К делу №2-504/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2013 года Армавирский городской суд
Краснодарского края в составе
председательствующего Лантух В.В.
при секретаре Иосифове К.В.,
с участием: истца Чукина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-504/13 по иску Чукина В.А., выступающего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына – И.В., <...>, Борискиной Е.Н., выступающей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери – Д.Н., <...>, к Министерству Обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного учреждения «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании за ними права собственности на жилое помещение в порядке приватизации в виде трехкомнатной квартиры <...> в г. Армавире Краснодарского края, предоставленной по договору социального найма <...> от 03.06.2011 года, мотивируя тем, что реализовать своё право во внесудебном порядке не могут, ответчик уклоняется от исполнения обязанности, возложенной на него российским законодательством, полагая, что такого рода отказ нарушает их конституционные права и права, регламентированные Законом РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просили требование удовлетворить.
Представитель ответчика не представил письменного отзыва на исковое заявление, дважды уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки в суд не представил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, что дает право суду, в порядке п.4 ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Борискина Е.Н. в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с письменным ходатайством о рассмотрении дела без её участия, мотивировав причину неявки в судебное заседание необходимостью ухода за двумя малолетними детьми.
В судебном заседании истец Чукин В.А. в своих объяснениях не сообщил сведений о новых фактах по делу, в прениях поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что дополнительных доказательств и ходатайств не имеет, просил иск удовлетворить.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что основанием для возникновения жилищных прав и обязанностей могут являться действия (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 года №250-ФЗ) - жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным категориям граждан (в данном случае военнослужащих), признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.
Как следует из объяснений истцов и материалов дела Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице заместителя начальника управления И.А., действующей по доверенности Министра обороны Российской Федерации №207/250д от 11.05.2011 года от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года <...>, предоставила Чукину В.А. и членам его семьи на условиях договора социального найма квартиру <...> в г. Армавире Краснодарского края, заключив 03.06.2011 года соответствующий договор <...>.
У нанимателей социального жилья, принадлежащего государственному жилищному фонду, в соответствии со статьей 2 Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 года №4199-1, Федеральных законов от 11.08.1994 года №26-ФЗ, от 28.03.1998 года №50-ФЗ, от 15.05.2001 года №54-ФЗ, от 20.05.2002 года №55-ФЗ) возникает право приобрести такое жилое помещение в собственность на условиях, предусмотренных вышеназванным законом, иными нормативными актами Российской Федерации, при этом жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статьи 11 вышеназванного Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, а также государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В судебном заседании установлено, что квартира <...> в городе Армавире Краснодарского края находится в собственности Российской Федерации и принадлежит на праве оперативного управления Министерству Обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что - Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из смысла названной нормы, следует, что от имени Российской Федерации полномочия собственника по распоряжению имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, вправе осуществлять Министр обороны Российской Федерации.
Согласно статьи 7 Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Желая реализовать свое право на приватизацию, в 2012 году истцы направили в адрес Министерства Обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Специализированное территориальное управление имущественных отношений», как к учреждению, наделенному правом распорядиться собственностью МО РФ и передать квартиру в порядке приватизации истцам.
Как следует из письменного ответа А. - начальника Федерального государственного казенного учреждения «Специализированного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от 31.10.2012 года за исх. №141/7/12851, собственником указанного жилого помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, однако в связи с тем, что отсутствует процедура передачи жилья в собственность и признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения, учреждение рекомендовало заявителю обратиться в суд и при условии, что у Чукина В.А. имеются в наличии договор социального найма и все подтверждающие право на приватизацию документы, против оформления в собственность спорной квартиры не возражал.
Учитывая вышеприведенное обстоятельство, суд приходит к выводу, что представитель собственника имущества фактически уклонился от исполнения возложенной на него законом обязанности, а именно от заключения гражданско-правовой сделки.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции РФ - каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статьи 8 Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 года №55-ФЗ) - решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
С момента обращения истцов с заявлениями о приватизации спорной квартиры прошло более 2-х месяцев, однако представитель собственника имущества - Министерство обороны РФ, договор о передаче спорной квартиры в собственность истцов не заключил.
Так же, ответчик не представил письменного отзыва на исковое заявление истцов и это приводит суд к убеждению, что право истцов на приватизацию жилого помещения нарушено, а бездействие Министерства обороны Российской Федерации в лице его Федерального государственного учреждения «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, является незаконным.
Как следует из статьи 11 Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В судебном заседании установлено, что истцы ранее в приватизации жилых помещений не участвовали, поэтому их требования о признании за ними права на приватизацию жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из ответа Верховного суда РФ на вопросы по жилищному законодательству за 2005-2008 годы - если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
До настоящего времени, Министром обороны Российской Федерации, наделенного в соответствии с действующим российским законодательством, соответствующими полномочиями, право семьи Чукина В.А. не реализовано, что, с учетом вышеприведенных оснований, предоставляет истцам право на приватизацию спорной квартиры в судебном порядке.
И как следует из пункта 5 разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года №6) «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что исковые требования истцов обоснованны, законны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Чукина В.А., выступающего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына – И.В., <...>, Борискиной Е.Н., выступающей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери – Д.Н., <...>, к Министерству Обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного учреждения «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.
Признать в порядке приватизации за Чукиным В.А., <...>, его женой – Борискиной Е.Н., <...>, дочерью Д.Н., <...> и сыном – И.В., <...>, право собственности в равных долях (по 1/4 доли за каждым) на жилое помещение – трехкомнатную квартиру <...> в г. Армавире Краснодарского края.
Резолютивная часть решения объявлена участникам процесса 20.02.2013 года, мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2013 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий подпись В. В. Лантух
Решение вступило в законную силу с 26.03.2013 года.