Решение по делу № 8Г-28733/2021 [88-2265/2022 - (88-28890/2021)] от 09.12.2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2265/2022

№ 88-28890/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

03 февраля 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ившиной Т.В.,

судей Бросовой Н.В., Балакиревой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. по гражданскому делу № 2-480/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Самарской области Лыжовой А.М., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что решением пенсионного органа ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Не согласившись с данным решением, истец просила обязать ответчика включить в специальный стаж истца в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) следующие периоды: с 05.01.1998 по 02.10.2001 (3 г. 08 мес. 27 дн. в льготном исчислении 5 л. 6 мес. 20 дн.) работы в должности фельдшера - лаборанта в патологоанатомической лаборатории ПриВо № 236; с 01.07.2003 по 19.11.2010 (7 л. 4 мес. 19 дн. в льготном исчислении 10 л. 11 мес. 28 дн.) работы в должности фельдшера - лаборанта в Самарском военно-медицинском институте; с 11.09.2013 по 14.10.2013 (1 мес. 03 дн.) нахождения на курсах повышения квалификации. Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с 23.12.2019. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 23.12.2019.

Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. иск ФИО1 удовлетворён частично.

Суд постановил: «Включить в специальный стаж ФИО1 период нахождения на курсах повышения квалификации в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) с 11.09.2013 по 14.10.2013.

В остальной части исковых требований отказать.».

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. в части отказа в удовлетворении исковых требований отказать. Вынести в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 г. произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонного) его правопреемником - Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда России по Самарской области.

ФИО1, ФГБУ 426 военный госпиталь надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 23.12.2019 истец ФИО1 обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о назначении досрочной пенсии.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонного) от 04.06.2020 № 395 истцу отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не выработан специальный медицинский стаж 25 лет на работах в сельской местности и 30 лет в городах и поселках городского типа.

В специальный стаж истца, в том числе не засчитаны периоды работы:

с 05.01.1998 по 30.11.2001 в должности фельдшера - лаборанта в патолого - анатомической лаборатории ПриВо № 236, поскольку не подтверждена льготная работа, в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение за 2000-2001 год, сведения о патологоанатомической лаборатории отсутствуют;

с 01.12.2001 по 19.11.2010 в должности фельдшера - лаборанта в патологоанатомического отделения, так данное учреждение не предусмотрено Списком № 781 от 29.10.2002, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения.

Документально подтвержденный специальный стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии составляет 14 лет 02 месяца 19 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 за период с 01 октября 1997 г. по 30 ноября 2001 г. сведения о трудовом стаже истца и заработке, учитываемом при назначении страховой пенсии представлял 358 окружной военный Краснознамённый клинический госпиталь. Периоды с 01.01.2001 г. по 15.05.2001 г., с 16.05.2001 г. по 02.10.2001 г. отражены с кодом льгот «ЗП12Б 22600000-14467». Также период с 16.05.2001 г. по 02.10.2001 г. идёт с указанием «декрет», а период с 03.10.2001 г. пор 30.11.2001 г. – с указанием «дети».

Трудовой книжкой истца и архивными справками подтверждается, что ФИО1 с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г. работала в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомической лаборатории ПриВо № 236, с 01.12.2001 г. 19.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта в Самарском военно-медицинском институте, в том числе с 02.10.2001 г. по 30.06.2003 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Согласно справке, выданной 236 патологоанатомической лабораторией ПриВО от 30.11.2001 г. № 57 ФИО1 действительно работала в 236 патологоанатомической лаборатории ПриВО с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г. Работа проводилась во вредных условиях в течение полного рабочего дня. Уволена в порядке служебного перевода в ПАО СВМИ. Основание выдачи справки:лицевые счета, карточка Т-2, журналы «Книга биопсий», книга «Вырезка секционного материала» за период с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о включении в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы с 01.07.2003 по 19.11.2010 в должности фельдшера-лаборант в Самарском военно-медицинском институте суд первой инстанции согласился с выводами пенсионного органа о том, что данный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование организации не предусмотрено Списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

Также суд не нашел оснований для удовлетворения требований о включении в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периода работы с 05.01.1998 по 30.11.2001 в должности фельдшера лаборанта в патологоанатомической лаборатории ПриВО № 236, поскольку не имеется возможности проверить льготный характер работы истца, указанный период, так как 358 Окружной военный госпиталь ПРИВО расформирован на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил с 01.12.2001, правопреемников не имеет.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обоснованности принятого в указанной части пенсионным органом решения, руководствуясь Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 исходил из того, что доказательств того, что в оспариваемые периоды истица работала полный рабочий день в должности и учреждении, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельности не представлено.

Со ссылкой на выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в котором спорные периоды работы истца указаны без кода льгот, суд апелляционной инстанции указал, что работодатель не признавал работу ФИО1, как льготную.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленная истцом справка от 30.11.2001 г. № 57 не может являться достаточным доказательством для подтверждения льготного характера истца в период с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г., поскольку не имеется возможность проверить льготный характер работы, так как 358 Окружной военный воспитатель ПРИВО расформирован на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил с 01.12.2001г., правопреемников не имеет, документы на хранение в архив не сданы.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

Согласно части 2 указанной статьи списки соответствующих должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ было принято Постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно подпункту «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждения Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для начисления пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Как следует из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, а также пункта 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки).

В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Пункт 6 указанных Правил предусматривает, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.

Аналогичные положения были предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, являющемся приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 предусмотрено право на льготное исчисление стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периодов работы среднего медицинского персонала патолого - анатомических отделений госпиталей, больниц, проводящего патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материалы.

Из вышеприведённых положений следует, что в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев подлежат зачёту периоды работы в должности и структурных подразделениях, поименованных в Перечнях, являющихся приложением к Правилам.

Период работы истца с 01.07.2003 по 19.11.2010 в должности фельдшера-лаборант в Самарском военно-медицинском институте подлежал включению в стаж лечебной деятельности при условии подтверждения работы истца в клинике или больнице военно-медицинского института с учётом соблюдения требований пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Данные обстоятельства, при разбирательстве дела судами первой и второй инстанций в соответствии с представленными доказательствами установлены не были.

Доводы подателя жалобы о том, что представленные доказательства подтверждают полную занятость в указанный период на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, однако оценка доказательств является прерогативой суда. Кроме того, как верно установили суды, работа в военно-медицинском институте не даёт право на льготное пенсионное обеспечение. Факт работы истца в клинике или больнице военно-медицинского института суды предыдущих инстанций не установили.

Между тем заслуживают внимания доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке доказательств, представленных в обоснование требований о включении в специальный стаж периода работы с 05.01.1998 г. по 02.10.2001 г.

Разрешая спор, суды исходили из того, что патологоанатомическая лаборатория № 236, в которой осуществляла трудовую деятельность истец, относилась к 358 окружному военному госпиталю ПриВО.

Находя требования истца необоснованными, суд первой инстанции, и с ним согласился суд второй инстанции, указали на то, что по сведениям ГУ - УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара 358 окружной военный госпиталь состоял на учете в отделе оценке пенсионных прав застрахованных лиц Управления, в наблюдательном деле имеется Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение за 2000 — 2001 годы, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013, в котором сведения о патологоанатомической лаборатории отсутствуют.

Отказывая по причине не подтверждения полной занятости на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, суд оставил без внимания, что в данном случае подлежит применению пункт 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Для разрешения требований о включении в специальный стаж указанного периода работы истца, суду следовало установить относилась ли истец к среднему медицинскому персоналу патолого-анатомического отделения госпиталя, проводящего патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материалы в режиме, установленном пунктом 4 указанных Правил, согласно которому до 01 ноября 1999г., подтверждения выполнения работы в условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей не требуется.

Кроме того, суд указал, что справка от 30.11.2001 г. № 57 не может являться достаточным доказательством для подтверждения льготного характера истца в период с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г., положив в основу принимаемого решения сведения персонифицированного учета.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Само по себе представленное истцом доказательство в опровержение сведений персонифицированного учета, не могло быть формально отклонено по причине невозможности проверить содержащиеся в ней сведения. Данная справка подлежала оценке в совокупности с иными доказательствами, собранными по делу, в том числе трудовой книжкой истца, а также сведениями о льготном характере работы, поданными работодателем в пенсионный орган в отношении истца.

При этом суд первой инстанции не дал оценки указанной справке, а из апелляционного определения не усматривается, какие конкретно сведения, содержащиеся в справке, вызывают сомнения и в связи с чем.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления судов первой, апелляционной инстанций нельзя признать законными в части разрешения требований о включении в стаж работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечения периода с 05.01.1998 г. по 02.10.2001 г., поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение, в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. отменить в части разрешения требований ФИО1 о включении в стаж её работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 05.01.1998 г. по 02.10.2001 г.

В отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Куйбышевский районный суд г. Самары.

