Мировой судья Иванова Н.А. №12-36/2019(5-675/2018-4)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
01 марта 2019 года город Белгород
Судья Свердловского районного суда города Белгорода Волощенко Е.М. (г.Белгород, ул.Мичурина, д. 26), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области (Управление Роскомнадзора по Белгородской области) на постановление мирового судьи судебного участка №4 Восточного округа г. Белгорода от 25 декабря 2018 года, которым постановлено:
производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАУ ТРК «Мир Белогорья» (г. Белгород пр-т Славы, д.60) Бондаренко Елены Васильевны, 02.09.1973 года рождения, уроженки с. Новая Таволжанка, Шебекинского района, Белгородской области, гражданки РФ, проживающей по адресу: г. Белгород, ул. Почтовая, д.50, кв.48, предусмотренного ч.2 ст.13.21 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
заслушав представителя Роскомнадзора по Белгородской области Добродомову М.В. (по доверенности), защитника Бондаренко Е.В. - Мирошникова А.А. (по доверенности),
У С Т А Н О В И Л:
26 ноября 2018 года в отношении генерального директора ОАУ ТРК «Мир Белогорья» Бондаренко Е.В. был составлен протокол №АП-31/4/471 по ч. 2 ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мировым судьей судебного участка №4 Восточного округа г. Белгорода 25 декабря 2018 года вынесено постановление о прекращении производства по делу, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
На указанное постановление руководителем Управление Роскомнадзора по Белгородской области подана жалоба, в которой он просит отменить постановление и направить материал на новое рассмотрение, ссылаясь на необоснованное прекращение мировым судьей производства по делу в отношении гендиректора ОАУ ТРК «Мир Белогорья», поскольку телеканалом допущено административное нарушение, выразившееся в распространении среди детей продукции средств массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и развитию, по вине последней.
В судебном заседании Добродомова М.В. жалобу поддержала в полном объеме, по указанным в ней основаниям.
Мирошников А.А. просил в удовлетворении жалобы отказать. Полагал, что мировым судьей правильно установлены все обстоятельства рассматриваемого дела, просил постановление мирового судьи оставить без изменения.
Изучив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с выпиской из реестра СМИ регистрационный номер Эл №ФС77-72640 от 23.04.2018 г., ОАУ ТРК «Мир Белогорья» является редакцией телеканала «Мир Белогорья» (л.д. 63).
Сетевым партнёром МБУ ТРВ «Валуйки» по лицензии ТВ №22002 от 08.10.2012 г., выступает телеканал «Мир Белогорья» (л.л. 70-72).
Пунктом 5.3 устава редакции телеканала «Мир Белогорья» от 07.05.2018 г., предусмотрено при отсутствии в штате должности главного редактора «СМИ» все права и обязанности главного редактора возлагаются на генерального директора (л.д.77-78), в связи с чем, генеральный директор ОАУ ТРК «Мир Белогорья» Бондаренко Е.В. несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых законодательством РФ к деятельности средства массовой информации.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в ходе планового систематического наблюдения в отношении МБУ ТРВ «Валуйки», в период с 26.10.2018 г. по 15.11.2018 г., в ходе проведения анализа записи 29.10.2018 г., с 00 час. 00 мин. по 24 час. 00 мин. 04.11.2018 г., телеканалов «Валуйки» и «Мир Белогорья» в г. Валуйки Белгородской области на 9 ТВК, у сетевого партнёра телеканала «Мир Белогорья», было выявлено нарушение требований ч.2 ст.12 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - 31.10.2018 г., в 08:23:01 и в 09:19:28 в начале трансляции программы «Этот день в музыке», отсутствовал информационный знак. Данная программа транслировалась 31.10.2018 г. в 15:46:24 и 17:52:42 со знаком «16+».
26.11.2018 г. ведущим специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Белгородской области, в отношении генерального директора ОАУ ТРК «Мир Белогорья» Бондаренко Е.В., был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ, нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, является нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, то есть, для установления объективной стороны данного правонарушения, необходимо выявить не только нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, но и факт того, что распространённая среди детей продукция, содержит информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию.
Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ, под информационной безопасностью детей понимается состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психологическому, духовному, нравственному развитию. В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: 1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещённая для распространения среди детей;
2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи, с учетом положений статей 7- 10 настоящего Федерального закона и распространение которой, среди детей определённых возрастных категорий ограничено.
К запрещенной, для распространения среди детей, относится информация:1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
К информации, распространение которой, среди детей определённых возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
По смыслу ч. 3 ст. 13 Федерального закона N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 436-ФЗ, под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 Федерального закона N 436-ФЗ.
Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 ФЗ N436-ФЗ).
В судебном заседании защитник Мирошников А.А. пояснил, что Управлением Роскомнадзора по Белгородской области не дана оценка фрагменту эфира, относительно распространённой в нем информации, причиняющей вред здоровью детей и их развитию, так как программа «Утро на Мире Белогорья» не имеет целостности и состоит из сюжетов и фрагментов, запускаемых в телеэфир в режиме реального времени. Сюжет «Этот день в музыке», выходил без предварительной записи, а трансляция в эфире без предварительной записи телепрограмм, а также каждое возобновление их трансляции, допускается без демонстрации знака информационной продукции. Более того, в указанное время, при трансляции программ, произошёл сбой графического изображения знаков информации, допущенный по вине компании ООО «Технологии Автоматизации Вещания», являющейся разработчиком данной программы.
Указанное обстоятельство подтверждается сообщением Компании ООО «ТАВ» (л.д. 156).
Таким образом, в представленных материалах отсутствуют и судом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, не установлено доказательств, указывающих на то, что распространённые редакцией телеканала «Мир Белогорья» выпуски программы «Этот день в музыке» содержит информацию, причиняющую детям вред здоровью и (или) их развитию, применительно к перечню такой информации, установленной в статье 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ.
Обозначение данной информационной продукции знаком "16+" при следующих трансляциях, не доказывает вину Бонраденко Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, и не свидетельствует о том, что в результате трансляции указанных передач, без соответствующей маркировки, причинен вред здоровью и (или) развитию детей.
Данное обстоятельство указывает на отсутствие квалифицирующего признака состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, включающего в себя не только нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, но и распространение среди детей продукции средства массовой информации содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закреплённого в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, мировым судьей полно и всесторонне были исследованы и дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таким образом, доводы жалобы должностного лица, по существу, сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования мировым судьей, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, мировой судья правильно пришел к выводу о недоказанности, со стороны должностного лица Управления Роскомнадзора по Белгородской области, факта, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления мирового судьи, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Таким образом, оснований к отмене постановление мирового судьи судебного участка № 4 Восточного округа г. Белгорода от 25.12.2018 года, в отношении генерального директора ОАУ ТРК «Мир Белогорья», судом апелляционной инстанции, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №4 Восточного округа г. Белгорода от 25.12.2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАУ ТРК «Мир Белогорья» Бондаренко Е.В., в связи с отсутствием события административного правонарушения - оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано лицами, участвующими в деле и опротестовано прокурором Белгородской области в порядке надзора.
Судья подпись Е.М. Волощенко
Подлинный документ находится в деле № 5-675/2018-4 (12-36/2019) мирового судьи судебного участка № 4 Восточного округа г. Белгорода.
копия верна
Судья Е.М. Волощенко
Секретарь А.Е. Гаенко
01.03.2019 года