Судья: Шнит А.А.
дело 2а-3556/2020 (суд первой инстанции)
дело № 33а-4456/2020 (суд апелляционной инстанции)
уникальный идентификатор дела 18RS0004-01-2020-004100-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
судей: Машкиной Н.Ф., Соловьева В.А.,
с участием помощника прокурора Савельевой А.О.,
при секретаре Прозоровой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 9 декабря 2020 года административное дело по апелляционному представлению Прокуратуры Индустриального района города Ижевска на решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 19 октября 2020 года, которым
административное исковое заявление Федерального казённого Следственный изолятор №1 УФСИН России по Удмуртской Республике об установлении административного надзора в отношении Аминева А. А.овича удовлетворено частично.
Установлен в отношении Аминева А.А. административный надзор сроком на 3 года, который постановлено исчислять со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания нахождения для регистрации.
Установлены в отношении Аминева А.А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания нахождения для регистрации;
- запрещения посещения мест проведения массовых или иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещения выезда за пределы муниципального образования по месту постановки на учет в связи с установлением административного надзора.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., выслушав помощника прокурора Савельеву А.О., настаивавшей на доводах апелляционного представления, Аминева А.А. не высказавшего возражений, судебная коллегия по административным делам
установила:
Федеральное казённое учреждение Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Удмуртской Республике (далее по тексту – ФКУ СИЗО-1, административный истец) обратилось в Индустриальный районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Аминева А. А.овича (далее по тексту – административный ответчик, поднадзорное лицо).
Требование мотивировано тем, что решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 30 января 2018 года в отношении Аминева А.А. установлен административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями.
Приговором Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 августа 2020 года Аминев А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) к <данные изъяты> месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В связи с тем, что Аминев А.А. совершил умышленное преступление небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором, за которое он осужден к реальному лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, срок отбытия наказания Аминевым А.А. истекает 5 ноября 2020 года, административный истец просил суд установить в отношении Аминева А.А. административный надзор сроком на 3 года с административным ограничением в виде: обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел (далее по тексту – ОВД) по месту жительства или пребывания 4 раза в месяц; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения выезда за пределы муниципального образования по месту постановки на учет в связи с установлением административного надзора.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении Прокуратура Индустриального района г.Ижевска Удмуртской Республики просит решение суда изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на то, что административный надзор в отношении Аминева А.А. устанавливается на срок погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г.Ижевска от 6 августа 2020 года, то есть три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Кроме того указать, что срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании прокурор доводы апелляционного представления поддержал в полном объеме.
Аминев А.А., чье участие в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц – связи с ФКУ ИК-8 УФСИН России по Удмуртской Республике, где он в настоящее время отбывает наказание возражений не высказал.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 30 января 2018 года в отношении Аминева А.А. был установлен административный надзор на срок по 3 июня 2021 года, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения выезда за пределы муниципального образования по месту постановки на учет в связи с установлением административного надзора (л.д. 6-8).
В период нахождения под административным надзором Аминев А.А. осужден по приговору Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 августа 2020 года, которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 9-11).
Срок отбывания наказания за совершение преступления небольшой тяжести по указанному приговору истек 5 ноября 2020 года.
На Аминева А.А. ФКУ СИЗО-1 представлена характеристика, в соответствии с которой он характеризуется посредственно, за время содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 нарушений установленного порядка содержания под стражей не допускал, поощрений не имеет, социально – полезные связи посредством свиданий и телефонных переговоров не поддерживает, к обязанностям дежурного по камере относится посредственно, на профилактическом учете не состоит (л.д. 16).
В силу ч. 2 ст. 15 УК РФ Аминев А.А. считается осужденным за преступление небольшой тяжести.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (далее – ФЗ «Об административном надзоре») предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре» в отношении лиц указанной категории административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пункт 1 ч. 3 указанной статьи ФЗ «Об административном надзоре» предусматривает исчисление срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом доводы апелляционного представления в части точного указания срока, с которого подлежит исчислению срок административного надзора, заслуживают внимания.
В данной части решение суда подлежит изменению и дополнению указанием на то, что срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения – как прямо предусмотрено п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре».
Срок для погашения судимости согласно п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения Аминевым А.А. преступления – 1 апреля 2020 года) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступление небольшой тяжести составляет 3 года после отбытия наказания.
Из приведенных предписаний ФЗ «Об административном надзоре» следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения в период нахождения под административным надзором преступления, за которое лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судимость которая не погашена (не снята), и освобождаемого из мест лишения свободы. При этом иные обстоятельства для установлении административного надзора значения не имеют.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из наличия в действиях совершеннолетнего Аминева А.А., освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, с назначенным наказанием в виде лишения свободы и направления его к месту отбывания наказания, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре» является безусловным основанием для установления в отношении него административного надзора.
Законодателем регламентирован срок на который на который устанавливается административный надзор и он зависит от срока погашения судимости и момента постановки на соответствующий учет лица в отношении которого установлен административный надзор.
При наличии судимости за преступление небольшой тяжести суд первой инстанции верно применил положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре» установив срок административного надзора равный сроку погашения судимости который равен 3 годам.
При этом доводы апелляционного представления в части точного указания срока, на который устанавливается административный надзор, заслуживают внимания.
В данной части решение суда подлежит изменению и дополнению указанием на то, что административный надзор подлежит установлению на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания – как прямо предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре».
В ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре» перечислены административные ограничения, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, в число которых, в том числе, входят: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом законодатель установил и обязательные административные ограничения к которым относится - обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации о чем указано в п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре».
Следовательно, суд первой инстанции правильно с учетом данных о личности Аминева А.А., его характеристики, обстоятельств совершения им преступления (в период нахождения под административным надзором), его поведения в период отбывания наказания в целях предупреждения совершения им преступления и правонарушений верно установил в отношении Аминева А.А. административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения посещения мест проведения массовых или иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения выезда за пределы муниципального образования по месту постановки на учет в связи с установлением административного надзора, то есть суд первой инстанции при выборе конкретных административных ограничений, правильно установив значимые обстоятельства по административному делу, применил положения ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре».
Судебная коллегия соглашается с установленными административным ограничениями, поскольку они носят достаточное профилактическое воздействие на поднадзорное лицо и способствуют предупреждению преступлений и других правонарушений.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, и с соблюдением норм процессуального права.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Приговором Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 октября 2020 года по делу № Аминев А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. <данные изъяты> УК РФ, с учетом сложения наказания с наказанием, назначенным по приговору Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 августа 2020 года, к лишению свободы на срок <данные изъяты> месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В настоящее время Аминев А.А. отбывает наказание, назначенное по вышеуказанному приговору, в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Удмуртской Республике.
При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре» административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания.
Судебная коллегия учитывает, что указанный приговор в законную силу при принятии оспариваемого решения не вступил, соответственно данное обстоятельство не может являться основанием для отмены обжалуемого решения, но является обстоятельством для прекращения назначенного административного надзора в самостоятельном порядке.
Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
апелляционное представление Прокуратуры Индустриального района г.Ижевска Удмуртской Республики удовлетворить.
Решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 19 октября 2020 года изменить, дополнив резолютивную часть указанием на то, что административный надзор подлежит установлению на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течении 6 месяцев.
Председательствующий судья О.В. Захарчук
Судьи: Н.Ф. Машкина
В.А. Соловьев