В остальной части решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 –без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Ившина

Судьи Н.В. Бросова

Е.М. Балакирева

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2265/2022

№ 88-28890/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

03 февраля 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ившиной Т.В.,

судей Бросовой Н.В., Балакиревой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. по гражданскому делу № 2-480/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Самарской области Лыжовой А.М., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что решением пенсионного органа ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Не согласившись с данным решением, истец просила обязать ответчика включить в специальный стаж истца в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) следующие периоды: с 05.01.1998 по 02.10.2001 (3 г. 08 мес. 27 дн. в льготном исчислении 5 л. 6 мес. 20 дн.) работы в должности фельдшера - лаборанта в патологоанатомической лаборатории ПриВо № 236; с 01.07.2003 по 19.11.2010 (7 л. 4 мес. 19 дн. в льготном исчислении 10 л. 11 мес. 28 дн.) работы в должности фельдшера - лаборанта в Самарском военно-медицинском институте; с 11.09.2013 по 14.10.2013 (1 мес. 03 дн.) нахождения на курсах повышения квалификации. Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с 23.12.2019. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 23.12.2019.

Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. иск ФИО1 удовлетворён частично.

Суд постановил: «Включить в специальный стаж ФИО1 период нахождения на курсах повышения квалификации в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) с 11.09.2013 по 14.10.2013.

В остальной части исковых требований отказать.».

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. в части отказа в удовлетворении исковых требований отказать. Вынести в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 г. произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонного) его правопреемником - Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда России по Самарской области.

ФИО1, ФГБУ 426 военный госпиталь надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 23.12.2019 истец ФИО1 обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о назначении досрочной пенсии.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонного) от 04.06.2020 № 395 истцу отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не выработан специальный медицинский стаж 25 лет на работах в сельской местности и 30 лет в городах и поселках городского типа.

В специальный стаж истца, в том числе не засчитаны периоды работы:

с 05.01.1998 по 30.11.2001 в должности фельдшера - лаборанта в патолого - анатомической лаборатории ПриВо № 236, поскольку не подтверждена льготная работа, в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение за 2000-2001 год, сведения о патологоанатомической лаборатории отсутствуют;

с 01.12.2001 по 19.11.2010 в должности фельдшера - лаборанта в патологоанатомического отделения, так данное учреждение не предусмотрено Списком № 781 от 29.10.2002, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения.

Документально подтвержденный специальный стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии составляет 14 лет 02 месяца 19 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 за период с 01 октября 1997 г. по 30 ноября 2001 г. сведения о трудовом стаже истца и заработке, учитываемом при назначении страховой пенсии представлял 358 окружной военный Краснознамённый клинический госпиталь. Периоды с 01.01.2001 г. по 15.05.2001 г., с 16.05.2001 г. по 02.10.2001 г. отражены с кодом льгот «ЗП12Б 22600000-14467». Также период с 16.05.2001 г. по 02.10.2001 г. идёт с указанием «декрет», а период с 03.10.2001 г. пор 30.11.2001 г. – с указанием «дети».

Трудовой книжкой истца и архивными справками подтверждается, что ФИО1 с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г. работала в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомической лаборатории ПриВо № 236, с 01.12.2001 г. 19.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта в Самарском военно-медицинском институте, в том числе с 02.10.2001 г. по 30.06.2003 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Согласно справке, выданной 236 патологоанатомической лабораторией ПриВО от 30.11.2001 г. № 57 ФИО1 действительно работала в 236 патологоанатомической лаборатории ПриВО с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г. Работа проводилась во вредных условиях в течение полного рабочего дня. Уволена в порядке служебного перевода в ПАО СВМИ. Основание выдачи справки:лицевые счета, карточка Т-2, журналы «Книга биопсий», книга «Вырезка секционного материала» за период с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о включении в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы с 01.07.2003 по 19.11.2010 в должности фельдшера-лаборант в Самарском военно-медицинском институте суд первой инстанции согласился с выводами пенсионного органа о том, что данный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование организации не предусмотрено Списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

Также суд не нашел оснований для удовлетворения требований о включении в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периода работы с 05.01.1998 по 30.11.2001 в должности фельдшера лаборанта в патологоанатомической лаборатории ПриВО № 236, поскольку не имеется возможности проверить льготный характер работы истца, указанный период, так как 358 Окружной военный госпиталь ПРИВО расформирован на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил с 01.12.2001, правопреемников не имеет.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обоснованности принятого в указанной части пенсионным органом решения, руководствуясь Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 исходил из того, что доказательств того, что в оспариваемые периоды истица работала полный рабочий день в должности и учреждении, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельности не представлено.

Со ссылкой на выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в котором спорные периоды работы истца указаны без кода льгот, суд апелляционной инстанции указал, что работодатель не признавал работу ФИО1, как льготную.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленная истцом справка от 30.11.2001 г. № 57 не может являться достаточным доказательством для подтверждения льготного характера истца в период с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г., поскольку не имеется возможность проверить льготный характер работы, так как 358 Окружной военный воспитатель ПРИВО расформирован на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил с 01.12.2001г., правопреемников не имеет, документы на хранение в архив не сданы.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

Согласно части 2 указанной статьи списки соответствующих должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ было принято Постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно подпункту «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждения Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для начисления пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Как следует из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, а также пункта 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки).

В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Пункт 6 указанных Правил предусматривает, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.

Аналогичные положения были предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, являющемся приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 предусмотрено право на льготное исчисление стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периодов работы среднего медицинского персонала патолого - анатомических отделений госпиталей, больниц, проводящего патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материалы.

Из вышеприведённых положений следует, что в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев подлежат зачёту периоды работы в должности и структурных подразделениях, поименованных в Перечнях, являющихся приложением к Правилам.

Период работы истца с 01.07.2003 по 19.11.2010 в должности фельдшера-лаборант в Самарском военно-медицинском институте подлежал включению в стаж лечебной деятельности при условии подтверждения работы истца в клинике или больнице военно-медицинского института с учётом соблюдения требований пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Данные обстоятельства, при разбирательстве дела судами первой и второй инстанций в соответствии с представленными доказательствами установлены не были.

Доводы подателя жалобы о том, что представленные доказательства подтверждают полную занятость в указанный период на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, однако оценка доказательств является прерогативой суда. Кроме того, как верно установили суды, работа в военно-медицинском институте не даёт право на льготное пенсионное обеспечение. Факт работы истца в клинике или больнице военно-медицинского института суды предыдущих инстанций не установили.

Между тем заслуживают внимания доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке доказательств, представленных в обоснование требований о включении в специальный стаж периода работы с 05.01.1998 г. по 02.10.2001 г.

Разрешая спор, суды исходили из того, что патологоанатомическая лаборатория № 236, в которой осуществляла трудовую деятельность истец, относилась к 358 окружному военному госпиталю ПриВО.

Находя требования истца необоснованными, суд первой инстанции, и с ним согласился суд второй инстанции, указали на то, что по сведениям ГУ - УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара 358 окружной военный госпиталь состоял на учете в отделе оценке пенсионных прав застрахованных лиц Управления, в наблюдательном деле имеется Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение за 2000 — 2001 годы, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013, в котором сведения о патологоанатомической лаборатории отсутствуют.

Отказывая по причине не подтверждения полной занятости на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, суд оставил без внимания, что в данном случае подлежит применению пункт 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Для разрешения требований о включении в специальный стаж указанного периода работы истца, суду следовало установить относилась ли истец к среднему медицинскому персоналу патолого-анатомического отделения госпиталя, проводящего патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материалы в режиме, установленном пунктом 4 указанных Правил, согласно которому до 01 ноября 1999г., подтверждения выполнения работы в условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей не требуется.

Кроме того, суд указал, что справка от 30.11.2001 г. № 57 не может являться достаточным доказательством для подтверждения льготного характера истца в период с 05.01.1998 г. по 30.11.2001 г., положив в основу принимаемого решения сведения персонифицированного учета.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Само по себе представленное истцом доказательство в опровержение сведений персонифицированного учета, не могло быть формально отклонено по причине невозможности проверить содержащиеся в ней сведения. Данная справка подлежала оценке в совокупности с иными доказательствами, собранными по делу, в том числе трудовой книжкой истца, а также сведениями о льготном характере работы, поданными работодателем в пенсионный орган в отношении истца.

При этом суд первой инстанции не дал оценки указанной справке, а из апелляционного определения не усматривается, какие конкретно сведения, содержащиеся в справке, вызывают сомнения и в связи с чем.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления судов первой, апелляционной инстанций нельзя признать законными в части разрешения требований о включении в стаж работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечения периода с 05.01.1998 г. по 02.10.2001 г., поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение, в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. отменить в части разрешения требований ФИО1 о включении в стаж её работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 05.01.1998 г. по 02.10.2001 г.

В отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Куйбышевский районный суд г. Самары.

В остальной части решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.05.2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.08.2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 –без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Ившина

Судьи Н.В. Бросова

Е.М. Балакирева

8Г-28733/2021 [88-2265/2022 - (88-28890/2021)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Солдаева Джамили Шамильевна
Ответчики
ГУ-УПФР в Куйбышевском районе г.Самара
Другие
ФГБУ 426 военный госпиталь
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
03.02.2022Судебное заседание
03.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее