Мотивированное решение изготовлено
29.01.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шапиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Владимира Андреевича к Оренбургскому войсковому казачьему обществу, атаману Оренбургского войскового казачьего общества Романову Владимиру Ивановичу о защите чести, достоинства и деловой репутации, признании недействительными и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; обязании принести извинения и опровергнуть сведения, компенсации морального вреда,
Р Е Ш И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
Истец Волков В.А. занимает выборную должность Атамана Екатеринбургского отдельского казачьего общества «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» (далее – ОКВ).
В процессе деятельности ОКВ в период с 2013 года по настоящее время на территории Свердловской области в действиях атамана Романова В.И. были выявлены нарушения Устава ОКВ, заключающиеся в превышении должностных полномочий. Устные и письменные обращения к атаману Романову В.И. об устранении данных нарушений Устава, последним были проигнорированы.
По решению общего собрания (Круга) «Исетской Линии», информация по нарушениям Устава со стороны Романова В.И. была опубликована на сайте «Исетской Линии» в сети интернет, а по превышению должностных полномочий поданы заявления в соответствующие надзорные органы.
Внутреннего расследования по данному вопросу ни со стороны атамана Романова В.И., ни со стороны контрольно-ревизионной комиссии, ни со стороны «Суда чести» инициировано не было.
Однако, 18.03.2017 на Совете Атаманов ОКВ под давлением атамана Романова В.И., информация о нарушениях Устава и превышениях должностных полномочий, была признана недостоверной. После чего с истца, как атамана «Исетской Линии», потребовали данную информацию удалить с сайта «Исетской Линии».
Но, поскольку решение о размещении данной информации было принято не истцом, а общим собранием (Кругом), являющимся для истца вышестоящим органом, истец не смог исполнить требование об удалении якобы недостоверной информации с сайта «Исетской Линии».
07.04.2017 в г.Кургане вновь состоялся Совет Атаманов ОКВ, на котором вновь поднимался вопрос об удалении, якобы, недостоверной информации.
На данном Совете Атаманов истец не мог присутствовать по состоянию здоровья; делегировать кого-либо из заместителей не представилось возможным.
30.08.2017 атаманом Романовым В.И. был издан и опубликован приказ № 32, согласно которому истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде неполного служебного соответствия за совершение действий, порочащих деловую репутацию, честь и достоинство казаков Оренбургского войскового казачьего общества, невыполнение решений предыдущего Совета атаманов.
26.09.2017 на войсковом сайте Оренбургского войска «ataman-ovko.ru» опубликован приказ атамана ОКВ Романова В.И. № 38 от 25.09.2017, согласно которого истец временно отстранен от должности Атамана ЕОКО «Исетская Линия» «Пятый отдел ОКВ» за невыполнение решений Совета Атаманов от 18.03.2017 и от 07.04.2017 и в связи с утратой доверия, в соответствии с п.9 ст.60 Устава ОКВ, до проведения внеочередного Круга по выборам атамана.
Истец полагает данные приказы незаконными.
Истец просил:
- сведения, изложенные и распространенные в приказах № 32 от 30.08.2017 и № 38 от 25.09.2017 атамана ОКВ Романова В.И., признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца;
- приказы № 32 от 30.08.2017 и № 38 от 25.09.2017 атамана ОКВ Романова В.И. отменить как незаконно изданные;
- обязать атамана ОКВ Романова В.И. принести личные публичные извинения и опровержения на Совете Атаманов ОВК и общем собрании (Круге) «Исетской Линии», опубликовав их на сайте Оренбургского войска «ataman-ovko.ru» и «Исетской Линии» «islin-ovko.ru».
В судебное заседание истец не явился, представлять свои интересы доверил представителю.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, требования истца уточнил, просил:
1) признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Волкова В.А., сведения, распространенные Романовым В.И. на Совете атаманов Оренбургского войскового казачьего общества от 28.08.2017, Совете атаманов Оренбургского войскового казачьего общества от 23.09.2017, Общем собрании (Круге) СООКО «Исетская Линия», в приказах № 32 от 30.08.2017 и № 38 от 25.09.2017;
2) обязать атамана Оренбургского войскового казачьего общество Романова В.И. и Оренбургское войсковое казачье общество опровергнуть распространенные недействительные сведения о Волкове В.И. путем:
- публикации резолютивной части решения суда по настоящему делу на главной странице сайта Оренбургского войскового казачьего общества, расположенном в сети интернет по адресу: http://ataman-ovko.ru, с продолжительностью нахождения 6 месяцев;
- оглашения резолютивной части решения суда по настоящему делу на ближайшем заседании Совета атаманов Оренбургского войскового казачьего общества;
- оглашения резолютивной части решения суда по настоящему делу на ближайшем заседании Общего собрания (Круга) СООКО «Исетская Линия»;
- ознакомления с резолютивной частью решения суда по настоящему делу первых заместителей (товарищей) войскового атамана Оренбургского войскового казачьего общества, атаманов казачьих отделов Оренбургского войскового казачьего общества;
3) признать недействительными приказы Атамана Оренбургского войскового казачьего общества № 32 от 30.08.2017 и № 38 от 25.09.2017, как изданные незаконно, с превышением полномочий;
4) взыскать солидарно с Романова В.И. и Оренбургского войскового казачьего общества в пользу Волкова В.А. 50 000 рублей в счет компенсации вреда, причиненного чести, достоинству и деловой репутации.
В судебное заседание ответчик Романов В.И. не явился, о причинах неявки не известил.
В судебном заседании представитель ответчика Оренбургского войскового казачьего общества, действующий по доверенности, требования иска не признал, просил в иске отказать.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов.
В соответствии со ст.6.2 указанного Федерального закона, казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.28 указанного Федерального закона, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ст.29 указанного Федерального закона, высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом.
Согласно раздела I Устава Оренбургского войскового казачьего общества, настоящий Устав распространяется на Оренбургской войсковое казачье общество (далее – Оренбургское казачье войско), а также на входящие в его состав окружные (отдельские) казачьи общества (далее - казачьи отделы), районные (юртовые), а также городские, станичные, хуторские казачьи общества (далее – станичные казачьи общества).
Оренбургское казачье войско создано (сформировано) путем объединения:
Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска»;
Верхнеуральского отдельского казачьего общества «Второй казачий военный отдел»;
Свердловского областного отдельского казачьего общества «Исетская Линия».
Согласно раздела V Устава, органами управления войскового казачьего общества являются:
Круг (сход) Оренбургского казачьего войска (войсковой круг);
Совет атаманов войскового казачьего общества (совет атаманов);
Войсковой атаман.
Согласно п.43 Устава, руководящим коллегиальным органом Оренбургского казачьего войска в период между заседаниями войскового круга является совет атаманов.
В совет атаманов входят по должности: войсковой атаман, первые заместители (товарищи) войскового атамана, заместители войскового атамана и атаманы казачьих отделов, входящие в состав Оренбургского казачьего войска.
Согласно п.п. 7. п.45 Устава, к основным полномочиям совета атаманов относится принятие решений о внесении по представлению суда чести на рассмотрение войскового круга вопросов о досрочном прекращении полномочий войскового атамана, первых заместителей (товарищей) войскового атамана, контрольно-ревизионной комиссии.
Согласно п.46 Устава, заседание совета атаманов считается правомочным при условии присутствия на нем не менее чем двух третей его членов. Решения совета атаманов принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов совета атаманов, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
Согласно пп. 9 п.60 Устава, войсковой атаман временно, до проведения внеочередного заседания круга соответствующего казачьего общества по выборам атамана, отстраняет от занимаемой должности атаманов казачьих обществ, входящих в состав Оренбургского казачьего войска, за ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим Уставом обязанностей члена казачьего общества и атамана казачьего общества, а также в связи с утратой доверия со стороны казачьих обществ, входящих в состав Оренбургского казачьего войска, совершением действий, порочащих репутацию Оренбургского казачьего войска. Временное отстранение атаманов казачьих обществ производится по решению не менее чем двух третей голосов членов совета атаманов либо по представлению суда чести.
Согласно выписке из Дисциплинарного Устава Оренбургского казачьего войска, в целях общественного осуждения нарушителей дисциплины и общественного порядка проступки могут обсуждаться: рядовых казаков – на собраниях; младших и старших офицеров – на соответствующих собраниях или на Совете атаманов; атаманов всех уровней – только на Совете атаманов (ст.18).
Согласно ст.32 Дисциплинарного Устава, дисциплинарные взыскания, налагаемые на офицеров: а) замечание, выговор, строгий выговор; б) предупреждение о неполном служебном соответствии; в) снижение в должности; г) снижение в казачьем чине на одну ступень; д) исключение из казачьего войска по решению Круга.
Согласно ст.36 Дисциплинарного Устава, Атаман Оренбургского казачьего войска имеет право: а) объявить замечание, выговор, строгий выговор; б) предупредить о неполном служебном соответствии подчиненных атаманов; в) ставить вопрос об исключении из казачьего войска; г) ставить вопрос о снижении в должности и в казачьем чине на одну ступень.
Согласно приказа № 32 от 30.08.2017 Оренбургского войскового казачьего общества, в соответствии с решением Совета атаманов о проведении очередного заседания в г.Кургане, войсковым атаманом был издан приказ от 19.07.2017 № 27 «О проведении заседания Совета атаманов Оренбургского войскового казачьего общества», который своевременно был доведен до войскового старшины Волкова В.А., атамана Екатеринбургского отдельного казачьего общества «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» и начальника штаба хорунжего <ФИО>6 Члены войскового правления, атаман Зауральского отдельского казачьего общества Курганской области казачий полковник <ФИО>7, отвечающий непосредственно за подготовку совета атаманов продублировали указанным должностным лицам порядок прибытия на заседание Совета атаманов в г.Курган.
Атаман Волков В.А. на заседание Совета атаманов не прибыл, свои полномочия в порядке, установленном статьей 17 Положения о Совете атаманов Оренбургского казачьего войска, не делегировал первому заместителю (товарищу) атамана и не проинформировал Совет атаманов о причине отсутствия.
В ходе заседания Совета атаманов были подтверждены случаи распространения Волковым В.А. недостоверной информации, необоснованных обвинений, порочащих деловую репутацию, честь и достоинство казаков Оренбургского казачьего войска, ее направление в различные органы государственной и исполнительной власти, Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, невыполнение им решений предыдущего Совета атаманов.
Совет атаманов единогласно выразил недоверие атаману Волкову В.А. и принял решение привлечь его к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, указанным приказом истец за совершение действий, порочащих деловую репутацию, честь и достоинство казаков Оренбургского войскового казачьего общества, невыполнение решений предыдущего Совета атаманов, предупрежден о неполном служебном соответствии.
Приказом Оренбургского войскового казачьего общества от 19.07.2017 № 27 определено провести заседание Совета атаманов ОВКО 18 и 19 августа в г.Кургане. Также приказано Волкову В.А. принять участие в заседании Совета атаманов.
Согласно списка членов Совета атаманов Оренбургского войскового казачьего общества на 19.08.2017, с правом решающего голоса: казачий генерал Романов В.И. – войсковой атаман; казачий полковник <ФИО>8 – первый заместитель (товарищ) войскового атамана по Уральскому федеральному округу, атаман Верхнеуральского отдельского казачьего общества «Второй казачий военный отдел»; казачий полковник <ФИО>9 – первый заместитель (товарищ) войскового атамана по Приволжскому федеральному округу; казачий полковник <ФИО>7 – атаман Зауральского отдельского казачьего общества <адрес>; казачий полковник <ФИО>10 – атаман Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска»; казачий полковник <ФИО>11 – атаман Среднеуральского отдельского казачьего общества ОВКО; войсковой старшина <ФИО>2 – атаман Екатеринбургского отдельского казачьего общества «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска»; есаул <ФИО>12 – атаман Окружного казачьего общества <адрес> «Четвертый казачий реестровый отдел» Оренбургского войскового казачьего общества; с правом совещательного голоса: казачий полковник <ФИО>13 – заместитель войскового атамана по казачьему кадетскому образованию; казачий полковник <ФИО>14 – заместитель войскового атамана по организации призыва казаков в Вооруженные Силы Российской Федерации и взаимодействию с 7 отдельной Оренбургской казачьей танковой бригадой. Итого 10 членов Совета атаманов.
При этом, согласно приказа войскового атамана Романова В.И. от 23.12.2016 № 38 л/с, указано не привлекать на Совет атаманов первого заместителя (товарища) войскового атамана по Приволжскому федеральному округу казачьего полковника <ФИО>9 в связи с личным обращением и сложением полномочий казачьего отдела.
Как следует из Протокола заседания Совета атаманов Оренбургского войскового казачьего общества от 19.08.2017 № 23, присутствовали: Романов В.И., <ФИО>8, <ФИО>10, <ФИО>7, <ФИО>11, <ФИО>12 Итого 6 членов Совета атаманов. Таким образом, кворум имел место.
Согласно ст.17 Положения о Совете атаманов Оренбургского казачьего войска, участие членов Совета атаманов в работе заседания Совета атаманов обязательно. В случае невозможности войскового атамана или атаманов отдельских (окружных) казачьих обществ участвовать в работе заседания Совета атаманов, они могут делегировать свои полномочия члена Совета атаманов первому заместителю (товарищу) атамана.
Согласно ст.18 Положения о Совете атаманов, отсутствие на заседании члена Совета атаманов или делегированного им представителя без уважительной причины считается грубым нарушением дисциплины, может послужить основанием для рассмотрения этого нарушения на войсковом круге и вывода из состава Совета атаманов.
Истец ссылается на то, что Совет атаманов проведен в период нахождения его на лечении.
Между тем, истец не уведомил Совет атаманов о нахождении на лечении; обратного им, как того требует ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано.
Таким образом, суд расценивает данную позицию истца как злоупотребление правом (ст.10 ГК РФ).
Кроме того, явка истца на Совет атаманов и его голос при голосовании не могли бы повлиять на принятое решение.
Как следует из протокола заседания Совета атаманов от 19.08.2017 № 23, слушали информацию войскового атамана о результатах выполнения решений Совета атаманов от 18.03.2017 и 07.04.2017. В настоящий момент не исполнены следующие решения: не удалена не достоверная информация с сайта отдела Екатеринбургского отдельского казачьего общества «Исетская линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска».
В ходе обсуждения данного вопроса члены Совета атаманов единогласно осудили деятельность <ФИО>15 по участию в распространении недостоверной, неподкрепленной соответствующими доказательствами и фактами информации, порочащей честь и достоинство казаков, в том числе войскового атамана. Ответственность за работу сайта несет конкретно атаман Волков В.А., который до сих пор не представил Совету атаманов доказательств о привлечении к дисциплинарной ответственности <ФИО>15, в том числе принятия к нему мер за незаконное ношение казачьего чина войскового старшины, коммерческой деятельности, не отвечающей уставным целям казачьего отдела. Совет атаманов выражает ему недоверие и рекомендует очередному кругу Екатеринбургского отдельского казачьего общества «Исетская линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» отстранить его от должности в установленном порядке.
Совет атаманов полагает, что атаман Волков В.А. был обязан в установленный срок исполнить данные решения и проинформировать об этом членов Совета атаманов до начала заседания. За невыполнение решений Совета атаманов должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Слушали информацию <ФИО>8, который обратил внимание присутствующих на то, что со стороны руководства отдела Екатеринбургского отдельского казачьего общества «Исетская линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» распространялись необоснованные обвинения, порочащие деловую репутацию, честь и достоинство казаков ОВКО, а также письменные бездоказательные обращения в правоохранительные органы, органы государственной власти, Совет при Президенте РФ по делам казачества. Сроки проверок по этим обращениям прошли, доказательства вины войскового атамана не представлены. Такая ситуация в казачьем обществе не допустима. Члены Совета атаманов единогласно поддержали <ФИО>8 и заявили, что вина, в данном случае, любого члена казачьего общества в совершении правонарушения должна быть установлена компетентными органами или судом, а также напомнили о конституционном принципе «презумпции невиновности». Далее атаман <ФИО>8 предложил собрать внеочередной круг 5 отдела с целью выявления причин и предупреждения проступков, ведущих к расколу казачьего движения. Членам Совета атаманов настало время показать руководству 5 отдела пример неуклонного соблюдения обычаев, нетерпимого отношения к нарушителям казачьих традиций. Предложено рассмотреть обсуждаемый вопрос на круге казачьего отдела. Атаману Волкову В.А. выразить недоверие и привлечь к дисциплинарной ответственности – предупредить о неполном служебном соответствии.
Слушали информацию атамана <ФИО>11, который пояснил, что подпись Волкова В.А. на протоколе Совета атаманов по закону не обязательна. Подписывает протокол, в соответствии с Положением о Совете атаманов секретарь, утверждает войсковой атаман. Волков В.А. в любом случае обязан исполнить решения, записанные в протоколе, но бездействует, уклоняется от их исполнения. Нужно было разобраться, прежде чем писать в Совет при Президенте РФ и другие инстанции. По совместной работе с отделом Волкова В.А., при охране крестных ходов и других мероприятиях, сделан вывод – руководство отдела умышленно не выполняет и противодействует войсковому атаману, игнорируя его распоряжения и приказы. Предложил высказать атаману Волкову В.А. недоверие, поставить вопрос на круге отдела о принятии решения об отстранении его от должности атамана отдела.
Слушали <ФИО>7, который полагает, что атаман Волков В.А. обязан пояснить Совету атаманов, почему он не выполнил его решения. У него был возможность направить письменно свои объяснения на заседание Совета. Вместо этого он не прибыл, проигнорировал данное заседание Совета атаманов.
Слушали информацию <ФИО>10, который пояснил, что они имеют право выразить недоверие Волкову В.А. и обязать Совет атаманов отдела вынести на круг кандидатуру для утверждения временно исполняющего обязанности атамана отдела.
Слушали информацию войскового атамана Романова В.И., который поддержал прозвучавшие предложения о принятии дисциплинарных мер к атаману Волкову В.А., незамедлительном созыве внеочередного круга отдела.
Совет атаманов решил: выразить недоверие атаману Екатеринбургского отдельского казачьего общества «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» Волкову В.А. Привлечь Волкова В.А. к дисциплинарной ответственности – предупредить о неполном служебном соответствии. Назначить в сентябре 2017 года внеочередной круг 5 казачьего отдела с обязательным участием выездного Совета атаманов Оренбургского казачьего войска. За утрату доверия со стороны Совета атаманов войска, совершение действий, порочащих честь и достоинство атаманов, казаков Оренбургского казачьего войска, ненадлежащее исполнение обязанностей, рекомендовать кругу отдела досрочно прекратить полномочия атамана Волкова В.А. Совету атаманов отдела предложить кругу кандидатуру временно исполняющего обязанности атамана до избрания нового атамана отдела. Данное предложение было поддержано членами Совета атаманов единогласно.
Кроме того, как следует из протокола заседания Совета атаманов от 18.03.2017, на котором участвовал Волков В.А., было установлено, что ответственность за достоверность публикуемой в социальных сетях информации несет атаман отдела.
Также из протокола Совета атаманов от 07.04.2017 усматривается, что было принято решение не допускать к размещению на сайтах в сети Интернет информации, порочащей честь и достоинство казаков и атаманов. Ответственные: атаман ОВКО, атаманы отделов ОВКО, срок – постоянно.
Согласно п.1 ст.152 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Согласно п.3 указанной статьи, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Согласно п.4 указанной статьи, в случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
Согласно п.5 указанной статьи, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
В силу п.6 статьи, порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
Согласно п.9 указанной статьи, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации). Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Судом установлено, что события, описываемые в протоколе заседания Совета атаманов от 19.08.2017 № 23, в действительности существуют, что следует из искового заявления Волкова В.А., указывающего, что информация по нарушениям Устава со стороны Романова В.И. была опубликована на сайте «Исетской Линии» в сети Интернет, а по превышению должностных полномочий поданы заявления в соответствующие надзорные органы, а также подтверждается протоколом осмотра доказательств нотариусом г.Екатеринбурга <ФИО>16 (интернет-сайта). Доказательств того, что информация, направленная истцом в различные надзорные, правоохранительные органы, признана достоверной, суду не представлено.
Таким образом, сведения об истце, изложенные в оспариваемом приказе, соответствуют действительности. Ответчик в судебном заседании доказал соответствие действительности распространенных об истце сведений, в частности, распространения Волковым В.А. недостоверной информации в отношении казаков Оренбургского казачьего войска, ее направление в различные органы государственной и исполнительной власти, Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, невыполнение им решений предыдущего Совета атаманов.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении его требований признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Волкова В.А. сведения, содержащиеся в приказе № 32 от 30.08.2017.
Кроме того, судом не установлено нарушений процедуры вынесения оспариваемого приказа.
Также 25.09.2017 Оренбургским войсковым казачьим обществом был вынесен приказ № 38, согласно которому в соответствии с приказом войскового атамана от 28.08.2017 № 29 «О проведении расширенного заседания Совета атаманов и внеочередного Круга Екатеринбургского отдельского казачьего общества «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» 23.09.2017 состоялось расширенное заседание войскового Совета атаманов.
Войсковым Советом атаманов было обращено внимание на игнорирование руководством казачьего отдела решений войскового Совета атаманов от 19.08.2017.
Члены войскового Совета атаманов единогласно подтвердили недоверие атаману Волкову В.А. и предложили временно отстранить его от должности до проведения Круга по выборам атамана.
За не выполнение решений Совета атаманов от 18 марта и 07 апреля 2017 года и в связи с утратой доверия атамана Волкова В.А., в соответствии с п.9 ст.60 Устава ОКВ, временно, до проведения внеочередного Круга по выборам атамана, решено отстранить от должности.
Приказом указано войсковому старшине <ФИО>17 приступить с 23.09.2017 к временному исполнению обязанностей атамана ЕОКО «Исетская Линия» до проведения внеочередного Круга по выборам атамана. Кандидатуры на должность отдельского атамана согласовать с войсковым атаманом, уполномоченным органом государственной власти по делам казачества в Свердловской области и с уполномоченным по представительству религиозной организации <ФИО>1 (по согласованию с войсковым священником). Начальнику штаба ОКВ, членам войскового правления оказать содействие атаманскому правлению КОКО «Исетская Линия» в проведении выборного Круга. Временно исполняющему обязанности атамана ЕОКО «Исетская Линия» войсковому старшине <ФИО>17 о готовности к проведению в октябре 2017 года выборного Круга доложить установленным порядком войсковому атаману и проинформировать уполномоченный орган государственной власти по делам казачества в Свердловской области.
Из данного приказа не усматривается нарушение процедуры его вынесения.
Согласно пп. 9 п.60 Устава, войсковой атаман временно, до проведения внеочередного заседания круга соответствующего казачьего общества по выборам атамана, отстраняет от занимаемой должности атаманов казачьих обществ, входящих в состав Оренбургского казачьего войска, за ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим Уставом обязанностей члена казачьего общества и атамана казачьего общества, а также в связи с утратой доверия со стороны казачьих обществ, входящих в состав Оренбургского казачьего войска, совершением действий, порочащих репутацию Оренбургского казачьего войска.
Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании, указанный приказ вынесен по результатам Совета атаманов от 19.08.2017 № 23. Протокол заседания Совета атаманов 25.09.2017 не велся.
Таким образом, приказ № 38 вынесен по результатам Совета атаманов от 19.08.2017, процедура ведения которого не нарушена.
Согласно протокола Совета атаманов от 18.03.2017, на котором присутствовало 7 членов Совета атаманов, было установлено, что ответственность за достоверность публикуемой в социальных сетях информации несет атаман отдела.
Также из протокола Совета атаманов от 07.04.2017, на котором присутствовало 7 членов Совета атаманов, усматривается, что было принято решение не допускать к размещению на сайтах в сети Интернет информации, порочащей честь и достоинство казаков и атаманов. Ответственные: атаман ОВКО, атаманы отделов ОВКО, срок – постоянно.
Судом установлено, что информация по нарушениям Устава со стороны Романова В.И. была опубликована на сайте «Исетской Линии» в сети Интернет, что не оспаривается истцом, а по превышению должностных полномочий поданы заявления в соответствующие надзорные органы, а также подтверждается протоколом осмотра доказательств нотариусом г.Екатеринбурга <ФИО>16 (интернет-сайта).
Доказательств того, что истцом выполнены решения Совета атаманов от 18.03.2017 и от 07.04.2017, истцом суду, как того требует ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Таким образом, сведения об истце, изложенные в оспариваемом приказе, соответствуют действительности.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении данной части требований.
Как следует из пояснений представителя ответчика, протоколы Совета атаманов от 28.08.2017 и от 23.09.2017 не составлялись. Соответственно, отсутствует предмет обжалования. Доказательств наличия указанных протоколов, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении данной части требований.
Учитывая изложенное в совокупности, суд делает вывод об отсутствии оснований для признания недействительными приказов от 30.08.2017 № 32, от 25.09.2017 № 38, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Волкова В.А., а также сведения, распространенные на Совете Атаманов от 23.09.2017.
Учитывая, что в судебном заседании не установлено, что ответчиками распространялись сведения об истце, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, требование истца об опровержении данных сведений перечисленными истцом способами не подлежит удовлетворению.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Учитывая, что судом не установлено нарушений прав истца действиями ответчиков, не подлежит взысканию в его пользу компенсация морального вреда.
Учитывая, что в иске истцу отказано, с ответчиков не подлежит взысканию государственная пошлина (ст.98 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Волкова Владимира Андреевича к Оренбургскому войсковому казачьему обществу, атаману Оренбургского войскового казачьего общества Романову Владимиру Ивановичу о защите чести, достоинства и деловой репутации, признании недействительными и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; обязании принести извинения и опровергнуть сведения, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.
Судья Реутова А.А.