Решение по делу № 12-264/2024 от 19.09.2024

Судья Бутенко Е.А. УИД 11RS0001-01-2024-012617-72

(№ 5-1451/2024)      Дело № 12-264/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И., рассмотрев 25 сентября 2024 года в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Налимовой Татьяны Юрьевны на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»,

у с т а н о в и л:

<Дата обезличена> ведущим судебным приставом-исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми (далее – СОСП по Республике Коми) Стрекаловой А.В. составлен протокол об административном правонарушении № <Номер обезличен> по факту совершения администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – администрация МО ГО «Сыктывкар», администрация) правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела <Дата обезличена> судьёй Сыктывкарского городского суда Республики Коми вынесено постановление о привлечении администрации МО ГО «Сыктывкар» к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Оспаривая законность названного постановления, защитник администрации МО ГО «Сыктывкар» Налимова Т.Ю. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене постановления суда, как незаконного и необоснованного, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми защитник администрации МО ГО «Сыктывкар» Налимова Т.Ю. доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, ходатайство об отложении рассмотрения дела не направило.

Выслушав объяснения защитника администрации МО ГО «Сыктывкар», изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Как следует из материалов дела и установлено судьёй нижестоящего суда, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу № <Номер обезличен> на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории <Адрес обезличен>, подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, в срок до <Дата обезличена>.

В соответствии с указанным решением суда выдан исполнительный лист <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, на основании которого Межрайонным отделением судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми (далее – МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми) <Дата обезличена> в отношении администрации возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен>. Должнику предложено в добровольном порядке исполнить решение суда в течение пяти дней с момента получения копии постановления. В сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, администрация МО ГО «Сыктывкар» решение не исполнила.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от <Дата обезличена> в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника администрации МО ГО «Сыктывкар» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

<Дата обезличена> постановлением начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми должник администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

<Дата обезличена> исполнительное производство № <Номер обезличен> окончено на основании пункта 2 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с предоставлением должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» отсрочки исполнения решения суда по делу № <Номер обезличен> сроком до <Дата обезличена>.

После истечения срока предоставленной судом отсрочки решения суда и в связи с неисполнением решения от <Дата обезличена> исполнительный документ <Дата обезличена> повторно предъявлен на принудительное исполнение.

<Дата обезличена> в МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен>.

<Дата обезличена> постановлением врио начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

<Дата обезличена> постановлением врио начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

<Дата обезличена> исполнительное производство № <Номер обезличен> окончено на основании пункта 2 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с предоставлением должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» отсрочки исполнения решения суда сроком до <Дата обезличена>.

После истечения срока предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда и в связи с неисполнением решения исполнительный документ <Дата обезличена> вновь предъявлен на принудительное исполнение.

<Дата обезличена> в МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен>. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией МО ГО «Сыктывкар» <Дата обезличена>.

В соответствии с требованиями приказа ФССП России от 08.07.2022 № 434 «Об утверждении Положения о Главном межрегиональном (специализированном) управлении ФССП» Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП является специализированным территориальным органом ФССП России межрегионального уровня, к компетенции должностных лиц которого относится ведение исполнительных производств неимущественного характера в отношении должников- бюджетополучателей.

Структурным подразделением ГМУ ФССП России, осуществляющим ведение указанной категории исполнительных производств на территории Республики Коми, в силу требований приказа ФССП России от 20.04.2023 № 283 «О внесении изменений в структуру и штатное расписание Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП» и пункта 2.1.1 Положения, утвержденного приказом ГМУ ФССП России от 17.05.2023 № 69, является СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России.

В соответствии с постановлением врио директора ФССП Росси от 14.07.2023 № 00154/23/132227-ОП исполнительные производства, находившиеся на исполнении в МОСП по ИОУИП УФССП по Республике Коми переданы для дальнейшего исполнения в СОСП по Республике Коми.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до <Дата обезличена>.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменено, в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.

Постановлениями судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, вступившими в законную силу <Дата обезличена> и <Дата обезличена>, соответственно, администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

<Дата обезличена> в рамках исполнительного производства № <Номер обезличен> должнику вручено постановление № <Номер обезличен> об исполнении решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу № <Номер обезличен> в срок до <Дата обезличена>.

В очередной вновь установленный срок требования исполнительного документа администрацией МО ГО «Сыктывкар» не исполнены, что выявлено судебным приставом-исполнителем <Дата обезличена>.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» и привлечения ее к административной ответственности постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>.

Факт совершения администрацией МО ГО «Сыктывкар» административного правонарушения, предусмотренного указанной выше нормой, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от <Дата обезличена>, актом об обнаружении признаков правонарушения от <Дата обезличена>, постановлением судебного пристава исполнителя от <Дата обезличена>, материалами исполнительного производства № <Номер обезличен>, письменными объяснениями защитника администрации Налимовой Т.Ю. от <Дата обезличена> и другими материалами дела.

В ходе рассмотрения дела судьей первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод о наличии в действиях администрации МО ГО «Сыктывкар» состава вмененного административного правонарушения является правильным, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом не установлено обстоятельств объективной невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).

Совершённое администрацией МО ГО «Сыктывкар» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не изменено и не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" подлежало неукоснительному исполнению.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией МО ГО «Сыктывкар» не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, связанных с обеспечением пожарной безопасности, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы жалобы защитника администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что в материалы дела представлены исчерпывающие доказательства проделанной должником работы по исполнению решения суда, не являются основанием к отмене обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, так как фактически решение суда не было исполнено в срок, установленный судебным приставом; уже с даты вступления решения суда в законную силу – <Дата обезличена> администрация МО ГО «Сыктывкар» была обязана предпринять необходимые меры для исполнения решения суда, в том числе, проведение необходимых согласований, заключение контрактов и иных необходимых для исполнения решения административных процедур.

Ссылка заявителя на необходимость перевода земельных участков из категории земель «земли лесного фонда» в категорию земель «земли населенных пунктов» подлежит отклонению, поскольку постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа администрацией получено <Дата обезличена>, срок был определен до <Дата обезличена>. Вместе с тем, материалы дела не содержат достаточных, достоверных доказательств о предпринятых должником в указанный период мерах в целях исполнения решения суда в полном объеме. При этом, о необходимости перевода земель из одной категории в другую администрации было известно еще в июне 2021 года.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки нижестоящей судебной инстанции, они не опровергают наличие в действиях администрации МО ГО «Сыктывкар» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено администрации МО ГО «Сыктывкар» с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже низшего предела размера административного штрафа, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.

Обстоятельств, которые в силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Налимовой Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.

Судья - Н.Ю. Санжаровская

12-264/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.09.2024Материалы переданы в производство судье
25.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Дело оформлено
25.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее