Решение по делу № 2-57/2022 (2-1039/2021;) от 08.11.2021

           Дело №2-57/2022

УИД 10RS0017-01-2021-001911-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2022 года                                                                              гор. Сортавала

             Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Акимовой О.А.,

             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаттунен Л.В. к администрации Сортавальского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий,

    установил:

             Истец обратилась в суд с иском по следующим основаниям. С 2019 года она является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного относительно ориентира: <Адрес обезличен>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала <Номер обезличен>. До настоящего времени администрация района не обеспечила подъезд к данному участку. В связи с изложенным, просит обязать ответчика организовать подъезд к данному земельному участку.

        Определением от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кааламского сельского поселения, ФКУ Упрдор «Кола».

        Определением от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен национальный парк «Ладожские шхеры» в лице ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач».

           Определением судьи от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

          В судебном заседании истец Гаттунен Л.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что изначально пользовалась земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен> с 2016 на условиях договора аренды, в последующем данный земельный участок по договору купли-продажи был предоставлен ей в собственность. Вместе с тем пользоваться по назначению земельным участком не представляется возможным, так как отсутствует подъезд к нему. При образовании земельного участка было предусмотрена два варианта организации подъезда к земельному участку: путем организации съезда с дороги А-121 и второй вариант через лесную просеку. Истец пыталась организовать съезд к земельному участку с трассы А-121, но получила отказ от ФКУ Упрдор «Кола» в согласовании съезда, так как при обустройстве съезда невозможно обеспечить безопасность дорожного движения. Не представляется возможным обеспечить проезд к земельному участку через лесную просеку, так как на настоящий момент земли лесного фонда отнесены к заповеднику «Ладожские шхеры». Ссылаясь на п. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», ст. 5 главы 2 Устава Сортавальского муниципального района», истец указывает на то, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных, предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических и юридических ли, в том чисел средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях, истец указывает, что организация подъезда к земельному участку с кадастровым номером <Номер обезличен> лежит на администрации Сортавальского муниципального района. Также указала на то, что в период пользования земельным участком по договору аренды, подъезда к земельному участку не имелось, доступ к земельному участку обеспечен путем прохода по лесной просеке или со стороны дороги, но подъезда не было.

            Представители истца Гаттунен А.И. и Гаттунен Н.А. поддержали доводы истицы в полном объеме, указали, что администрация Сортавальского муниципального района в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от <Дата обезличена> №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», ст. 5 главы 2 Устава Сортавальского муниципального района», в силу возложенных на неё полномочий обязана обеспечить истцу проезд к земельному участку.

            Представитель ответчика администрации Сортавальского городского поселения в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что Администрация Сортавальского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, так как обязанность организовать подъезд к земельному участку со стороны федеральной трассы А-121 «Сортавала-Санкт-Петербург», автомобильная дорога Р-21 «Кола» не может быть возложена на Администрацию в силу того, что федеральная дорога в соответствии с классификацией, установленной Федеральным законом от 08.11.2007 №257 –ФЗ отнесена к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и организация съезда к такой дороге не относится к полномочиям Администрации.

          Представители третьих лиц администрации Кааламского сельского поселения, ФКУ Упрдор «Кола», «Ладожские шхеры» в лице ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач»в судебное заседание не явились. о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

             Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

          В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушении его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

          В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения, действии, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения.

          В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

             В силу Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2чч. 2 и 3 ст. 36).

      Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

      Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.

    Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

     Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.

      Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> был поставлен на государственный кадастровый учет <Дата обезличена>, местоположение установлено относительно ориентира за пределами земельного участка, почтовый адрес: <Адрес обезличен>. Земельный участок, расположен в южной части кадастрового квартала <Номер обезличен>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «ранее учтенный», правообладатель данного земельного участка Гутунен Л.В. (право собственности зарегистрировано <Дата обезличена> на основании договора купли-продажи).

В соответствии с договором купли-продажи, заключенным между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Гуттунен Л.В. продавец передал в собственность Гуттанен Л.В. земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, местоположение: <Адрес обезличен>, земельный участок, расположен в южной части кадастрового квартала <Номер обезличен> с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Из указанного договора купли-продажи следует, что на момент подписания Договора земельный участок находится в аренде Покупателя на основании договора аренды от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (п.2.3) (допущена описка в дате договора, договор заключен <Дата обезличена>).

     Из договора аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что предметом договора является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 7000 кв. м., местоположение – южная часть кадастрового квартала <Номер обезличен> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Категория земель – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

           Из акта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> обследования земельного участка под личное подсобное хозяйство по адресу: <Адрес обезличен>, следует, что земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале <Номер обезличен>, ограничен с севера, востока и запада землями лесного фонда, с юга – федеральной трассой А- 121 «Сортавала». Съезд возможен с федеральной трассы А-121 «Сортавала» (ранее такой съезд не был согласован), также возможно организовать проезд от земельного участка до существующего проезда по просеке от бывшей ЛЭП по землям государственного лесного фонда. Проектируемый проезд будет подходить к участку с кадастровым номером <Адрес обезличен> (разрешенное использование- для дачного строительства).

          Из представленных суду документов следует, что Гуттанен Л.В. обращалась в ФКУ Упрдор «Кола» с вопросом о согласовании обустройства съезда с автомобильной дороги федерального значения А -121 «Сортавала» км. 277-800 (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>). По данным обращениям Гуттунен Л.В. давались ответы о невозможности обустройства съезда, в связи с тем, что место планируемого обустройства съезда и технические параметры не соответствуют требованиям нормативно технических документов (ГОСТ Р52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.» СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуальна редакция СНиП 2.05.02-85. Федеральный закон от 10.12.1995 №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения».

            Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

            Таким образом, федеральным законодателем определен различный правовой режим в отношении земельных участков в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за пределами населенного пункта.

     Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.

      Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

       Таким образом, принимая во внимание, что истец является собственником земельного участка, на котором запрещено возведение задний и строений, соответственно оснований для обеспечения проезда к земельному участку истицы со стороны ответчика, обусловленных действующим законодательством, суд не имеется.

      При этом, суд принимает во внимание, что истец с 2016 года пользовалась данным земельным участком по назначению, что свидетельствует о том, что доступ к земельному участку имеется.

    Кроме того, при обращении с заявление о предоставлении ей земельного участка в собственность в 2019 году, истец была осведомлена об отсутствии подъезда к используемому по договору аренды земельному участку и невозможности обеспечения проезда путем организации подъезда со стороны федеральной трассы А-121 Сортавала «Санкт-Петербург – Сортавала автомобильная дорога Р-21 «Кола», так как еще в 2018 году ей было отказано в этом при рассмотрении ее заявления ФКУ Упрдор «Кола». Тем не менее, истец приобрела в собственность данный земельный участок для использования его под личное подсобное хозяйство.

       Ссылка истица в обоснование заявленных требований на подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не состоятельная.

В силу ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения общего пользования в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

      При этом следует учесть, что в силу п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

      В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

          В силу части 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пункт 3); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

    В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (часть 9).

       Соответственно, администрация Сортавальского муниципального района осуществляет свою дорожную деятельность только в отношении дорог общего пользования местного значения и на земельных участках, находящиеся в муниципальной собственности.

       Земельный участок истицы граничит с землями с национального парка «Ладожские шхеры» и автомобильной дорогой федерального значения А-121. что подтверждается схемой расположения земельного участка, относительно границ национального парка «Ладожские шхеры». Поскольку земельный участок истицы, не граничит с землями, право распоряжения, на которые имеется у администрации Сортавальского муниципального района, за счет которых мог быть обеспечен проезд, соответственно возложение на Администрацию по организации проезда с использованием земельных участков, находящихся в собственности иных лиц будет противоречить действующему законодательству.

       С учетом изложенного суд приходит к выводу, отсутствие проезда к земельному участку истца с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства на полевых землях, при установленных судом обстоятельствах, не влечет обязанности администрации Сортавальского муниципального района обустроить проезд к данному земельному участку. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для    возложения на Администрацию обязанности по обеспечению такого проезда.

        Кроме того, часть 2 статьи 1, части 6, 8 и 10 статьи 22, части 3 и 4 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а также часть 1 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» обеспечивают учет законных интересов правообладателей объектов недвижимости, создают необходимые гарантии для законности и стабильности оборота недвижимости в целом, а также способствуют ведению имеющего публичный характер Единого государственного реестра недвижимости на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений.    Из статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, следует, что федеральный законодатель, устанавливая требования к межевому плану как к одному из оснований для осуществления государственного кадастрового учета, к его форме и содержанию, определяя его как документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, воспроизводящий сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

      В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе в случае, если такой доступ может быть обеспечен путем установления сервитут (ч.6).

     Согласно пункту 26 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» отсутствие доступа (прохода или проезда) является одним из оснований для приостановления государственного кадастрового учета.

     Согласно части 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого закона.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, соответственно требования законодательства при формировании земельного участка соблюдены, доступ к земельному участку обеспечен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление Гаттунен Л.В. оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                                                       Л.П. Вакуленко

      Мотивированное решение изготовлено 08.02.2022.

2-57/2022 (2-1039/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гаттунен Любовь Валентиновна
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
Другие
Национальный парк "Ладожские шхеры" в лице ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
ФКУ Упрдор "Кола"
Администрация Кааламского сельского поселения
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2021Передача материалов судье
11.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
08.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2022Дело оформлено
06.10.2022Дело передано в архив
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее