Решение по делу № 2а-2315/2020 от 06.07.2020

Дело № 2а-2315/2020 год

39RS0004-01-2020-002283-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2020 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При помощнике судьи Бояркиной С. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Резниченко Виктора Андреевича к призывной комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград», военному комиссариату г. Калининграда Калининградской области, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу в муниципальном образовании ГО «Город Калининград» Богдан Оксане Андреевне об оспаривании решений, обязании зачислить в запас

УСТАНОВИЛ:

Резниченко В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что он состоит на воинском учете и является призывником Отдела Военного комиссариата по г. Калининграду. 30.06.2020 года он прошел призывную комиссию, в том числе медицинскую, которая приняла решение о его годности к военной службе и определила ему как подлежащему прохождение АГС, место работы, не сообщив ему категорию годности. В этот же день он написал заявление о выдаче ему копии решения о призыве, однако по настоящее время решение ему не выдали.

Указывает, что не согласен с решением районной призывной комиссии о признании его годным к несению военной службы, так как он страдает заболеванием - Сперматоцеле Кисты придатков обоих яичек, которое соответствует ст. 10 Расписания болезней «доброкачественные новообразования» приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. № 565, в соответствии с которой ему должна быть определена категория годности к военной службе В - ограниченно годен к военной службе, и в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он должен быть освобожден от призыва на военную службу, следовательно, необходимости прохождения АГС.

Просит:

Признать незаконным решение призывной комиссии о годности к военной службе, следовательно, необходимости прохождения АГС. Обязать призывную комиссию зачислить его в запас.

Административный истец Резниченко В.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что оспаривает заключение Призывной комиссии от 30.06.2020 года о его годности к военной службе, из которого вытекает решение о направлении его на альтернативную гражданскую службу, решение о годности в настоящее время его прав не нарушает, однако не хочет повтора подобной ситуации в осенний призыв 2020 года, в связи с чем настаивает на удовлетворении исковых требований. При постановке на воинский учет он знал, что ему определена категория «годен к военной службе», и при принятии предыдущих решений присвоение указанной категории годности он не оспаривал, поскольку на тот момент данного заболевания у него не было, заболевание появилось у него с начала 2020 года. Когда учился в колледже, обращались в призывную комиссию о том, что не может служить, просил призывную комиссию, заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу, его заявление было одобрено. При прохождении медкомиссии 30.06.2020 года хирургом были взяты все его документы, в том числе УЗИ органов мошонки, выяснены его болевые ощущения, предоставленные им документы были проигнорированы врачом. Если главврач не был согласен с его анализами и заключением, ему должны были дать направление на дополнительное обследование, чего сделано не было. Главврач поставил ему 2 диагноза, опираясь на документы, которые он предоставлял хирургу, и в которых указано «хронический простатит, киста», однако врач руководящий не принял к сведению данные документы и проигнорировал указанный в них диагноз. Считает, что ему должна быть определена категория годности «В» на основе его заболевания, результатов анализов, УЗИ, заключения врача областной больницы и болевых ощущениях, врачебная комиссия должна была приять другое решение, поскольку имеющаяся у него <данные изъяты> влияет на работу органов и дает болевые ощущения, что может подтвердить только врач. Других документов призывной комиссии он не предоставлял..

Административный ответчик врач, руководящей работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих к призыву на военную службу Богдан О.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, указала, что на момент медицинского освидетельствования Резниченко В. А. заключение врачей специалистов были обоснованы, нарушений медицинского освидетельствования не имеется. Резниченко В. А. осмотрен всеми врачами-специалистами, все имеющиеся у Резниченко на руках медицинские документы были изучены и учтены, о чем имеются записи врачей специалистов в листах медицинского освидетельствования. Статья 10 Расписания болезней, на которую ссылается истец, предусматривает наличие заболевания, по которому предлагается оперативное лечение, в случае отказа от оперативного лечения принимается соответствующее решение, однако истцу оперативное лечение на сегодняшний день не показано, нарушение функций у него было установлено. Данный орган отвечает за детородную функцию. Имеющиеся кисты не затрудняют ношение военной одежды, и на момент принятия оспариваемого решения, оно было обосновано, с учетом всех имеющихся у истца заболеваний.

Административные ответчики Призывная комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград», военный комиссариат муниципального образования ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Ранее представитель административных ответчиков Призывной комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград», Военного комиссариата г. Калининграда Калининградской области по доверенностям Степанов В.И. в судебном заседании административный иск не признал, пояснив, что оспариваются действия, которые не были совершены призывной комиссией, в том числе действия по организации медицинского освидетельствования. Согласно п. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагается обязанность организации врачебной комиссии, которая была выполнена, истец прошел все обследования, представил документы врачам-специалистам. На основании представленных медицинских документов призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу, направлении на альтернативную гражданскую службу, об отсрочке, об освобождении и зачислении в запас. В законе ничего не сказано об обязанности призывной комиссии определять годность призывника к военной службе. Призывная комиссия не является ответчиком в данном вопросе, т.к. ответчиком является военно-врачебная комиссия. Приказом, утвержденным на основании положения Министра обороны, определено, что категории годности определяет военно-врачебная комиссия. Просил в иске отказать в связи с неверным указанием в нем Призывную комиссию административным ответчиком, поскольку Призывная комиссия поэтапно решает вопрос, и как только будет определена категория годности, т.е. будет решение вопроса о годности к военной службе, который решает медицинская комиссия, будет приниматься решение отправлять призывника в запас или нет.

Военно-врачебная комиссия определила категорию годности, изучив лично здоровье призывника, представленные им документы, обследования. В настоящий момент нет ни одного основания для принятия решения о зачислении в запас. В постановлении сказано, что направляются на дополнительное обследование только в том случае, если врач не уверен в вынесении диагноза призывнику, в связи с чем на данный момент нет ни одного документа, что военно-врачебная комиссия что-то нарушила.

    Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с. п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно ч. 5 ст. 1 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

В силу ч. 3. ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Частью 1 ст. 3 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено, что на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принято соответствующее решение.

Как следует из протокола № 1 от 22.10.2018 года заседания призывной комиссии муниципального образования Городской округ «Город Калининград», на основании заявления Резниченко В.А. вх. № 251 от 26.09.2018 года военная служба по призыву заменена ему на альтернативную гражданскую службу – п. 3 ст. 12. Заключение принято единогласно.

Т.е. в отношении Резниченко В. А. призывной комиссией принято решение (заключение) о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

В силу положений ч. 2 ст. 3 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" имеют основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежат призыву на военную службу; имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Согласно п. 28 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, проходит медицинское освидетельствование в сроки, определенные военным комиссариатом, и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Решение о направлении гражданина, признанного по результатам медицинского освидетельствования годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу (п. 29 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256).

Из указанного следует, что гражданин, в отношении которого принято решение о замене ему воинской службы по призыву альтернативной гражданской службой, проходит медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном для граждан, подлежащих призыву на военную службу, и указанный гражданин направляется на альтернативную гражданскую службу, если по результатам такового он признан годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, если не имеется оснований для освобождения его от призыва на военную службу.

Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" определено, что прохождению военной службы по призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (ч. 2 и ч. 3 ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Частью 6 ст. 12 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" установлено, что гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

Указом Президента РФ от 30.03.2020 N 232 "О призыве в апреле - июле 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 апреля по 15 июля 2020 г. определен призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") призыву на военную службу, в количестве 135 000 человек.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Распоряжением Губернатора Калининградской области от 30.03.2020 N 137-р "О призывной комиссии Калининградской области и призывных комиссиях муниципальных образований Калининградской области и признании утратившими силу некоторых решений Губернатора Калининградской области" утвержден состав Призывной комиссии Калининградской области и Призывной комиссии муниципальных образований Калининградской области на период с 1 апреля по 15 июля 2020 года.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 установлено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию (п. 13 Положения).

Положением о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 установлено, что решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, учетную карту призывника (п. 15). При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу (п. 17).

Исходя из пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной экспертизы гражданин может обжаловать это заключение в суд.

Согласно выписки из приказа военного комиссариата Калининградской области от 30.12.2019 № 427, военно-врачебные комиссии создаются в военных комиссариатах, и на них возлагается организация и проведение военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в целях определения категории годности к военной службе.

Исходя из указанных приведенных выше положений закона и иных нормативных актов, вопреки доводам административного ответчика, военный комиссариат и призывная комиссия являются надлежащими административными ответчиками по требованиям Резниченко В. А. Как следует из материалов дела и установлено судом, военным комиссариатом Калининградской области 10.02.2016 года заведено личное дело призывника Резниченко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из указанного протокола и записей в учетной карте призывника, при постановке на воинский учет 10.02.2016 года определена категория годности к военной службе Резниченко В.А. – «А» (годен к военной службе). Семейное положение – холост. Заслушано выступление призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Анализ и изучение призывной комиссией документов подтверждает, что его убеждения не позволяют несению военной службы (л.д. 21).

Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии муниципального образования Городской округ «Город Калининград» № 32 от 30.06.2020 года, призывной комиссии муниципального образования Городской округ «Город Калининград» 30.06.2020 года Резниченко В.А. определена категория годности к военной службе «Б», показатель предназначения – 3, т.е. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по ст. 10-в, 13-д, 72-г. Резниченко направлен для прохождения альтернативной гражданской службы в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Инфекционная больница Калининградской области» по адресу: Калининград, <адрес>. Выдано предписание № 1/7304 от 07.07.2020 года (л.д. 22).

В силу статьи 5.1 "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями; "В" - ограниченно годен к военной службе; "Г" - временно не годен к военной службе; "Д" - не годен к военной службе.

На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).

Из учетной карты призывника следует, что по итогам медицинского освидетельствования, проведенного 30.06.2020 года по итоговому заключению врача-специалиста, Резниченко В.А. определена категория годности к военной службе «Б» с показателем предназначения - 3, по ст. 10-в, 13-д, 72-г Расписания болезней (л.д. 17-18).

В силу пункта 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение N 3 к Приказу Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 (ред. от 11.10.2010) "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения.

Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (пункт 16 Положения о военно-врачебной экспертизе.).

Как следует из представленных документов, председателем призывной комиссии МО ГО «г. Калининград» утвержден персональный состав врачей-специалистов и медицинских работников со средним медицинским образованием, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу в апреле-июле 2020 года, среди которых врач-терапевт ГБУЗ КО «Городская больница № 3» Притула В. И., врач-хирург ГБУЗ КО «Городская больница № 2» Серых Н. Ф., врач-терапевт военного комиссариата г. Калининграда Центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Калининградской области Богдан О. А.

Врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в призыве в апреле-июле 2020 года в призывной комиссии МО ГО «Город Калининград» утверждена Богдан О. А. (Распоряжением Губернатора Калининградской области от 30.03.2020 N 137-р).

Согласно листа медицинского освидетельствования, проведенного 30.06.2020 года, Резниченко В.А. по заключению врача-хирурга Серых Н.Ф. на основании установленного диагноза «Солевой диатез. Кисты придатков без нарушения функции» определена категория годности к военной службе и показатель предназначения Б-3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями по ст. 10-«в» А-2, ст. 72 «г».

По заключению врача-терапевта Притула В.И. на основании установленного им диагноза «Пониженное питание» определена категория годности к военной службе и показатель предназначения Б-3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями по ст. 13-«д» Б3.

Доводы Резниченко В.А. о наличии в его личном деле документов, подтверждающих наличие заболевания, подпадающего согласно ст. 10 Расписания болезней под категорию «В» - ограниченно годен к военной службе, игнорирование врачами призывной комиссии представленных им медицинских документов, несостоятельны и подлежат отклонению.

Из административного иска следует, что Резниченко В. А. полагает, что на основании ст. 10 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) ему должна быть определена категория годности к военной службе – В.

Согласно ст. 10 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) к статье 10 Расписания болезней относятся доброкачественные новообразования (кроме доброкачественных новообразований нервной системы и мозговых оболочек), новообразования in situ, при этом таковые при наличии объективных данных без нарушения функции влекут определение категории годности А-2 (п. «в»), с умеренным или незначительным нарушением функции – В (п. «б»), со значительным нарушением функции Д (п. «а»). Статья применяется в случаях стойких нарушений функций организма после хирургического лечения, при отказе от хирургического лечения либо при отсутствии показаний к хирургическому лечению. При наличии у пациента нарушений функций органов и систем применяются соответствующие статьи расписания болезней.

Доказательств показаний к хирургическому лечению административным истцом не представлено, как не представлено и доказательств наличия хирургического лечения, повлекшего стойкое нарушение функций.

К пункту "в" относятся доброкачественные новообразования, в том числе доброкачественные гормонально неактивные образования надпочечников, или последствия их радикального лечения, не сопровождающиеся нарушением функций органов и систем, не затрудняющие ношения военной формы одежды, обуви или снаряжения. Новообразования, указанные в пункте "в", не препятствуют поступлению в военно-учебные заведения.

К пункту "б" относятся доброкачественные новообразования кожи, подлежащих тканей, кровеносных или лимфатических сосудов, затрудняющие ношение военной формы одежды, обуви или снаряжения; доброкачественные новообразования мочевых органов с умеренными дизурическими расстройствами; доброкачественные новообразования молочной железы, матки, яичника и других женских половых органов, не требующие хирургического лечения.

Согласно листу медицинского освидетельствования врачом-хирургом Серых Н. Ф. исследованы результаты УЗИ от 12.12.2019 года органов мошонки, представленные стороной административного истца, по заключению которого УЗИ признаки: <данные изъяты>. <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 9,20). Также в листе отражено, что приняты во внимание результаты УЗИ от 12.02.2020, выявившее <данные изъяты>. Изучена амбулаторная карта, с отражением, что в лечении не нуждается.

Вопреки доводам административного истца, в листе отражены его жалобы на дизурические расстройства, и исследованы приведенные выше представленные им документы, при этом Резниченко В.А. осмотрен врачом непосредственно.

Согласно заключению врача-уролога ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» от 06.03.2020 года, при обследовании Резниченко В.А, установлен диагноз: основной № <данные изъяты>

Указанное заключение не опровергает выводы, сделанные врачом-специалистом, поскольку установленный в нем диагноз не свидетельствует о возможности применения к призывнику пункта «б» ст. 10 Расписания болезней, поскольку установленные кисты придатков сами по себе на свидетельствуют о затруднении ношения военной формы одежды, обуви или снаряжения, а результаты объективных исследований не подтверждают наличие у Резниченко В. А. нарушение функции в степени, позволяющей применить к нему статью 10 в пункте «б».

Также из листов медицинского освидетельствования следует, что врачами-специалистами изучены результаты анализов крови, мочи, флюорографии, ЭКГ.

При медицинском освидетельствовании Резниченко В.А. исследовались имеющиеся в личном деле медицинские документы: ЭКГ, полный анализ крови, анализ мочи, анализ крови на ВИЧ, СПИД, антитела к вирусу гепатита С, протокол рентгенологического исследования ГБУЗ КО «Городская поликлиника № 1», амбулаторная карта призывника Резниченко В.А., что отражено в листах освидетельствования, Резниченко В. А. был осмотрен врачами-специалистами, что отражено в учетной карточке административного истца

Вопреки доводам административного истца, представленные им на медицинском освидетельствовании документы были оценены врачами-специалистами, ссылка на УЗИ заключение и вышеприведенный диагноз содержатся в листе медицинского освидетельствования Резниченко В.А.; на основании имеющихся в личном деле, представленных призывником вышеприведенных документов и обследования состояния самого призывника сделано заключение о применении к Резниченко пункта «в» ст. 10-А-2, п. «г» ст. 72, п. «д» ст. 13 Расписания болезней.

Таким образом, имеющаяся медицинская документация, характеризующая состояние здоровья Резниченко В.А. и наличие нарушений функции при наличии кист придатков была исследована при медицинском освидетельствовании.

Вопреки доводам административного истца, им при медицинском освидетельствовании не представлено документов или медицинских исследований, которыми установлено умеренное или незначительное нарушений функций, подтверждающие затруднения ношения военной формы одежды, обуви или снаряжения, результаты объективных исследований не подтверждают наличие у Резниченко В. А. нарушение функции в степени, позволяющей применить к нему статью 10 в пункте «б».

Применение при медицинском освидетельствовании п. «г» ст. 72, п. «д» ст. 13 Расписания болезней Резниченко В. А. не оспаривалось, что следует из его административного иска.

Т.е. медицинские документы, позволяющие определить Резниченко В. А. категорию годности, освобождающую от прохождения военной службы, и как следствие – от альтернативной гражданской службы, во время медицинского освидетельствования призывником представлены не были.

Административный истец не представил доказательств, которые свидетельствовали бы на момент освидетельствования о наличии заболеваний со степенью нарушения функций, препятствующих его призыву на военную службу или ограничивающих его годность к военной службе по иной категории, чем установлено при медицинском освидетельствовании. Также не было представлено доказательств, указывающих на невозможность предоставления на медицинское освидетельствование медицинских документов о состоянии здоровья, которые призывник обязан иметь при себе по прибытии на медицинское освидетельствование.

А следовательно не имеется оснований полагать о незаконности сделанного заключения о присвоении Резниченко В. А. категории годности к военной службе Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663(ред. от 20.05.2014) предусмотрено, что в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.

В силу п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года N 123 в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

Таким образом, направление в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения не может быть возложено на призывную комиссию в обязательном порядке, а лишь в случае невозможности вынесения медицинского заключения о категории годности, невозможности установления точного диагноза, только в случае невозможности дать медицинское заключение на основании имеющихся данных о состоянии здоровья призывника и медицинских документов в результате медицинского освидетельствования, т. е. реализация этого права связана не с желанием призывника, а находится в прямой зависимости от наличия у врачей сомнений в правильности поставленного призывнику диагноза, отсутствия необходимых медицинских документов, однако таковых обстоятельств в данном случае не установлено. Административным истцом не представлено доказательств невозможности установления ему диагноза при медицинском освидетельствовании на основании изложенных выше документов и иных данных при освидетельствовании.

Поскольку направление призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение не является обязательным при проведении призывных мероприятий, его отсутствие не может являться основанием признания незаконным вынесения заключения о категории годности к военной службе

Кроме того, суд учитывает, что решением призывной комиссии Калининградской области предписание № 1/7304 от 07.07.2020 года отменено решение нижестоящей призывной комиссии отменено как нереализованное в связи с окончанием срока призыва (оспаривание решения призывной комиссии в суде) протоколом № 30 от 15.07.2020), а следовательно заключение о категории годности к военной службе каких-либо прав истца в настоящее время не нарушает, поскольку при следующем призыве Резниченко В.А. подлежит медицинскому освидетельствованию в предусмотренном ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядке.

Вместе с тем, поскольку заявлены требования об обязании зачисления в запас, дело подлежит рассмотрению по существу.

В силу статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются, в том числе, граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Статья 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) содержит перечень лиц граждан, подлежащих зачислению в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, из числа которых: не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу.

Поскольку в данном случае Резниченко В. А. не признан не годным или ограниченно годным к военной службе, не достиг возраста 27 лет, от призыва на военную службу не освобожден, а следовательно подлежал направлению для прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с принятым ранее решением, оснований для принятия решения о зачислении его в запас не имеется, соответственно требования о понуждении административных ответчиков принять решение о зачислении его в запас удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Резниченко Виктора Андреевича к призывной комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград», военному комиссариату г. Калининграда Калининградской области, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу в муниципальном образовании ГО «Город Калининград» Богдан Оксане Андреевне об оспаривании заключения о категории годности к военной службе от 30.06.2020 года, обязании зачислить в запас – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2020 года.

Судья Вартач-Вартецкая И. З.

2а-2315/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Резниченко Виктор Андреевич
Ответчики
Призывная комиссия Отдела Военного комиссариата по г. Калининграду
Призывная комиссия муниципального образования ГО "Город Калининград"
Военный комиссариат г. Калининград Калининградской области
врач, руководящий работы по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих к призыву на военную службу, в призывной комиссии МОГО "Город Калининград" Богдан Оксана Андреевна
Другие
Военный комиссариат Калининградской области
Призывная комиссия Калининградской области
Степанов Василий Иванович
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Вартач-Вартецкая Ирина Збигневна
Дело на сайте суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация административного искового заявления
07.07.2020Передача материалов судье
08.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее