Решение по делу № 2-422/2021 от 15.01.2021

    50RS0040-01-2021-000078-67

    Дело № 2-422/2021

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2021 года Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Радиевского А.В., при секретаре Алескерове О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова Евгения Николаевича, Фроловой Наталии Ивановны, Баранич Оксаны Евгеньевны, Губаревой Светланы Евгеньевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Губаревой Варвары Руслановны к Администрации г. Реутов о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истцов по доверенности ФИО8 обратилась с иском в суд к Администрации г. Реутов о признании права собственности по <данные изъяты> на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, мотивирую требования тем, что Фролову Е.Н. была предоставлена квартира на основании решение Реутовского Исполкома Райсовета от ДД.ММ.ГГГГ на семью из четырех человек: жену ФИО15 В настоящее время в данной квартире также зарегистрирована и проживает <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Истцы обратились с заявлением в Администрацию г. Реутов о заключении договора передачи квартиры, на что им ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с данным иском.

Истцы Фролов Е.Н., Фролова Н.И., Баранич О.Е., Губарева С.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Представитель Фролова Е.Н. и Баранич О.Е., по доверенности ФИО8, в судебном заседании требования иска поддержала.

Представитель ответчика Администрации г. Реутова, по доверенности ФИО9, в судебное заседание не явилась, в дело представила письменные возражения на иск, суть которых сводится к следующему: спорная квартира является муниципальной собственностью и числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования как служебная. Жилое помещение было предоставлено Фролову Е.Н. в связи с работой в Реутовском ПТО ГХ. При обращении с заявлением в Администрацию г. Реутов по вопросу приватизации квартиры истец, предоставил не полный пакет документов, а именно отсутствовали архивная выписка из домовой книги, не представлены общегражданские паспорта Фролова Е.Н. и Баранич О.Е.; квартира по настоящее время является служебной и не подлежит приватизации.

Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя ответчиков.

Суд, выслушав представителя истцов, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ, отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов регулируются ЖК РФ.

Из выписки из реестра муниципального имущества г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> расположенная по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. является муниципальной собственностью и числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования г.о. Реутов как служебная.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Реутовского Исполкома Райсовета от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО3, работающему в Реутовском ПТО ГХ в должности кровельщика была предоставлена служебная площадь на период работы в данной должности по адресу: <адрес> размером <данные изъяты> кв.м. состоящая из трех комнат на семью из четырех человек: жену ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается удостоверением серия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.12-13).

Согласно представленным в материалы дела справкам истцы ранее не принимали участие в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>.

Фролов Е.Н. обратился в Администрацию г. Реутов с заявлением по вопросу приватизации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Администрацией г. Реутов письмом № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, в связи с отсутствием у подписанта заявления соответствующих полномочий.

Статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл" специальный законодательный акт федерального уровня, наделяющий органы местного самоуправления полномочием определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда (подпункт 3 пункта 2 статьи 3). Основные принципы приватизации муниципального жилищного фонда, в том числе входящих в него служебных жилых помещений, а также права граждан на получение в собственность жилых помещений в порядке приватизации определены в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно статье 2 которого граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, могут приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Учитывая особое назначение служебных жилых помещений, статья 4 названного Закона содержит в качестве общего правила запрет на отчуждение служебных жилых помещений путем приватизации (часть первая), но одновременно закрепляет правомочие собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (часть вторая), что корреспондирует предписаниям Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (часть первая статьи 217).

Приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 35, часть 2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.

Исходя из этого регулирование прав муниципальных образований как собственников муниципального жилищного фонда законами субъектов Российской Федерации - поскольку такое регулирование, относясь к сфере гражданского законодательства, ограничивало бы права собственника, обязывая его к совершению приватизации, - означало бы нарушение установленных Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "о"), а также необходимых условий возможных ограничений права муниципальной собственности (статья 8, часть 2; статья 35, часть 2; статья 55, часть 3; статья 130, часть 1; статья 133).

Следовательно, нормативное положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, - в системном единстве с положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства и с учетом конституционной презумпции добросовестности законодателя - не может рассматриваться как допускающее законодательное установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации оснований и условий отчуждения собственности муниципальных образований в жилищной сфере.

Помимо Конституции Российской Федерации, в силу которой местное самоуправление гарантируется в числе прочего запретом на ограничение его прав, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), и гражданского законодательства Российской Федерации общие принципы реализации местным самоуправлением права муниципальной собственности регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который, определяя правовые основы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, устанавливает, в частности, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51); порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 3 статьи 51); изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных данным Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон (часть 2 статьи 4).

Имущественные отношения в системе местного самоуправления обусловлены целями осуществления муниципальной власти, реализации прав граждан на местное самоуправление, обеспечения гарантий конституционно-правового статуса граждан, чем предопределяется использование муниципальной собственности, распоряжение ею в интересах местного сообщества в целом. Обеспечение прав частной собственности не должно вести к отказу от публичных начал в развитии отношений собственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П). Соответственно, приватизация муниципального имущества, в том числе жилых помещений специализированного жилищного фонда, не должна приводить к невозможности осуществления органами местного самоуправления своих обязанностей по решению вопросов жизнеобеспечения населения, надлежащее выполнение которых, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).

Федеральный законодатель, исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных жилых помещениях с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений и преследуя цель соблюдения необходимого баланса прав граждан и муниципальных образований как собственников жилищного фонда, предоставил частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.

Следовательно, положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.

Из пп. 3.3 и 3.4 этого же постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством. Критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного. Указанные решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблении.

Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

Согласно ч.3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В силу ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно п.7 Решения Роскоммунхоза от 18.11.1993 N 4 "Об утверждении Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя, документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением, справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано, в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.

Как следует из материалов дела Фролов Е.Н., обращаясь к ответчику Администрации г. Реутов с заявлением по вопросу приватизации спорной квартиры представил не полный пакет документов, а именно отсутствовали архивная выписка из домовой книги, копии общегражданских паспортов заявителей ФИО3 и ФИО1

Из установленных фактических обстоятельств настоящего дела следует, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, включено в состав специализированного фонда, является служебным, доказательств, свидетельствующих о том, что спорная квартира утратила статус служебного жилого помещения, суду не представлено, сведений о том, что собственником принято решение об исключении спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда в материалах дела также не имеется, кроме того основанием отказа в приватизации спорной квартиры явилось также предоставление не полного пакета документов суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО3, Н.И., ФИО1 и ФИО5 о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Фролова Евгения Николаевича, Фроловой Наталии Ивановны, Баранич Оксаны Евгеньевны, Губаревой Светланы Евгеньевны, действующей в своих интересах ФИО16 к Администрации г. Реутов о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Реутовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                 Радиевский А.В.

Мотивированное решение составлено 31.03.2021г.

Судья:                                 Радиевский А.В.

Копия верна

Судья                            секретарь

Решение НЕ вступило в законную силу

Судья                            секретарь

2-422/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фролова Наталия Ивановна
Баранич Оксана Евгеньевна
Фролов Евгений Николаевич
Губарева Светлана Евгеньевна
Ответчики
Администрация г. Реутов
Суд
Реутовский городской суд Московской области
Судья
Радиевский Анатолий Владимирович
Дело на сайте суда
reutov.mo.sudrf.ru
15.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2021Передача материалов судье
19.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2021Подготовка дела (собеседование)
15.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее