Решение по делу № 33-5330/2024 от 10.04.2024

Судья Гусельников О.П.

Дело № 33-5330/2024

№ 2-63/2024

УИД 59RS0018-01-2023-001914-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 16.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Цыбиной И.Н., Абдуллина И.Ш.

при ведении протокола помощником судьи Азановой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Гусмановой Надежды Алексеевны к администрации Добрянского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, Территориальному управлению Министерства социального развития по Пермскому району и Добрянскому городскому округу, Министерству социального развития Пермского края о признании действий, выразившихся в непредоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма незаконными, возложении обязанности произвести социальную выплату

с апелляционной жалобой Гусмановой Надежды Алексеевны на решение Добрянского районного суда Пермского края от 07.02.2024.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа - Кадырова Г.Ф., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Гусманова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Добрянского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, Территориальному управлению Министерства социального развития по Пермскому району и Добрянскому городскому округу, Министерству социального развития Пермского края о защите жилищных прав и предоставлении мер социальной поддержки.

Требования истца мотивированы тем, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с решением Краснокамского городского суда Пермского края от 22.05.2017 на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Гусмановой Н.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Краснокамского муниципального района. В 2017 году истцу во исполнение названного судебного постановления предоставлено по договору социального найма специализированное жилое помещение по адресу: ****. Предоставленное жилое помещение в настоящее время признано аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем истец не может в нем проживать, вынуждена арендовать квартиру в г. Краснокамск. Документов, подтверждающих аварийное состояние квартиры, у истца не имеется. Из протокола заседания межведомственной комиссии № 39 от 27.12.2019 следует, что выявлены основания для признания квартиры истца подлежащей капитальному ремонту, реконструкции и перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Срок капитального ремонта установлен - до 01.03.2020. Администрации Добрянского муниципального района рекомендовано в срок до 01.03.2020 на время капитального ремонта дома обеспечить переселение граждан в жилые помещения маневренного фонда. До настоящего времени жилье из маневренного фонда истцу не предоставлено, капитальный ремонт квартиры не произведен. Жилое помещение является непригодным для проживания до проведения мероприятий по капитальному ремонту. Бездействие администрации Добрянского муниципального района нарушает право истца на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На момент предоставления истцу квартиры по адресу: **** она не отвечала требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, являлось непригодным для проживания.

Истец просит признать действия администрации Добрянского городского округа, выразившиеся в непредоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Гусмановой Н.А., незаконными, обязать Министерство социального развития Пермского края произвести социальную выплату Гусмановой Н.А. на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата, выдаваемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, старше 23 лет на территории Пермского края, взамен ранее предоставленного жилого помещения по договору найма № 947 от 15.12.2017, в связи с его несоответствием техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности (л.д. 4-7, 114-117).

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец Гусманова Н.А. с решением не согласилась, в апелляционной жалобе указывает на существенные нарушения судом норм материального и процессуального права. Вывод суда об отсутствии правовых оснований для предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения взамен ранее предоставленного является необоснованным. Материалы дела подтверждают, что предоставленная истцу по договору социального найма квартира до проведения в доме мероприятий по капитальному ремонту непригодна для проживания. При этом ответчиками не предприняты какие-либо действия по проведению капитального ремонта, жилье из маневренного фонда истцу не предоставлено. Представитель ответчика администрации Добрянского городского округа также в судебном заседании пояснил, что в бюджете муниципального образования денежные средства на проведение капитального ремонта дома в 2024 году не запланированы. Истец полагает доказанным факт того, что предоставленное ей жилое помещение не соответствует установленным техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Ответчиками администрацией Добрянского городского округа, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа поданы возражения на апелляционную жалобу истца с просьбой оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа – Кадыров Г.Ф. поддержал возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

Истец извещена надлежащим образом по адресу регистрации, указанном в том числе, в ее апелляционной жалобе (****) (л.д. 8 оборот, л.д. 180). Согласно данным отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ** Почты России извещение Гусмановой Н.В. после неудачной попытки вручения возвращено отправителю за истечением срока хранения (л.д. 216).

Согласно имеющейся в деле телефонограмме, представитель истца Лукиных А.В. просила рассмотреть апелляционную жалобу Гусмановой Н.А. в ее отсутствие, а также в отсутствие своего доверителя ( л.д. 223).

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не имеет процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом,

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статьей 40 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.

На основании статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Также в статье 8.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена дополнительная гарантия права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой. Указанная выплата не может быть использована в связи с участием в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе, долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа.

Данная выплата предоставляется в установленном положениями статьи 8.1 порядке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, при наличии по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении выплаты совокупности следующих обстоятельств:

1) достижение заявителем возраста 23 лет;

2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;

3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;

4) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;

5) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;

6) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Судом первой инстанции установлено, что истцу Гусмановой Н.А. (до брака – З. (л.д.41)) на основании приказа исполняющего обязанности директора ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» О.** от 12.12.2017 предоставлена квартира общей площадью 36,9 кв.м., жилой площадью 14,8 кв.м., расположенная по адресу: **** (л.д.10).

Во исполнение данного приказа 15.12.2017 с истцом заключен договор найма специализированного жилого помещения на срок 5 лет (л.д. 11-12).

Истец с предоставлением ей жилого помещения по адресу: **** согласилась, что подтверждается письменным согласием на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения от 21.11.2017 (л.д.109).

По истечении срока действия договора на основании заявления истца (л.д.155) и приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа № 265-01-39-182 от 30.12.2022 между истцом и муниципальным образованием «Добрянский городской округ» заключен договор социального найма жилого помещения № 81 от 30.12.2022 (л.д. 156-157, 158-161).

В обоснование исковых требований истец, ссылалась на то, что поскольку предоставленная ей в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» квартира признана аварийной и непригодной для проживания, она имеет право на обеспечение жилым помещением путем предоставления социальной выплаты, предусмотренной положениями статьи 8.1 вышеуказанного Федерального закона.

Оценка жилого помещения № ** по адресу: ****, проведена Межведомственной комиссией, созданной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.07.2014 № СЭД № 35-05-06-143, о чем составлен протокол заседания (л.д. 90-93).

Согласно представленному в материалы дела протоколу заседания Межведомственной комиссии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, решение о признании его аварийным, подлежащим сносу или реконструкции не принято. Квартира № **, расположенная в указанном многоквартирном доме признана членами комиссии подлежащей капитальному ремонту, в связи с чем администрации Добрянского муниципального района даны рекомендации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в отношении истца, относившейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Добрянского городского округа исполнена обязанность по обеспечению жилым помещением. Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством, указанная мера социальной поддержки может быть реализована однократно, а социальная выплата на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата является альтернативной мерой социальной поддержки, требования истца не являются основанными на законе.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся наличия правовых оснований для предоставления истцу социальной выплаты в виде жилищного сертификата, основаны на неверном понимании норм материального права.

Как верно установлено судом первой инстанции Гусмановой Н.А. в 2017 году в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставлено жилое помещение по адресу: ****, которое ею принято. На момент принятия жилого помещения истец не высказывала претензий к его санитарному и техническому состоянию. Правом отказа от предоставляемого жилого помещения и сохранения за собой места в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не воспользовалась.

Поскольку истец в связи с обеспечением её жильем в 2017 году исключена из Списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, она утратила право на предоставлений ей всех мер социальной поддержки в части обеспечения жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Признание впоследствии (в 2019 году) предоставленной истцу квартиры подлежащей капитальному ремонту основанием для признания выводов суда ошибочными не является, поскольку истцом право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений реализовано. В данном случае, учитывая, что договор социального найма в отношении спорного жилого помещения с истцом не расторгнут, она имеет право на обеспечение жильем из маневренного фонда на период капитального ремонта ранее предоставленной квартиры, что не оспаривается администрацией муниципального образования.

В целом все доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенные выводы суда, в связи с чем не являются основанием для отмены судебного постановления.

Таким образом, постановленное решение следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Добрянского районного суда Пермского края от 07.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусмановой Надежды Алексеевны – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 23.05.2024.

Судья Гусельников О.П.

