УИД № 57RS0022-01-2023-003369-26
Производство № 2-285/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2024 г. г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Середа И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Орла к Куропаткиной Любови Николаевне об изъятии для муниципальных нужд нежилого здания и части земельного участка,
установил:
администрация г. Орла обратилась в суд с иском к Куропаткиной Л.Н. об изъятии для муниципальных нужд нежилого здания и части земельного участка.
В обоснование требований указано, что администрацией г. Орла в целях реализации муниципальной программы «Комплексное развитие улично-дорожной сети города Орла на 2022-2026 годы», утвержденной постановлением администрации г. Орла от 21.12.2021 №5461, предусматривающей реконструкцию «Красного моста» в г. Орле, в соответствии с Генеральным планом городского округа «город Орел», утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 №29/425-ГС, приказом Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области от 03.08.2018 №201-21/121 «Об утверждении документации по планировке территории для реконструкции линейного объекта «Красный мост» (с изм. от 23.07.2020), принято постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества».
Согласно пунктам 1, 1.1, 1.2 постановления об изъятии, в целях реконструкции «Красного моста» в г.Орле, принято решение изъять для муниципальных нужд: часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенную по адресу: (адрес обезличен) входящую в состав земельного участка с кадастровым номером: (номер обезличен); объект недвижимого имущества с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 39,4 кв.м., назначение «нежилое», наименование «Мини-магазин», расположенный по адресу: (адрес обезличен)
Часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенная по адресу: (адрес обезличен) входящая в состав земельного участка с кадастровым номером: (номер обезличен), находится в аренде у Куропаткиной Л.Н. на основании заключенного между ней и Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (УМИЗ администрации г. Орла) договора аренды земельного участка от (дата обезличена) (номер обезличен), сроком действия до (дата обезличена).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственной реестре недвижимости, объект недвижимого имущества с кадастровым номером (номер обезличен) площадью 39,4 кв.м., назначение нежилое, наименование «Мини-магазин», расположенный по адресу: (адрес обезличен) принадлежит Куропаткиной Л.Н. на праве собственности и предоставлен в аренду третьему лицу Букаевой Н.Н.
По указанным основаниям, истец просил суд изъять у Куропаткиной Л.Н. нежилое здание с кадастровым номером (номер обезличен), имеющее наименование «Мини-магазин», площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу: (адрес обезличен), и часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенную по адресу: (адрес обезличен), входящую в состав земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), общей площадью 4332,78 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен) установить сумму возмещения за изымаемые объекты недвижимости в размере 298 000 рублей, прекратить право собственности и аренды Куропаткиной Л.Н. на указанное имущество с одновременным признанием права собственности муниципального образования на нежилое здание.
В судебном заседании представители администрации г. Орла Ситников М.В., Тишина Е.В. (одновременно и представитель УМИЗ администрации г.Орла), требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик Куропаткина Л.Н. и его представитель Алиева М.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель ответчика Алиева М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований в части установления суммы возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества в размере 298 000 рублей.
Третьи лица МКУ «ОМЗ г. Орла», Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Управление Росреестра по Орловской области, Букаева Н.И., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Положениями статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.1).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п.3).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п.6).
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в п.1,2 данной статьи, в том числе по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация г.Орла издала постановление (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества», согласно которому, в целях реконструкции «Красного моста» в г.Орле, принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок с расположенным на нем объектом недвижимого имущества: часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенную по адресу: (адрес обезличен), входящую в состав земельного участка с кадастровым номером: (номер обезличен) и принадлежащую на праве долгосрочной аренды Куропаткиной Любови Николаевне по договору аренды земельного участка от (дата обезличена) (номер обезличен); объект недвижимого имущества с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 39,4 кв.м., назначение «нежилое», наименование «Мини-магазин», расположенный по адресу: (адрес обезличен), принадлежащий на праве собственности Куропаткиной Любови Николаевне.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Орла от 01.02.2024 по делу №2а-572/2024 Куропаткиной Л.Н. отказано в удовлетворении требования о признании недействительным постановления администрации г. Орла (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества».
Судом также установлено, что 07.07.2023 администрацией г. Орла по адресу регистрации Куропаткиной Л.Н. было направлено письмо (номер обезличен)-и с тремя экземплярами проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, подписанных администрацией г. Орла, для его рассмотрения и подписания в течение 90 дней со дня получения.
Срок заключения соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд истек, подписанный проект соглашения в администрацию г. Орла от Куропаткиной Л.Н. не поступил. Письмо возвращено обратно в администрацию г. Орла в связи с истечением срока хранения.
Указанные обстоятельства были установлены Советским районным судом г. Орла при вынесении решения от 01.02.2024 по делу №2а-572/2024, и, согласно пункту 2 статьи 61 ГПК РФ, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку Куропаткина Л.Н. соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд не подписала, администрация г. Орла обратилась в суд в настоящим иском.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Согласно правовому подходу, сформулированному в пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (пункт 7), Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (пункт 7), в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 89-КГ15-4, сформулированы следующие правовые подходы:
- для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (пункт 4 статьи 57 Земельного кодекса);
- если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, либо с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, суд при рассмотрении соответствующего иска определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора судом.
В связи с наличием спора о размере выкупной стоимости, по данному делу была проведена экспертиза, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Орловская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с выводами эксперта Федерального бюджетного учреждения Орловская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации Чикина Р.А., рыночная стоимость нежилого помещения – мини-магазина, 1-этажного, назначение: торговое, общей площадью 39,4 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), по состоянию на момент проведения экспертизы составляет 4 433 406 рублей, рыночная стоимость права аренды части земельного участка с учетным номером :40/1, площадью 44,18 кв.м., входящей в состав земельного участка с кадастровым номером: (номер обезличен) расположенной по адресу: (адрес обезличен) по состоянию на момент проведения экспертизы составляет 803 900 рублей. Размер убытков, причиненных собственнику нежилого помещения его изъятием, составляет 200 920 рублей, в том числе оформление права собственности на другое нежилое помещение 2 000 рублей, затраты за один переезд 14 720 рублей, затраты на аренду нежилого помещения сроком на три месяца 124 200 рублей, затраты на оплату услуг риелтора 60 000 рублей.
Суд, анализируя выполненное заключение эксперта, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылки на использованную литературу, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является ясным, полным, последовательным, не допускает неоднозначного толкования и не вводит в заблуждение.
Эксперт до начала производства экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет необходимые для производства подобного рода экспертиз полномочия, образование, квалификацию, специальности, стаж работы.
При проведении экспертизы эксперт проанализировал и сопоставил все имеющиеся данные, провел исследование объективно, на базе общепринятых научных и практических данных, в пределах своих специальностей, всесторонне и в полном объеме.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам.
Таким образом, оценивая заключение эксперта по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд принимает его в качестве допустимого, относимого и достоверного доказательства.
Оценив собранные по делу доказательства, суд, установив, что соглашение об условиях выкупа объектов недвижимости между сторонами не достигнуто, с учетом произведенного по делу заключения судебной экспертизы, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд и взыскании с муниципального образования «город Орел» в лице администрации г.Орла в пользу Куропаткиной Л.Н. в счет выкупной цены 5 438 226 руб.
В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации г. Орла к Куропаткиной Любови Николаевне об изъятии для муниципальных нужд нежилого здания и части земельного участка – удовлетворить частично.
Изъять у Куропаткиной Любови Николаевны, (дата обезличена) года рождения, для муниципальных нужд в целях реконструкции «Красного моста» в г.Орле, принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером (номер обезличен), имеющее наименование мини-магазин, общей площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу: (адрес обезличен)
Изъять у Куропаткиной Любови Николаевны, (дата обезличена) года рождения, для муниципальных нужд в целях реконструкции «Красного моста» в г.Орле, принадлежащий ей на праве аренды объект недвижимого имущества – часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенную по адресу: (адрес обезличен) входящую в состав земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), общей площадью 4332,78 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен)
Установить сумму возмещения за изымаемые для муниципальных нужд в целях реконструкции «Красного моста» в г.Орле объекты недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером (номер обезличен), имеющее наименование мини-магазин, общей площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу: (адрес обезличен) и часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенную по адресу: (адрес обезличен), входящую в состав земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), общей площадью 4332,78 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), в размере 5 438 226 рублей.
Прекратить право собственности Куропаткиной Любови Николаевны, (дата обезличена) года рождения, на объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером (номер обезличен), имеющее наименование мини-магазин, общей площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу(адрес обезличен)
Прекратить право аренды Куропаткиной Любови Николаевны, (дата обезличена) года рождения, на объект недвижимого имущества – часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенную по адресу: (адрес обезличен), входящую в состав земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), общей площадью 4332,78 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен)
После выплаты выкупной стоимости признать право собственности муниципального образования «город Орел» на объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером (номер обезличен), имеющее наименование мини-магазин, общей площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу: (адрес обезличен)
Установить следующие условия возмещения:
Куропаткина Любовь Николаевна обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу предоставить администрации г. Орла реквизиты расчетного счета для выплаты возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества;
администрация г. Орла производит выплату возмещения за изымаемые для муниципальных нужд в целях реконструкции «Красного моста» в г.Орле объекты недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером (номер обезличен), имеющее наименование мини-магазин, общей площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу: (адрес обезличен), и часть земельного участка, учетный (номер обезличен), площадью 44,18 кв.м., расположенную по адресу: (адрес обезличен), входящую в состав земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), общей площадью 4332,78 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), в размере 5438226 рублей в пользу Куропаткиной Любови Николаевны, (дата обезличена) года рождения, в течение 7 (семи) дней после вступления решения суда в законную силу, по реквизитам, предоставленным Куропаткиной Любовью Николаевной;
в случае отказа Куропаткиной Любови Николаевны предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу, денежные средства, составляющие сумму возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества, вносятся администрацией города Орла на депозит нотариуса. Обязательства администрации г. Орла по оплате считаются исполненными с момента перечисления денежных средств, днем выплаты является дата списания денежных средств со счета администрации г. Орла.
Куропаткина Любовь Николаевна обязана освободить объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером (номер обезличен), имеющее наименование мини-магазин, общей площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу: (адрес обезличен), от находящегося в нем имущества в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения выплаты возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества и обеспечить допуск администрации г. Орла и (или) подрядной организации к данному нежилому зданию для действий, связанных с осуществлением изъятия объекта недвижимости, в том числе сноса. По истечении указанных 5 (пяти) рабочих дней администрация г. Орла и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное Куропаткиной Любовью Николаевной собственное имущество и имущество иных лиц.
Взыскать с Куропаткиной Любови Николаевны в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2024.
Судья И.В. Шалаева