Дело №2а-516/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе
председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,
с участием представителя административного истца Кононова Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Виллиса Л.А., Виллиса В.А. к филиалу «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании действий, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском о признании незаконным и отмене решения административного ответчика № от 19.08.2021 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Виллиса В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в составе семьи умершего военнослужащего, а также учета права умершего военнослужащего на дополнительную общую площадь.
Требования административного иска мотивированы тем, что административные истцы являются сыновьями умершего военнослужащего Виллиса А.А., занимавшего на момент смерти должность командира войсковой части 90460, с выслугой службы более 25 лет.
Оспариваемым решением Виллис Л.А. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако в постановки на такой учет было отказано его брату – Виллису В.А., № г.р., со ссылкой, что последний членом семьи умершего не являлся, с отцом совместно не проживал.
Кроме того, указанным решением отказано учесть право умершего отца, как командира войсковой части на момент смерти на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Полагая, что отказ вынесен без объективного учета обстоятельств по делу, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.
Просили возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Виллиса В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи умершего военнослужащего и учета права умершего военнослужащего Виллиса А.А. на дополнительную общую площадь жилого помещения как командира воинской части.
Определением судебного заседания Министерство обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца административный иск, с учетом уточнений, поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители административных ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и филиала «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте надлежащим образом.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административных истцов, исследовав письменные материалы дела, учетное дело, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 августа 2021 года начальником отдела по реализации жилищных программ филиала «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» вынесено решение № о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Виллиса Л.А., № г.р. - сына умершего капитана 2 ранга Виллиса А.А..
При этом жилищный орган не нашел оснований для принятия на указанный учет сына умершего военнослужащего – Виллиса В.А., № г.р., а также пришел к выводу об отсутствии оснований для учета дополнительной площади.
Основанием для отказа в принятии на учет Виллиса В.А., № г.р. послужил вывод жилищного органа о том, что Виллис В.А. совместно с отцом не проживал, членом его семьи не являлся.
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с п. 1. ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3.1. ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих", членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец Виллиса В.А., № г.р., является сыном военнослужащего Виллиса А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На момент смерти военнослужащего возраст административного истца составлял 9 лет.
Таким образом, в силу прямого указания закона (п. 5 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих") Виллис В.А. являлся членом семьи военнослужащего.
Однако обстоятельство вхождения лица в состав членов семьи военнослужащего само по себе является недостаточным для признания за таким лицом права на обеспечение жильем как члена семьи военнослужащего.
Согласно ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" к социальным гарантиям и компенсациям, предоставляемым военнослужащим, относится, в том числе, гарантия государства по обеспечению военнослужащих и членов их семей жильем.
Вместе с тем, из взаимосвязанного содержания п. 5 ст. 2 и ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснений по применению нормы ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что государство принимает на себя обязательство по обеспечению жильем не всех членов семьи военнослужащего, а только тех членов их семьи, которые проживают совместно с ними.
Исходя из позиций сторон по настоящему делу и вышеприведенного толкования подлежащих применению в настоящем деле норм материального права, юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является обстоятельство совместного проживания административного истца со своим отцом - военнослужащим Виллиса А.А., умершим ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, административный ответчик исходил из того, что на момент смерти Виллиса А.А. административный истец не являлся совместно проживающим с ним членом его семьи.
Однако суд признает этот вывод не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Судом установлено следующее.
Капитан 2 ранга Виллиса А.А. являлся военнослужащим ВС РФ.
23.03.2008 Виллиса А.А. умер, в связи с чем был исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ №.
На день исключения из списков личного состава войсковой части Виллиса А.А. имел следующий состав семьи: жена – ФИО1; сын – Виллиса Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; сын – Виллиса В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и проживал по адресу: <адрес>
Данное обстоятельство подтверждается сведениями о составе семьи военнослужащего от ДД.ММ.ГГГГ, проверенными органами военного управления (л.д. 6).
В соответствии с ордером № от 20.04.2005, выданного 1997 ОМИС Черноморского флота на состав семьи 3 человека – Виллиса А.А., сын Виллиса Л.А., № г.р., сын Виллиса В.А., № г.р., военнослужащему – капитану 2 ранга Виллиса А.А. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из домовой книги от 03 марта 2017 г. Виллиса А.А. и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства по вышеуказанному адресу (л.д. 104 учетного дела).
Аналогичные обстоятельства следуют из выписки из домовой книги от 03.12.2020 (л.д. 97 учетного дела).
Согласно справки от 23.04.2008 №, выданной 1997 ОМИС Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим на момент выдачи справки полномочия жилищного органа, Виллиса Л.А., 1993 г.р. и Виллиса В.А., № г.р. проживали с отцом Виллиса А.А. и находились на его иждивении на момент смерти.
Обосновывая отказ в постановке на учет Виллиса В.А., № г.р., жилищный орган сослался на решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлен факт раздельного проживания Виллиса В.А., № г.р. после расторжения брака между родителями и заключения его отцом - Виллиса А.А. нового брака.
Вместе с тем, указанным решением вопрос об определении места жительства несовершеннолетнего Виллиса В.А., № г.р. не разрешался, а лишь определялся порядок взыскания алиментов, который не устанавливает и не опровергает обстоятельства совместного проживания сына с отцом.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ФИО1 – мать административных истцов и бывшая супруга умершего военнослужащего, которая пояснила, что на момент расторжения брака ею фактически была создана другая семья, в которой впоследствии родился ребенок. При этом сыновья остались проживать вместе с отцом, заботу о которых приняла на себя их бабушка – мать Виллиса А.А., тем самым позволив каждому из бывших супругов строить свои семьи и работать. Детей она систематически навещала, поскольку ее новая семья была против совместного проживания с детьми.
Анализ установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, позволяет суду прийти к выводу, что Виллиса В.А., № г.р. являлся членом семьи военнослужащего Виллиса А.А., совместно с ним проживающим, и, следовательно, имеет право на обеспечение жилой площадью, как член семьи военнослужащего.
Разрешая вопрос об обоснованности оспариваемого решения в части отсутствия права на дополнительную жилую площадь, суд приходит к выводу о неправильном толковании административным ответчиком положений Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти".
В силу части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Судом установлено, что на момент смерти выслуга военной службы Виллиса А.А. составляла 27 лет 07 месяцев 18 дней; военнослужащий ФИО1 являлся командиром войсковой части 90460 на основании приказа Командующего Черноморским флотом № от 05.09.2002 (л.д. 101).
Так, в соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. При этом лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих также указывает на наличие у членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего права на получение жилого помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Таким образом, приведенным нормативным регулированием предусмотрена гарантия сохранения у членов семьи военнослужащего, самостоятельного права на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации, которое имел гражданин, до своей смерти, но его не реализовал.
Учитывая, что на момент смерти выслуга Виллиса А.А. составляла более 25 лет, последний являлся командиром войсковой части и имел основания для признания его с составом семьи из 3 человек (он сам, Виллиса Л.А., № г.р., Виллиса В.А., № г.р.) нуждающимся в жилых помещениях, с учетом его права на дополнительную площадь, административные истцы должны быть обеспечены жилым помещением после смерти военнослужащего в соответствии с нормой предоставления жилых помещений, установленной статьей 15.1 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, доводы административных истцов о признании решения административного ответчика и в части отказа в предоставлении жилого помещения с учетом нормы предоставления общей площади жилого помещения на погибшего отца, а также права последнего на обеспечение дополнительной площадью жилого помещения, являются обоснованными, а требования административного иска подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Виллиса Л.А., Виллиса В.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника отдела по реализации жилищных программ филиала «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Виллиса В.А., № года рождения в составе семьи умершего военнослужащего и учета права умершего военнослужащего Виллиса А.А. на дополнительную общую площадь жилого помещения как командира воинской части.
Обязать филиал «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Виллиса В.А., № года рождения на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи умершего военнослужащего и учета права умершего военнослужащего Виллиса А.А. на дополнительную общую площадь жилого помещения как командира воинской части.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 17.02.2022 года.
Судья Ю.С. Степанова