Дело № 2-2392/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2019 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В., с участием представителя истца Кольчикова Д.И., представителя ответчика Кара-Сал С.С., представителей третьих лиц Ондар О.М., Сотнам Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
Ш обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что по договору № о предоставлении земельного участка в субаренду от ДД.ММ.ГГГГ Ш приняла от арендатора ООО «ЭнергоСтройСервис» в субаренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> для разрешенного использования под комплексное освоение в целях жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка общей площадью 948 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Мэрией г. Кызыла истцу выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке № № На основании указанного разрешения на строительство жилого дома истец построил индивидуальный жилой дом на спорном земельном участке, произвел государственную регистрацию права собственности на жилой дом, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла фактически отказал истцу в удовлетворении заявления о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность, указав, что для заключения договора купли-продажи земельного участка необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка с «под комплексное освоение в целях жилищного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства». Истец считает нарушены ее права и законные интересы.
Просит обязать Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Представителем ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла и представителем третьего лица Мэрии <адрес> представлены письменные возражения на иск, где указывают на то, что постановлением Мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» находящихся в муниципальной собственности. В заявлении о предоставлении земельного участка не указаны цели использования земельного участка и размеры, поэтому рассмотрение заявления приостановлено с уведомлением заявителя о наличии препятствий для рассмотрения вопроса о предоставлении муниципальной услуги. Кроме того, по данным карты градостроительного зонирования, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», спорный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами. Истец не обращался в Департамент с заявлением на изменение вида разрешенного использования земельного участка путем приведения в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом, либо на изменение вида территориальной зоны на зону застройки индивидуальными жилыми домами. Просят отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Истец на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть иск без его участия, с участием представителя адвоката К
Представитель истца адвокат К в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель третьего лица ООО «ЭнергоСтройСервис» О в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Кара-Сал С.С. и представитель третьего лица Мэрии города Кызыла С в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Представители третьих Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Управления Росреестра Республики Тыва на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей, или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Ш является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 948 кв. м, по адресу: <адрес> на основании технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ, договора о представлении земельного участка в субаренду от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земельный участок находится на праве собственности муниципального образования – городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», с ограничением прав и обременением объекта недвижимости: арендой (в том числе, субаренда) со сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЭнергоСтройСервис».
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным казенным учреждением «Департамент земельных и имущественных отношении Мэрии <адрес>» заключен договор № аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства с ООО «ЭнергоСтройСервис».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭнергоСтройСервис» и истцом Ш заключен договор № о предоставлении земельного участка в субаренду.
Из разрешения на строительство мэрии <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ Ш разрешено строительство объекта капитального строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла отказал Ш в предоставлении в собственность земельного участка, указывая на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка «под комплексное освоение в целях жилищного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства», в связи с чем, рекомендовали обратиться в отдел архитектуры и градостроительства Департамента.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО «ЭнергоСтройСервис» удовлетворено частично. Судом постановлено: «Признать незаконным отказ Мэрии <адрес> в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером квартала №, расположенных по адресам: <адрес>, с вида разрешенного использования с «под комплексное освоение в целях жилищного строительства» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, как несоответствующие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Обязать Мэрию города Кызыла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ЭнергоСтройСервис» путем повторного рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Мэрии города Кызыла отменено ранее выданное разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка, поскольку ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничений прав на землю, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. На спорном земельном участке находится жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 и части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
В частях 1,3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с положениями частей 1-3, 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (части 1-2) указано, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1).
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с частью 6 статьи 39.16 Земельного кодекса одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Право собственности на жилой дом истца Ш со стороны ответчика не оспорено в судебном порядке и не прекращено на день рассмотрения иска судом, кроме того, ответчиком в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, в связи с его резервированием для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден (пункт 1) Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, установлено (пункт 2), что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно данному классификатору такой вид разрешенного использования как под комплексное освоение в целях жилищного строительства в нем отсутствует.
Исходя из изложенного, поскольку истец Ш является собственником жилого дома, расположенном на спорном земельном участке, тем самым она продолжает владеть и пользоваться спорным земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, то требование о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Ш к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, удовлетворить.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла заключить с Ш договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года ( с учетов выходных дней 26, 27 октября 2019 года).
Судья Е.Н.Боломожнова