Дело № 2а-390/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гудермес, ЧР 28 апреля 2020 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи - Ибрагимова А.И.,
при секретаре – ФИО1,
с участием: представителя административного истца - старшего помощника прокурора Гудермесского райцона Чеченской Республики – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-390/2020 по административному иску прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Азамат-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
установил:
<адрес> Чеченской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Азамат-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе проведенной проверки исполнения уголовно - исполнительного и трудового законодательства в администрации Азамат-Юртовского сельского поселения, где согласно распоряжению главы администрации <адрес> от 26.12.2019 № подлежат отбыванию наказание лица, осужденные в виде выполнения обязательных работ выявлены нарушения, выразившееся к допуску работников без проведения инструктажа по охране труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим
Данное бездействие администрации, считает незаконным, просит обязать администрацию Азамат-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести инструктаж по охране труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО2 подержал административный иск по изложенным в нем доводам и основаниям, просил удовлетворить иск.
Административный ответчик - глава администрации Азамат-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, отзыв на заявление, документы в обоснование своей позиции по делу не представил, просил рассмотреть дело без своего участия, его явка признана не обязательной.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Руководствуясь положениями указанной нормы закона, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 392 УПК РФ также определено, что вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 49 УК РФ и ч. 1 ст. 25 УИК РФ, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ).
На администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, в соответствии со ст. 28 УИК РФ возлагается обязанность осуществлять контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительную инспекцию о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии со ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Согласно ст. 225 и 226 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок обучения по охране труда и проверки требований охраны труда работников организаций.
Между тем результатами проведенной проверки в деятельности Администрации выявлены нарушения вышеуказанных норм уголовноисполнительного и трудового законодательства.
Установлено, что осужденные (к обязательным работам), на ряду с работниками Администрации принимают участие в общественных работах - «субботниках», организуемых по инициативе органа местного самоуправления, в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по уборке территорий сельского поселения.
Между тем, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ Администрацией не исполняются обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, в том числе осужденных к обязательным работам.
Так, вопреки требованиям ст. 225 и 226 ТК РФ работники Администрации и осужденные к обязательным работам допускаются к работе без проведения инструктажа по охране труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Выявленные нарушения законов стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей должностным лицом Администрации, на которое возложены обязанности по решению кадровых вопросов и послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокурором представления, по результатам рассмотрения которого в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ об устранении выявленных нарушений в полном объеме.
Однако, проверкой фактического устранения выявленных нарушений установлено, что указанные выше нарушения имеют место быть и в настоящее время, что является основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
Игнорирование требований трудового законодательства нарушает трудовые права работников Администрации и осужденных к обязательным работам, что не соответствует принципам и задачам уголовно-исполнительного законодательства и противоречит требованиям ст. 1, 8 и 9 УИК РФ.
Изложенные, в заявлении прокурора <адрес> Чеченской Республики обстоятельства подтверждаются: письменным объяснением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о результатах проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод прокурора, что администрация муниципального образования <адрес> проявляет бездействие, противоречащее федеральному законодательству, подлежащее устранению, суд считает обоснованным и законным, нашедшим свое полное подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, считает, что требования прокурора <адрес> Чеченской Республики подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административный истец обратился в суд в пределах установленного законом срока.
На основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
1. Административное исковое заявление прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Азамат-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие администрации Азамат-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся к допуску работников без проведения инструктажа по охране труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
3. Обязать администрацию Азамат-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести инструктаж по охране труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, а также сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Гудермесский городской суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республике через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: -подпись-
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник решения хранится в административном деле №а-390/2020
Копия верна:
Судья Гудермесского
городского суда ЧР: А.И. Ибрагимов