88-7675/2022
79RS0002-01-2021-009384-16
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.,
судей Власенко И.Г., Храмцовой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таралевича Михаила Ильича к ФКУ «Военный комиссариат Еврейской автономной области» о пересчете стажа и пенсии по выслуге лет
по кассационной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 22 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя ФКУ «Военный комиссариат Еврейской автономной области» Каленскую Л.Д., поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Таралевич М.И. обратился в суд с иском о пересчете стажа и пенсии по выслуге лет.
В обоснование требований указал, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 16 мая 2013 года за ним признано право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. На основании решения суда ему установлена пенсия исходя из выслуги 29 лет воинской службы, что составляет 77 % от суммы денежного довольствия. Вместе с тем, общая выслуга лет в органах, зачитывающихся в выслугу лет, составляет 34 года. При назначении пенсии в выслугу лет не включён период службы в УВД ЕАО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При включении вышеуказанного периода работы выслуга лет составит 34 года военной службы, соответственно размер пенсии будет составлять 85 % денежного довольствия военнослужащих. Его заявление о перерасчете пенсии оставлено без удовлетворения.
Просил возложить на ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» обязанность зачесть службу в УВД ЕАО в льготном исчислении 4 года 7 месяцев 12 дней в выслугу лет для исчисления пенсии; обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии исходя из выслуги 34 года; взыскать задолженность по недоначисленной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.
Представитель истца в судебном заседании уточнил исковые требования, просил обязать ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» зачесть службу Таралевича М.И. в УВД ЕАО в льготном исчислении 4 года 7 месяцев 12 дней в выслугу лет для исчисления пенсии; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчёт пенсии исходя из выслуги лет 34 года, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» просил отказать в удовлетворении требований, т.к. Таралевич М.И. при увольнении со службы пенсию не оформлял и на военную службу после увольнения не вернулся. Последним местом его службы является служба в УВД ЕАО, где ему назначена пенсия за выслугу лет исходя из выслуги 34 года, по линии Министерства обороны РФ истец имеет право на пенсию за выслугу лет исходя из выслуги на дату увольнения - 29 лет. Правомерность такого расчета подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № Полагал, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 28 декабря 2021 года на ФКУ «Военный комиссариат Еврейской автономной области» возложена обязанность зачесть в выслугу лет для исчисления пенсии Таралевичу М.И. службу в органах внутренних дел ЕАО в льготном исчислении 4 года 7 месяцев 12 дней, произвести перерасчёт пенсии Таралевичу М.И. начиная с ДД.ММ.ГГГГ с учётом указанного периода службы в органах внутренних дел ЕАО в льготном исчислении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 22 апреля 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Еврейской автономной области» просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, ходатайств о личном участии не заявлял.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие оснований по настоящему делу установлены.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и правоохранительную службу производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 02.1993 № 4468-1, которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, правила назначения и выплаты.
Согласно пункту "а" статьи 13 Закона от 12 02.1993 N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах 3 и 5 п. "а" и п. "б" ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей (ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из материалов дела и судом установлено, что Таралевич М.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил военную службу в Вооружённых силах РФ. На момент увольнения выслуга лет Таралевича М.И. в льготном исчислении составила 29 лет 10 месяцев 14 дней, пенсия по линии Министерства обороны РФ Таралевичу М.И. не назначалась.
После увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах внутренних дел (УВД ЕАО) на офицерских должностях, на момент увольнения выслуга лет в льготном исчислении составила 34 года 05 месяцев 26 дней. После увольнения Таралевичу М.И. по линии МВД РФ была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет из расчёта выслуги лет 34 года.
В последующем истец выразил желание получать пенсию по линии Министерства обороны, в чем ему было отказано.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 16 мая 2013 года за Таралевичем М.И. признано право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, на военный комиссариат ЕАО возложена обязанность производить выплату пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Таралевич М.И. получает пенсию по линии Министерства обороны РФ исходя из выслуги 29 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» с заявлением о перерасчёте пенсии исходя из выслуги 34 года, просил зачесть в стаж период его службы в УВД ЕАО. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» в удовлетворении заявления отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд, с чем согласился суд второй инстанции, исходил из того, что требование Таралевич М.И. о перерасчете пенсии с учетом включения в выслугу лет периода прохождения службы в органах МВД России основано на нормах Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, а иное противоречило бы принципу единства правовых и организационных основ военной и правоохранительной службы.
Обращаясь с кассационной жалобой ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» полагал, что судами неверно применены нормы материального права, с чем следует согласиться.
В соответствии со статьей 50 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 исчисленная в установленном порядке выслуга лет (календарная и отдельно на льготных условиях) указывается в приказах об увольнении военнослужащих с военной службы и служит основанием для назначения пенсии за выслугу лет. В отношении военнослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа (см. подпункты "б" пунктов 1 и 2 § 1 настоящей главы), в приказах об увольнении указываются общий трудовой стаж и отдельно стаж военной службы в календарном исчислении.
При назначении пенсии уволенным с военной службы гражданам в расчет принимаются только полные годы выслуги или общего трудового стажа, без округления их в сторону увеличения.
Согласно статье 18 Закона N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается военная служба, служба на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии вышеуказанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения с военной службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам засчитывается служба в органах внутренних дел Российской Федерации.
В таком же порядке сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы засчитываются периоды прохождения ими военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в названной статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
При возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет после перерыва в ее получении (кроме перерыва в связи с повторным определением на военную службу) выслуга лет для назначения пенсии, исчисленная ранее военнослужащему в соответствии с законодательством, действовавшим на день увольнения его с военной службы, пересмотру не подлежит (применительно к абзацу 2 пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4469-1).
Право на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации военнослужащие приобретают со дня увольнения с военной службы и сохраняют до нового поступления на военную службу либо службу в других органах. При повторном поступлении на службу и выходе на пенсию она назначается вновь с учетом ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Суд необоснованно признал несостоятельной ссылку стороны ответчика на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, которая касается не только таможенной службы, но и в целом службы лиц, получающих пенсию за выслугу лет, во всех силовых ведомствах и приведена в целях аналогии действий в случае повторного поступления на службу данной категории граждан, приобретших вновь статус военнослужащего.
При этом закон предполагая прав выбора пенсионного обеспечения не предусматривает перерасчет выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа (за исключение военной службы в настоящем споре), поскольку возобновление приостановленной выплаты пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, т.е. на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию.
Тот факт, что при увольнении с военной службы Таралевич М.И. не подал заявление о назначении пенсии по выслуге лет, не предполагает его право на зачет в стаж периодов последующей службы в иных учреждениях (за исключением военной службы), после того как ему была назначена пенсия по линии МВД РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Пунктами 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Постановления судов обеих инстанций указанным требованиям не отвечают, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд, где следует устранить допущенные нарушения норм материального права, разрешить спор в соответствии с их правовым толкованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 22 апреля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи