Решение по делу № 2-89/2023 (2-700/2022;) от 29.12.2022

Дело № 2-89/2023                                                                                 

УИД 27RS0009-01-2022-000996-32                                            

РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

08 июня 2023 года                                                     г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи - Фетисовой М.А.,

при секретаре - Артазей Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора Колосовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Ворончихину Ю. Г., о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, о снятии с регистрационного учета и о выселении,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился суд с указанным заявлением, в обоснование требований ссылается на то, что Ворончихин Ю.Г. зарегистрирован и проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. По информации войсковой части , Ворончихин Ю.Г. утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации. Просит признать ответчика утратившим право пользования служебным жилым помещением и выселить его из служебного жилого помещения.

Представитель истца 08.06.2023 в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о дате и времени судебного заседания извещён 25.05.2023, что влечёт возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя истца на основании ст. 167 ГПК РФ.

Ранее в судебных заседаниях представитель истца Сапиева Н.А. на удовлетворении заявленных требований настаивала, суду поясняла, что ответчик был вселён в спорное жилое помещение по <адрес>, в 2013 г. в связи с прохождением военной службы, после увольнения с которой в 2014 г., продолжает проживать, не имея к тому оснований. Считает, что перед увольнением с военной службы в 2014 г. Ворончихин Ю.Г. не подавал документов на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поскольку таких документов у истца нет, жилищное дело на Ворончихина Ю.Г. имеется только с 2017 года. В постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения ответчику было отказано в 2017 и в 2019 годах. У ответчика не имелось оснований для вселения ни в спорное жилое помещение, ни в ранее занимаемое по <адрес>, поскольку ответчику не выдавался ордер. По архивным сведениям, квартира <адрес>, была пустующей до 2016 г., то есть нет сведений, что её занимал ответчик. Считает, что проживание ответчика в квартире по <адрес> до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не имеет отношения к выселению ответчика из спорного жилого помещения, в котором он проживает с 2013 года. Относительно спорной квартиры имеются сведения, что ответчик зарегистрирован там в 2013 г., но не имеется сведений и документов об основаниях его вселения. Полагает, что командир части просто дал ответчику ключи от квартиры и тот вселился, затем предоставили документы на регистрацию. Если в 2013 г. имелись основания для вселения в спорную квартиру, то в настоящее время не имеется оснований для проживания там ответчика, который утратил статус военнослужащего и не признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Ответчик Ворончихин Ю.Г. и его представитель Егоров И.В., допущенный к участию в деле по ходатайству ответчика, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении истцу отказать, полагают, что ответчик не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Кроме того, суду поясняли, что с августа 1997г. ответчик проходил военную службу в в\ч , ему в сентябре 1997г. была предоставлена служебная квартира по <адрес> на основании ордера, который ответчик впоследствии сдал. В закрытом военном городке все квартиры имеют статус «служебная». Военнослужащим в 1998 г. стали выдавать паспорта, регистрировать по месту жительства стали с 2000 г., поэтому данные о регистрации ответчика по указанному адресу были внесены в его паспорт с ДД.ММ.ГГГГ. Затем, в 2013 году, в порядке улучшения жилищных условий, ему была предоставлена служебная квартира по <адрес>. У него не имеется документов о предоставлении жилых помещений, архив в\ч утрачен, либо передан из части в «Востокрегионжильё». Считают, что документы о предоставлении ответчику жилых помещений должны быть у истца, а отсутствие у истца таких документов либо их утрата не должны повлечь нарушение прав ответчика на обеспечение жилым помещением. После увольнения в 2014 г. с военной службы, он продолжал работать в МО РФ по 18.05.2018. У него не имеется другого жилья. На учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит, в 2014 году перед увольнением с военной службы он выражал желание быть обеспеченным жилым помещением в <адрес>, обращался в «Востокрегионжильё» с документами для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, но ответ не получал. Затем в 2017 и в 2019 г. он вновь обращался за постановкой на учёт, но ему было отказано, отказ он не оспаривал. После того, как состоится решение суда по данному спору, он намерен оформлять документы для переселения из закрытого военного городка на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, выслушав заключение старшего помощника прокурора Колосовой К.В., полагавшей заявленные истцом требования, в том числе, о выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения, не подлежащими удовлетворению, судприходит к следующему.

Истец Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс») является некоммерческой организацией, созданной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 №175, находится в ведомственном подчинении МО РФ и непосредственно подчинено руководителю Департамента жилищного обеспечения и учета жилищного фонда МО РФ.

В соответствии с Положением «О Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, МО РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.09.2020 №444 «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества МО РФ», Департамент предназначен для реализации полномочий МО РФ по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил.

Согласно п.8 Положения, Департамент военного имущества МО РФ осуществляет мероприятия по закреплению имущества Вооруженных Сил РФ на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями, а также дает задания по его использованию.

Приказом директора Департамента военного имущества МО РФ от 10.06.2021 №1783, право оперативного управления, в том числе, на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, передано ФГАУ «Росжилкомплекс».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов Федеральной службы безопасности, куда до 28 сентября 2020 года был включен, в том числе, закрытый военный городок <адрес>, имеющий почтовый адрес <адрес>.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела (поквартирная карточка, паспорт ответчика), ответчик Ворончихин Ю.Г. с 28.03.2013 зарегистрирован по месту жительства в служебном жилом помещении в закрытом военном городке (ЗВГ) по адресу : <адрес>, в котором проживает по настоящее время, после увольнения с военной службы в 2014 году.

Представленная ответчиком суду копия договора найма служебного жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заверена ненадлежащим лицом - <данные изъяты> ФИО, то есть работодателем ответчика, не имеющем отношения к в\ч , при этом оригинал договора суду не представлен.

Кроме того, согласно тексту договора, он заключен и подписан командиром в\ч ФИО1, однако, согласно пояснениям представителя истца, с 2010 г. полномочиями по предоставлению жилых помещений и заключению договоров найма, командир части не обладал, в 2013 году командиром части был ФИО2.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Суду сторонами не представлены иные письменные доказательства, подтверждающие основания предоставления ответчику занимаемого им с марта 2013 г. по настоящее время служебного жилого помещения.

Как следует из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от 22.05.2023 на запрос суда, в документах, переданных войсковой частью , отсутствуют ордер, либо договор найма, либо протокол заседания жилищной комиссии, либо список распределения жилой площади.

Согласно справке командира в\ч от 03.05.2023, с 01.01.2011 функции распределения жилых помещений с выдачей соответствующих документов возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Войсковой частью документы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих переданы в архив ФГКУ «Востокрегионжилье», правопреемником которого является ФГАУ «Росжилкомплекс».

Вместе с тем, ответчик в спорном жилом помещении зарегистрирован с 28.03.2013, следовательно, основания к тому имелись. То обстоятельство, что у истца по каким-либо причинам отсутствуют документы, которые должны были быть переданы войсковой частью, либо квартирно- эксплуатационной частью, не влечёт вывода об отсутствии в 2013 году оснований для предоставления ответчику спорного жилого помещения.

До предоставления ответчику указанного выше жилого помещения, он был в установленном порядке обеспечен служебным жилом помещением в том же ЗВГ, по <адрес>, в котором был официально зарегистрирован с 15.03.2020 по 28.03.2013, то есть до регистрации в служебном жилом помещении по <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ФКУ <данные изъяты> от 19.04.2023, справкой паспортного стола от 17.01.2013 и свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику в том же порядке и на тех же основаниях, что и предыдущее, в связи с прохождением военной службы в в\ч .

Согласно информации ФГАУ «Росжилкомплекс» от 03.05.2023, сведения о предоставлении ответчику служебного жилого помещения по <адрес>, отсутствуют. Названное жилое помещение числилось пустующим до заключения договора найма с ФИО3 10.08.2016. Служебное жилое помещение по <адрес>, Ворончихин Ю.Г. занимает без правоустанавливающих документов, подтверждающих законность проживания в нём.

При этом, как следует из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, в книге учёта и выдачи договоров найма жилых помещений в\ч имеется запись № 336 от 10.10.2008 о предоставлении Ворончихину Ю.Г. служебного жилого помещения по <адрес>.

Таким образом, информация ФГАУ «Росжилкомплекс» от 03.05.2023 не согласуется с его же информацией от 22.05.2023 в отношении предоставления ответчику служебного жилого помещения по <адрес>.

Согласно представленным с ответом ФГАУ «Росжилкомплекс» от 22.05.2023 справкам, в 2005 году жилые помещения по <адрес> и по <адрес>, являлись не заселёнными. Однако, содержание этих справок в отношении жилого помещения по <адрес>, противоречит установленным в судебном заседании обстоятельствам и указанным выше доказательствам, подтверждающим, что с марта 2000 г. ответчик был зарегистрирован и по март 2013 г. фактически проживал по <адрес>. Сведения за 2005 год о квартире по <адрес>, к рассматриваемому спору не относятся, поскольку названное жилое помещение ответчик стал занимать с марта 2013 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик не позднее 15.03.2020 был впервые обеспечен служебным жилым помещением в названном ЗВГ, в связи с прохождением военной службы в в\ч .

Согласно ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

        На основании ст.ст. 105, 106 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Выпиской из приказа начальника 12 главного управления МО РФ № 10 от 17.02.2014 подтверждается, что Ворончихин Ю.Г. подлежал увольнению с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет в ВС календарная составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, в льготном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. В приказе указано, что Ворончихин Ю.Г. не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, изъявил желание уволиться с оставлением с списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

Выпиской из приказа командира в\ч от 18.04.2014 № 86 подтверждается, что Ворончихин Ю.Г. исключен из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы.

Согласно документам, представленным по запросу суда военным комиссариатом г. Комсомольска-на-Амуре, из личного дела уволенного с военной службы Ворончихина Ю.Г., с последним 18.01.2014 командиром в\ч проводилась беседа в связи с предстоящим увольнением с военной службы. В ходе этой беседы, а также в рапорте от 18.01.2014 на имя командира части Ворончихин Ю.Г. подтверждал, что обеспечен служебной квартирой по <адрес>, а по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в <адрес> - не обеспечен и оформляет документы на признание нуждающимся в жилой площади, которые предоставит в «Востокрегионжилье» до 19.04.2014.

Как следует из трудовой книжки ответчика, после увольнения с военной службы он занимал должности гражданского персонала в организациях МО РФ, в период с 16.06.2014 по 18.05.2018.

После этого ответчик в в\ч , дислоцирующейся в <адрес> не работает, военную службу по контракту не проходит, что следует из сообщения командира в\ч от 28.11.2022. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о выселении ответчика из служебного жилого помещения.

Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.01.2023 подтверждается отсутствие информации о правах Ворончихина Ю.Г. на объекты недвижимости.

Решением № 3 от 27.01.2017 и решением № 21 от 11.12.2019 территориального отделения ФГКУ «Востокрегионжильё» Ворончихину Ю.Г. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку Ворончихин Ю.Г. должен был обратиться с Отделение за принятием на учёт нуждающихся в жилом помещении не позднее 18.04.2014.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Как установлено в судебном заседании, после увольнения с военной службы в 2014 г., ответчик по настоящее время не обеспечен иным жилым помещением и продолжает проживать в предоставленном в период военной службы служебном жилом помещении в ЗВГ.

Согласно ст. ст. 92 и 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью 1 статьи 103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 данной статьи.

Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 ЖК РСФСР.

Круг лиц, которые при прекращении трудовых отношений с наймодателем не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, определен в части 2 ст. 103 ЖК РФ.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставляемых им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

В соответствии с пунктом 6 статьи 108 ЖК РСФСР, не подлежали выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им жилое помещение, не менее десяти лет.

Как установлено в судебном заседании, с связи с прохождением военной службы в в\ч , ответчику было предоставлено служебное жилое помещение по <адрес>, не позднее марта 2000 г., затем, в порядке улучшения жилищных условий, было предоставлено служебное жилое помещение по <адрес>, в марте 2013 года. Следовательно, на дату увольнения ответчика с военной службы в апреле 2014 года, срок его службы в в\ч составил более 10 лет.

Доводы истца о том, что до введение в действие ЖК РФ ответчик проживал в служебном жилом помещении по <адрес>, а выселению ответчик подлежит из служебного жилого помещения по <адрес>, суд находит не влекущими удовлетворение заявленного иска, поскольку как до введения в действие ЖК РФ с 01.03.2005, так и после указанной даты, ответчик состоял на военной службе в ВС РФ, в связи с чем ему предоставлялись служебные жилые помещения по месту прохождения службы в в\ч . Ответчик более 10 лет находился на военной службе в в\ч и при этом занимал служебные жилые помещения в ЗВГ, а после увольнения с военной службы не был обеспечен жилым помещением в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что на дату увольнения с военной службы и на период трудовых отношений с Министерством обороны РФ, ответчик на законных основаниях постоянно проживал в ЗВГ и занимал служебную квартиру, в настоящее время продолжает в ней проживать, иного жилья не имеет, добросовестно несёт бремя содержания служебного жилья.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05. 2019 № 239, вступившим в силу с 01.09.2019, установлены особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков.

Согласно п. 1 названного Указа, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.

Согласно п. 4 названного Указа, граждане имеют право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, состоять на учете на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Как установлено в судебном заседании, ответчик отказы в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях не оспаривал, а по итогам рассмотрения судом данного спора намерен претендовать на переселение из ЗВГ на основании Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № 239.

Установленные в судебном заседании обстоятельства и исследованные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что ответчик не подлежит выселению из служебного жилого помещения по <адрес>, без предоставления иного жилого помещения, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцу надлежит отказать, в полном объёме.

На основании ч.4 ст. 103 ГПК РФ, поскольку обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации отказать в удовлетворении исковых требований к Ворончихину Ю. Г. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, о снятии с регистрационного учета и о выселении.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 09 июня 2023 года.

        Судья

Дело № 2-89/2023                                                                                 

УИД 27RS0009-01-2022-000996-32                                            

РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

08 июня 2023 года                                                     г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи - Фетисовой М.А.,

при секретаре - Артазей Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора Колосовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Ворончихину Ю. Г., о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, о снятии с регистрационного учета и о выселении,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился суд с указанным заявлением, в обоснование требований ссылается на то, что Ворончихин Ю.Г. зарегистрирован и проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. По информации войсковой части , Ворончихин Ю.Г. утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации. Просит признать ответчика утратившим право пользования служебным жилым помещением и выселить его из служебного жилого помещения.

Представитель истца 08.06.2023 в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о дате и времени судебного заседания извещён 25.05.2023, что влечёт возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя истца на основании ст. 167 ГПК РФ.

Ранее в судебных заседаниях представитель истца Сапиева Н.А. на удовлетворении заявленных требований настаивала, суду поясняла, что ответчик был вселён в спорное жилое помещение по <адрес>, в 2013 г. в связи с прохождением военной службы, после увольнения с которой в 2014 г., продолжает проживать, не имея к тому оснований. Считает, что перед увольнением с военной службы в 2014 г. Ворончихин Ю.Г. не подавал документов на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поскольку таких документов у истца нет, жилищное дело на Ворончихина Ю.Г. имеется только с 2017 года. В постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения ответчику было отказано в 2017 и в 2019 годах. У ответчика не имелось оснований для вселения ни в спорное жилое помещение, ни в ранее занимаемое по <адрес>, поскольку ответчику не выдавался ордер. По архивным сведениям, квартира <адрес>, была пустующей до 2016 г., то есть нет сведений, что её занимал ответчик. Считает, что проживание ответчика в квартире по <адрес> до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не имеет отношения к выселению ответчика из спорного жилого помещения, в котором он проживает с 2013 года. Относительно спорной квартиры имеются сведения, что ответчик зарегистрирован там в 2013 г., но не имеется сведений и документов об основаниях его вселения. Полагает, что командир части просто дал ответчику ключи от квартиры и тот вселился, затем предоставили документы на регистрацию. Если в 2013 г. имелись основания для вселения в спорную квартиру, то в настоящее время не имеется оснований для проживания там ответчика, который утратил статус военнослужащего и не признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Ответчик Ворончихин Ю.Г. и его представитель Егоров И.В., допущенный к участию в деле по ходатайству ответчика, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении истцу отказать, полагают, что ответчик не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Кроме того, суду поясняли, что с августа 1997г. ответчик проходил военную службу в в\ч , ему в сентябре 1997г. была предоставлена служебная квартира по <адрес> на основании ордера, который ответчик впоследствии сдал. В закрытом военном городке все квартиры имеют статус «служебная». Военнослужащим в 1998 г. стали выдавать паспорта, регистрировать по месту жительства стали с 2000 г., поэтому данные о регистрации ответчика по указанному адресу были внесены в его паспорт с ДД.ММ.ГГГГ. Затем, в 2013 году, в порядке улучшения жилищных условий, ему была предоставлена служебная квартира по <адрес>. У него не имеется документов о предоставлении жилых помещений, архив в\ч утрачен, либо передан из части в «Востокрегионжильё». Считают, что документы о предоставлении ответчику жилых помещений должны быть у истца, а отсутствие у истца таких документов либо их утрата не должны повлечь нарушение прав ответчика на обеспечение жилым помещением. После увольнения в 2014 г. с военной службы, он продолжал работать в МО РФ по 18.05.2018. У него не имеется другого жилья. На учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит, в 2014 году перед увольнением с военной службы он выражал желание быть обеспеченным жилым помещением в <адрес>, обращался в «Востокрегионжильё» с документами для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, но ответ не получал. Затем в 2017 и в 2019 г. он вновь обращался за постановкой на учёт, но ему было отказано, отказ он не оспаривал. После того, как состоится решение суда по данному спору, он намерен оформлять документы для переселения из закрытого военного городка на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, выслушав заключение старшего помощника прокурора Колосовой К.В., полагавшей заявленные истцом требования, в том числе, о выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения, не подлежащими удовлетворению, судприходит к следующему.

Истец Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс») является некоммерческой организацией, созданной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 №175, находится в ведомственном подчинении МО РФ и непосредственно подчинено руководителю Департамента жилищного обеспечения и учета жилищного фонда МО РФ.

В соответствии с Положением «О Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, МО РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.09.2020 №444 «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества МО РФ», Департамент предназначен для реализации полномочий МО РФ по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил.

Согласно п.8 Положения, Департамент военного имущества МО РФ осуществляет мероприятия по закреплению имущества Вооруженных Сил РФ на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями, а также дает задания по его использованию.

Приказом директора Департамента военного имущества МО РФ от 10.06.2021 №1783, право оперативного управления, в том числе, на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, передано ФГАУ «Росжилкомплекс».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов Федеральной службы безопасности, куда до 28 сентября 2020 года был включен, в том числе, закрытый военный городок <адрес>, имеющий почтовый адрес <адрес>.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела (поквартирная карточка, паспорт ответчика), ответчик Ворончихин Ю.Г. с 28.03.2013 зарегистрирован по месту жительства в служебном жилом помещении в закрытом военном городке (ЗВГ) по адресу : <адрес>, в котором проживает по настоящее время, после увольнения с военной службы в 2014 году.

Представленная ответчиком суду копия договора найма служебного жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заверена ненадлежащим лицом - <данные изъяты> ФИО, то есть работодателем ответчика, не имеющем отношения к в\ч , при этом оригинал договора суду не представлен.

Кроме того, согласно тексту договора, он заключен и подписан командиром в\ч ФИО1, однако, согласно пояснениям представителя истца, с 2010 г. полномочиями по предоставлению жилых помещений и заключению договоров найма, командир части не обладал, в 2013 году командиром части был ФИО2.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Суду сторонами не представлены иные письменные доказательства, подтверждающие основания предоставления ответчику занимаемого им с марта 2013 г. по настоящее время служебного жилого помещения.

Как следует из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от 22.05.2023 на запрос суда, в документах, переданных войсковой частью , отсутствуют ордер, либо договор найма, либо протокол заседания жилищной комиссии, либо список распределения жилой площади.

Согласно справке командира в\ч от 03.05.2023, с 01.01.2011 функции распределения жилых помещений с выдачей соответствующих документов возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Войсковой частью документы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих переданы в архив ФГКУ «Востокрегионжилье», правопреемником которого является ФГАУ «Росжилкомплекс».

Вместе с тем, ответчик в спорном жилом помещении зарегистрирован с 28.03.2013, следовательно, основания к тому имелись. То обстоятельство, что у истца по каким-либо причинам отсутствуют документы, которые должны были быть переданы войсковой частью, либо квартирно- эксплуатационной частью, не влечёт вывода об отсутствии в 2013 году оснований для предоставления ответчику спорного жилого помещения.

До предоставления ответчику указанного выше жилого помещения, он был в установленном порядке обеспечен служебным жилом помещением в том же ЗВГ, по <адрес>, в котором был официально зарегистрирован с 15.03.2020 по 28.03.2013, то есть до регистрации в служебном жилом помещении по <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ФКУ <данные изъяты> от 19.04.2023, справкой паспортного стола от 17.01.2013 и свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику в том же порядке и на тех же основаниях, что и предыдущее, в связи с прохождением военной службы в в\ч .

Согласно информации ФГАУ «Росжилкомплекс» от 03.05.2023, сведения о предоставлении ответчику служебного жилого помещения по <адрес>, отсутствуют. Названное жилое помещение числилось пустующим до заключения договора найма с ФИО3 10.08.2016. Служебное жилое помещение по <адрес>, Ворончихин Ю.Г. занимает без правоустанавливающих документов, подтверждающих законность проживания в нём.

При этом, как следует из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, в книге учёта и выдачи договоров найма жилых помещений в\ч имеется запись № 336 от 10.10.2008 о предоставлении Ворончихину Ю.Г. служебного жилого помещения по <адрес>.

Таким образом, информация ФГАУ «Росжилкомплекс» от 03.05.2023 не согласуется с его же информацией от 22.05.2023 в отношении предоставления ответчику служебного жилого помещения по <адрес>.

Согласно представленным с ответом ФГАУ «Росжилкомплекс» от 22.05.2023 справкам, в 2005 году жилые помещения по <адрес> и по <адрес>, являлись не заселёнными. Однако, содержание этих справок в отношении жилого помещения по <адрес>, противоречит установленным в судебном заседании обстоятельствам и указанным выше доказательствам, подтверждающим, что с марта 2000 г. ответчик был зарегистрирован и по март 2013 г. фактически проживал по <адрес>. Сведения за 2005 год о квартире по <адрес>, к рассматриваемому спору не относятся, поскольку названное жилое помещение ответчик стал занимать с марта 2013 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик не позднее 15.03.2020 был впервые обеспечен служебным жилым помещением в названном ЗВГ, в связи с прохождением военной службы в в\ч .

Согласно ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

        На основании ст.ст. 105, 106 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Выпиской из приказа начальника 12 главного управления МО РФ № 10 от 17.02.2014 подтверждается, что Ворончихин Ю.Г. подлежал увольнению с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет в ВС календарная составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, в льготном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. В приказе указано, что Ворончихин Ю.Г. не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, изъявил желание уволиться с оставлением с списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

Выпиской из приказа командира в\ч от 18.04.2014 № 86 подтверждается, что Ворончихин Ю.Г. исключен из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы.

Согласно документам, представленным по запросу суда военным комиссариатом г. Комсомольска-на-Амуре, из личного дела уволенного с военной службы Ворончихина Ю.Г., с последним 18.01.2014 командиром в\ч проводилась беседа в связи с предстоящим увольнением с военной службы. В ходе этой беседы, а также в рапорте от 18.01.2014 на имя командира части Ворончихин Ю.Г. подтверждал, что обеспечен служебной квартирой по <адрес>, а по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в <адрес> - не обеспечен и оформляет документы на признание нуждающимся в жилой площади, которые предоставит в «Востокрегионжилье» до 19.04.2014.

Как следует из трудовой книжки ответчика, после увольнения с военной службы он занимал должности гражданского персонала в организациях МО РФ, в период с 16.06.2014 по 18.05.2018.

После этого ответчик в в\ч , дислоцирующейся в <адрес> не работает, военную службу по контракту не проходит, что следует из сообщения командира в\ч от 28.11.2022. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о выселении ответчика из служебного жилого помещения.

Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.01.2023 подтверждается отсутствие информации о правах Ворончихина Ю.Г. на объекты недвижимости.

Решением № 3 от 27.01.2017 и решением № 21 от 11.12.2019 территориального отделения ФГКУ «Востокрегионжильё» Ворончихину Ю.Г. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку Ворончихин Ю.Г. должен был обратиться с Отделение за принятием на учёт нуждающихся в жилом помещении не позднее 18.04.2014.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Как установлено в судебном заседании, после увольнения с военной службы в 2014 г., ответчик по настоящее время не обеспечен иным жилым помещением и продолжает проживать в предоставленном в период военной службы служебном жилом помещении в ЗВГ.

Согласно ст. ст. 92 и 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью 1 статьи 103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 данной статьи.

Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 ЖК РСФСР.

Круг лиц, которые при прекращении трудовых отношений с наймодателем не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, определен в части 2 ст. 103 ЖК РФ.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставляемых им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

В соответствии с пунктом 6 статьи 108 ЖК РСФСР, не подлежали выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им жилое помещение, не менее десяти лет.

Как установлено в судебном заседании, с связи с прохождением военной службы в в\ч , ответчику было предоставлено служебное жилое помещение по <адрес>, не позднее марта 2000 г., затем, в порядке улучшения жилищных условий, было предоставлено служебное жилое помещение по <адрес>, в марте 2013 года. Следовательно, на дату увольнения ответчика с военной службы в апреле 2014 года, срок его службы в в\ч составил более 10 лет.

Доводы истца о том, что до введение в действие ЖК РФ ответчик проживал в служебном жилом помещении по <адрес>, а выселению ответчик подлежит из служебного жилого помещения по <адрес>, суд находит не влекущими удовлетворение заявленного иска, поскольку как до введения в действие ЖК РФ с 01.03.2005, так и после указанной даты, ответчик состоял на военной службе в ВС РФ, в связи с чем ему предоставлялись служебные жилые помещения по месту прохождения службы в в\ч . Ответчик более 10 лет находился на военной службе в в\ч и при этом занимал служебные жилые помещения в ЗВГ, а после увольнения с военной службы не был обеспечен жилым помещением в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что на дату увольнения с военной службы и на период трудовых отношений с Министерством обороны РФ, ответчик на законных основаниях постоянно проживал в ЗВГ и занимал служебную квартиру, в настоящее время продолжает в ней проживать, иного жилья не имеет, добросовестно несёт бремя содержания служебного жилья.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05. 2019 № 239, вступившим в силу с 01.09.2019, установлены особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков.

Согласно п. 1 названного Указа, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.

Согласно п. 4 названного Указа, граждане имеют право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, состоять на учете на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Как установлено в судебном заседании, ответчик отказы в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях не оспаривал, а по итогам рассмотрения судом данного спора намерен претендовать на переселение из ЗВГ на основании Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № 239.

Установленные в судебном заседании обстоятельства и исследованные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что ответчик не подлежит выселению из служебного жилого помещения по <адрес>, без предоставления иного жилого помещения, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцу надлежит отказать, в полном объёме.

На основании ч.4 ст. 103 ГПК РФ, поскольку обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации отказать в удовлетворении исковых требований к Ворончихину Ю. Г. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, о снятии с регистрационного учета и о выселении.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 09 июня 2023 года.

        Судья

2-89/2023 (2-700/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-Социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчики
Ворончихин Юрий Геннадьевич
Другие
Сапиева Наталья Алексеевна
Егоров И.В.
Суд
Комсомольский районный суд Хабаровского края
Судья
Фетисова М.А.
Дело на странице суда
komsomolsky.hbr.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2023Подготовка дела (собеседование)
19.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2023Дело оформлено
08.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее