Судья: Чеплыгина Е.И. Дело № 33-11270/2023 (2-2027/2023)
Докладчик: Сумароков С.И. УИД 42RS0011-01-2023-002320-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» декабря 2023 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Молчанова Л.А.,
судей Сумарокова С.И., Ельмеевой О.А.,
при секретаре Амосовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сумарокова С.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Игнатова С.В.- Симонова П.А. на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28 сентября 2023 года по иску Игнатова Сергея Владимировича к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
Игнатов С.В. обратился в суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, в котором просил обязать ответчика поставить его с составом семьи один человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иск обоснован тем, что он является инвалидом <данные изъяты>, находится под диспансерным наблюдением в ГБУЗ «<данные изъяты>» с 2001 года с диагнозом <данные изъяты>.014)». Указанное заболевание согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С 26.01.1998 он зарегистрирован и проживает вместе с родителями в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 57,4 кв.м., жилой площадью 42,1 кв.м., которое находится в общей долевой собственности его родителей Игнатова В.К. (1/2 доля в праве) и Игнатовой Е.А.(1/2 доля праве).
11.07.2023 он обратился в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма на основании п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако постановлением от 20.07.2023 №1326 в его удовлетворении отказано по п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку им не представлены документы, которые подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С данным отказом не согласен, поскольку он сделан без учета имеющегося у него хронического заболевания.
Игнатов С.В., представитель Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в судебное заседание не явились.
Решением суда от 28.09.2023 постановлено:
«Отказать Игнатову С.В. в удовлетворении требований об обязании Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма».
В апелляционной жалобе представитель Игнатова С.В. – Симонов П.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает на то, что вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований по причине того, что он не признан малоимущим, противоречит нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, сделан без учета положений п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, наличия у него заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
На апелляционную жалобу Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа принесены возражения.
О времени и месте судебного заседания, назначенного в суде апелляционной инстанции на 21.12.2023, стороны извещены надлежаще, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установил суд 1 инстанции и следует из материалов дела, Игнатов Сергей Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ. рождения является <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой от 26.01.2010 (л.д.11).
Согласно заключения ГУЗ «Ленинск-Кузнецкая психиатрическая больница» № от 02.06.2023 у Игнатова С.В. имеется диагноз «<данные изъяты> согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.3).
Согласно справке паспортиста от 17.04.2018 Игнатов С.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> совместно с отцом ФИО5 и матерью ФИО6 (л.д.7). Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Игнатову В.К. (1/2 доля в праве) и Игнатовой Е.А.(1/2 доля в праве) (л.д.50-51, 53-55).
Согласно справке ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» от 28.06.2023 № по данным архива сведения о наличии объектов недвижимого имущества в <адрес>, принадлежащих на праве собственности до 21.09.1999 Игнатову С.В., отсутствуют (л.д.9).
Согласно выписке из ЕГРН от 13.07.2023 в реестре отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество в отношении Игнатова С.В.(л.д.56).
11.07.2023 Игнатов С.В. обратился в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с наличием у него заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.31-35).
Постановлением Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 20.07.2023 № в удовлетворении заявления Игнатова С.В. отказано на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации - поскольку им не представлены документы, которые подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.59).
Также судом было установлено, что 21.02.2022 Игнатов С.В. обращался в Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с приложением пакета документов (л.д.61-85), в удовлетворении которого было отказано (л.д.87).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке предоставляются органом местного самоуправления при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - в случае признания их нуждающимися в жилом помещении как малоимущие.
Судебная коллегия находит такие выводы суда 1 инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам по делу, которые согласуются с нормами материального права, регулирующие настоящий спор, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что исходя из положений п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, требуется только наличие у истца тяжелой формы хронического заболевания, правильность выводов не опровергают.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее- ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января
2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При рассмотрении дела судом было установлено, что Игнатов С.В. малоимущим в установленном законом порядке не признавался, напротив в удовлетворении его заявления отказано.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, для реализации права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании статей 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо быть признанным малоимущим в соответствии со статьей 49 ЖК РФ, одного лишь факта наличия тяжелого хронического заболевания недостаточно.
Как указано ранее, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Данная норма отсылает к нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, который, в свою очередь, предполагает предоставление жилого помещения, а соответственно, принятие на учет в целях такого предоставления только лицам, которые в установленном порядке признаны малоимущими.
Аналогичная позиция изложено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 06.06.2017 N 88-КГ17-5.
Доводы жалобы в целом выводов суда не опровергают, по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность постановленного судом решения, в связи с чем, судебная коллегия находит их несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Игнатова С.В.- Симонова П.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А.Молчанова
Судьи: С.И. Сумароков
О.А.Ельмеева