Дело № 33-5330/2024

№ 2-63/2024

УИД 59RS0018-01-2023-001914-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 16.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Цыбиной И.Н., Абдуллина И.Ш.

при ведении протокола помощником судьи Азановой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Гусмановой Надежды Алексеевны к администрации Добрянского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, Территориальному управлению Министерства социального развития по Пермскому району и Добрянскому городскому округу, Министерству социального развития Пермского края о признании действий, выразившихся в непредоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма незаконными, возложении обязанности произвести социальную выплату

с апелляционной жалобой Гусмановой Надежды Алексеевны на решение Добрянского районного суда Пермского края от 07.02.2024.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа - Кадырова Г.Ф., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Гусманова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Добрянского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, Территориальному управлению Министерства социального развития по Пермскому району и Добрянскому городскому округу, Министерству социального развития Пермского края о защите жилищных прав и предоставлении мер социальной поддержки.

Требования истца мотивированы тем, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с решением Краснокамского городского суда Пермского края от 22.05.2017 на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Гусмановой Н.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Краснокамского муниципального района. В 2017 году истцу во исполнение названного судебного постановления предоставлено по договору социального найма специализированное жилое помещение по адресу: ****. Предоставленное жилое помещение в настоящее время признано аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем истец не может в нем проживать, вынуждена арендовать квартиру в г. Краснокамск. Документов, подтверждающих аварийное состояние квартиры, у истца не имеется. Из протокола заседания межведомственной комиссии № 39 от 27.12.2019 следует, что выявлены основания для признания квартиры истца подлежащей капитальному ремонту, реконструкции и перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Срок капитального ремонта установлен - до 01.03.2020. Администрации Добрянского муниципального района рекомендовано в срок до 01.03.2020 на время капитального ремонта дома обеспечить переселение граждан в жилые помещения маневренного фонда. До настоящего времени жилье из маневренного фонда истцу не предоставлено, капитальный ремонт квартиры не произведен. Жилое помещение является непригодным для проживания до проведения мероприятий по капитальному ремонту. Бездействие администрации Добрянского муниципального района нарушает право истца на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На момент предоставления истцу квартиры по адресу: **** она не отвечала требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, являлось непригодным для проживания.

Истец просит признать действия администрации Добрянского городского округа, выразившиеся в непредоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Гусмановой Н.А., незаконными, обязать Министерство социального развития Пермского края произвести социальную выплату Гусмановой Н.А. на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата, выдаваемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, старше 23 лет на территории Пермского края, взамен ранее предоставленного жилого помещения по договору найма № 947 от 15.12.2017, в связи с его несоответствием техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности (л.д. 4-7, 114-117).

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец Гусманова Н.А. с решением не согласилась, в апелляционной жалобе указывает на существенные нарушения судом норм материального и процессуального права. Вывод суда об отсутствии правовых оснований для предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения взамен ранее предоставленного является необоснованным. Материалы дела подтверждают, что предоставленная истцу по договору социального найма квартира до проведения в доме мероприятий по капитальному ремонту непригодна для проживания. При этом ответчиками не предприняты какие-либо действия по проведению капитального ремонта, жилье из маневренного фонда истцу не предоставлено. Представитель ответчика администрации Добрянского городского округа также в судебном заседании пояснил, что в бюджете муниципального образования денежные средства на проведение капитального ремонта дома в 2024 году не запланированы. Истец полагает доказанным факт того, что предоставленное ей жилое помещение не соответствует установленным техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Ответчиками администрацией Добрянского городского округа, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа поданы возражения на апелляционную жалобу истца с просьбой оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа – Кадыров Г.Ф. поддержал возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

Истец извещена надлежащим образом по адресу регистрации, указанном в том числе, в ее апелляционной жалобе (****) (л.д. 8 оборот, л.д. 180). Согласно данным отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ** Почты России извещение Гусмановой Н.В. после неудачной попытки вручения возвращено отправителю за истечением срока хранения (л.д. 216).

Согласно имеющейся в деле телефонограмме, представитель истца Лукиных А.В. просила рассмотреть апелляционную жалобу Гусмановой Н.А. в ее отсутствие, а также в отсутствие своего доверителя ( л.д. 223).

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не имеет процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом,

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статьей 40 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.

На основании статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Также в статье 8.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена дополнительная гарантия права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой. Указанная выплата не может быть использована в связи с участием в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе, долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа.

Данная выплата предоставляется в установленном положениями статьи 8.1 порядке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, при наличии по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении выплаты совокупности следующих обстоятельств:

1) достижение заявителем возраста 23 лет;

2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;

3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;

4) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;

5) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;

6) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Судом первой инстанции установлено, что истцу Гусмановой Н.А. (до брака – З. (л.д.41)) на основании приказа исполняющего обязанности директора ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» О.** от 12.12.2017 предоставлена квартира общей площадью 36,9 кв.м., жилой площадью 14,8 кв.м., расположенная по адресу: **** (л.д.10).

Во исполнение данного приказа 15.12.2017 с истцом заключен договор найма специализированного жилого помещения на срок 5 лет (л.д. 11-12).

Истец с предоставлением ей жилого помещения по адресу: **** согласилась, что подтверждается письменным согласием на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения от 21.11.2017 (л.д.109).

По истечении срока действия договора на основании заявления истца (л.д.155) и приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа № 265-01-39-182 от 30.12.2022 между истцом и муниципальным образованием «Добрянский городской округ» заключен договор социального найма жилого помещения № 81 от 30.12.2022 (л.д. 156-157, 158-161).

В обоснование исковых требований истец, ссылалась на то, что поскольку предоставленная ей в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» квартира признана аварийной и непригодной для проживания, она имеет право на обеспечение жилым помещением путем предоставления социальной выплаты, предусмотренной положениями статьи 8.1 вышеуказанного Федерального закона.

Оценка жилого помещения № ** по адресу: ****, проведена Межведомственной комиссией, созданной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.07.2014 № СЭД № 35-05-06-143, о чем составлен протокол заседания (л.д. 90-93).

Согласно представленному в материалы дела протоколу заседания Межведомственной комиссии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, решение о признании его аварийным, подлежащим сносу или реконструкции не принято. Квартира № **, расположенная в указанном многоквартирном доме признана членами комиссии подлежащей капитальному ремонту, в связи с чем администрации Добрянского муниципального района даны рекомендации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в отношении истца, относившейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Добрянского городского округа исполнена обязанность по обеспечению жилым помещением. Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством, указанная мера социальной поддержки может быть реализована однократно, а социальная выплата на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата является альтернативной мерой социальной поддержки, требования истца не являются основанными на законе.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся наличия правовых оснований для предоставления истцу социальной выплаты в виде жилищного сертификата, основаны на неверном понимании норм материального права.

Как верно установлено судом первой инстанции Гусмановой Н.А. в 2017 году в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставлено жилое помещение по адресу: ****, которое ею принято. На момент принятия жилого помещения истец не высказывала претензий к его санитарному и техническому состоянию. Правом отказа от предоставляемого жилого помещения и сохранения за собой места в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не воспользовалась.

Поскольку истец в связи с обеспечением её жильем в 2017 году исключена из Списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, она утратила право на предоставлений ей всех мер социальной поддержки в части обеспечения жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Признание впоследствии (в 2019 году) предоставленной истцу квартиры подлежащей капитальному ремонту основанием для признания выводов суда ошибочными не является, поскольку истцом право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений реализовано. В данном случае, учитывая, что договор социального найма в отношении спорного жилого помещения с истцом не расторгнут, она имеет право на обеспечение жильем из маневренного фонда на период капитального ремонта ранее предоставленной квартиры, что не оспаривается администрацией муниципального образования.

В целом все доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенные выводы суда, в связи с чем не являются основанием для отмены судебного постановления.

Таким образом, постановленное решение следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Добрянского районного суда Пермского края от 07.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусмановой Надежды Алексеевны – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 23.05.2024.

33-5330/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Высочанская Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.04.2024Передача дела судье
16.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Передано в экспедицию
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее