ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 24 августа 2023 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Ш. на вступившие в законную силу решение судьи Спасского районного суда Рязанской области от 3 октября 2022 года, решение судьи Рязанского областного суда от 1 декабря 2022 года, вынесенные в отношении К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям № от 15 февраля 2022 года, К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Спасского районного суда Рязанской области от 3 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Рязанского областного суда от 1 декабря 2022 года, постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям № от 15 февраля 2022 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Ш. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, считая их незаконными.
К., извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, представила возражения, в которых просит оставить судебные акты без изменения.
Согласно части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучение представленных материалов, доводов жалобы заявителя и доводов возражений позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.8 Кодекса, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, 18 ноября 2021 года в ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям установлено, что К., являющаяся собственником земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, расположенных в <адрес>, не использовала данные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения К. к административной ответственности по части 2 статьи 8.8 Кодекса.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что решение № от 28 сентября 2021 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, принадлежащих К., принятое руководителем Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям не может быть признано законным, так как не имелось оснований, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ для проведения внеплановой выездной проверки. Таким образом, материалы внеплановой выездной проверки, проводившейся на основании решения № от 28 сентября 2021 года, получены с нарушением требований законодательства и в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не могут быть использованы, как допустимые доказательства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса в отношении К. Других доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бесспорно подтверждают вину К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 Кодекса, в материалах дела не имеется.
Оставляя решение судьи районного суда без изменения, судья областного суда указал, что после истечения срока давности привлечения к административной ответственности, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанные выше выводы нижестоящих судов являются правомерными, основанными на доказательствах находящимся в материалах дела об административном правонарушении, которым судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", необходимо учитывать, что в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решении по результатам рассмотрения жалобы на это постановление не могут содержаться выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса, изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондируется с положениями статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что решение судьи Спасского районного суда Рязанской области от 3 октября 2022 года, решение судьи Рязанского областного суда от 1 декабря 2022 года являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Спасского районного суда Рязанской области от 3 октября 2022 года, решение судьи Рязанского областного суда от 1 декабря 2022 года, вынесенные в отношении К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Ш. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин