было опубликовано в средствах массовой информации. Истец является собственником жилого помещения, по адресу: <адрес>, указанный дом, согласно п. 1 распоряжения признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжение истцом получено самостоятельно после 28.03.2022, что является основанием для признания его недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания.

Далее истец в иске указывает на то, что в случае отказа судом признать недействующим и не влекущим правовых последствий п.2.3 распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу». В указанном пункте определено, что в срок до 31.12.2029 необходимо осуществить выкуп у собственников принадлежащих им жилых помещений, а также долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах. Согласно п. 4 указанного распоряжения, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, изымается для муниципальных нужд, то есть на основании ч.ч.1,2 ст. 32 ЖК РФ. Во исполнение ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства ЯНАО от 11.02.2020 № 112-П утверждена «Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019-2025». <адрес> в г. Салехарде включен в перечень домов, подлежащих переселению в соответствии с приложением № 1 к комплексной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019-2025. В нарушение ч. 4 ст. 32 ЖК РФ отсутствует факт направления уведомления собственнику жилого помещения, а также факт получения собственником такого уведомления. В нарушение п.3 ч.1 ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не содержит объем средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с Отчетом Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2020 ЯНАО является получателем средств Фонда. В случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, в силу п.3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. При этом стоимость приобретенного и (или) построенного жилого помещения за счет средств фонда и областного бюджета не может превышать стоимость переселения соответствующего многоквартирного дома за счет средств фонда и областного бюджета. В случае если стоимость приобретаемого и (или) строящегося жилого помещения в рамках Программы превышает стоимость переселения, определенную в соответствии с Программой исходя из общей площади расселяемого жилого помещения соответствующего многоквартирного дома, данное превышение оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом. Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение. Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Данный вывод также подтверждается разделом VI Программы, который не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно указанному разделу источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства фонда. Ответчик был не вправе произвольно выводить за рамки действия региональной программы квартиру, принадлежащую на праве собственности заявителю. При принятии распоряжения об изъятии принадлежащего Степановой М.И. на праве собственности жилого помещения путем выкупа, нормы ст. 31 ЖК РФ, регулирующие правоотношения по изъятию у собственников принадлежащих им помещений и по предоставлению им взамен изымаемого другого жилого помещения, администрацией МО г. Салехард не учитывались и не применялись. Степанова М.И. является инвалидом II группы.

С указанием на п. «г» ч.8 ст. 213 КАС РФ просила признать недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», либо п.2.3 распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Административный истец Степанова М.И. в судебном заседании требования иска поддержал.

Представитель административного истца адвокат Сахаров Д.Ф. в судебном заседании требования иска поддержал, выступил по доводам, приведенным в нем.

Представитель ответчика Хабибуллина Л.Р., действующая на основании доверенности, имеющая соответствующее образование, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска, выступила по доводам письменных возражений.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании участия не принимали.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Положения гл. 21 КАС РФ, в том числе ст. 213 КАС РФ, на которую в исковом заявлении ссылается Степанова М.И., регламентируют порядок признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части лицами, в отношении которых применен этот акт, а также лицами, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что Степановой М.И. на праве собственности принадлежат <адрес> в г. Салехарде.

22.12.2021 межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации МО г. Салехард от 21.11.2016 «О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещение жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда города Салехарда», по результатам рассмотрения: вопроса об оценке соответствия многоквартирного <адрес> в г. Салехарде, требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; заключения специализированой организации МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства от 20.12.2021 ; технического паспорта на многоквартирный д. 10 по ул. Горького в г. Салехарде, 1998, принято заключение о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение послужило основанием для вынесения администрацией МО г. Салехард 19.01.2022 распоряжения -р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в том числе, в отношении <адрес> в г. Салехарде. Снос указанного дома должен быть произведен до 31.12.2029.

Положениями ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2).

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (ст. 14).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (ст. 15).

Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пункт 42 Положения предусматривает, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка его принятия в отсутствие нарушений прав Степановой М.И.

Доводы Степановой М.И. о том, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, а потому подлежало опубликованию для всеобщего сведения, приведенные в содержании искового заявления, с указанием на ч.3 ст. 15 Конституции РФ, ч.2 ст. 72 Устава МО г. Салехард, и озвученные в судебном заседании, основаны на неверном понимании норм права.

Распоряжение является ненормативным правовым актом и представляет собой акт руководителя или уполномоченного им лица, направленный на решение определенных организационных задач и содержащий обязательные для подчиненных распоряжения.

О том, что распоряжение является ненормативным правовым актом, следует из содержания ч. 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в том числе в подзаконных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.

Поскольку оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, то положения п. «г» ч.8 ст. 213 КАС РФ, на что указано Степановой М.И. в исковом заявлении, как и в целом гл. 21 КАС РФ, применению не подлежат.

Проверяя довод Степановой М.И. о том, что <адрес> в г. Салехарде включен в перечень домов, подлежащих переселению в соответствии с приложением к комплексной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019-2025, а потому собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, суд приходит к следующему.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года» и ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», целью которого создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, на территории ЯНАО реализуется региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 годах, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П.

Из содержания ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что собственник жилого посещения в аварийном доме, включенном в региональную адресную программу, имеет право выбора на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Приложением № 1 к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019 - 2024 годах является перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017.

Согласно указанному приложению <адрес> в г. Салехарде не включен в адресную региональную программу.

В целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории ЯНАО, во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительство ЯНАО постановлением от 11.02.2020 № 112-П утвердило Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019 - 2025 годы.

Указанная программа не является региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда реализуемой в рамках ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Приложением № 1 к программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, является перечень жилищного фонда планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019 - 2025 годы.

Согласно указанному приложению <адрес> в г. Салехарде включен в программу как планируемый к признанию аварийным.

С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что поскольку <адрес> в г. Салехарде не включен в адресную региональную программу, то положения ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не применимы к расселению собственников указанного дома, признанного, в установленном порядке, аварийным и подлежащим сносу.

Правовых оснований для проверки оспариваемого распоряжения в порядке гл. 21 КАС РФ у суда не имеется. Иные доводы и основания Степановой М.И. не приведены.

Учитывая изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных Степановой М.И. требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Степановой М.И. к администрации МО г. Салехард о признании недействующим распоряжения от 19.01.2022 № 27-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья                                                                                                                   Н.А. Токмакова

2а-1077/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанова Мария Игнатьевна
Ответчики
Администрация МО город Салехард
Другие
Депаратмент строительства и жилищной политики ЯНАО
МКУ ФДГХ
НО "Фонд жилищного строительства ЯНАО"
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Токмакова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация административного искового заявления
17.05.2022Передача материалов судье
20.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее