Дело № 5-148/2021
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 января 2021 года г. Барнаул
Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Захарова И.С., при секретаре Бахтиновой Т.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рау В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>; женатого, официально не трудоустроенного, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка, являющегося опекуном несовершеннолетнего ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в период с 14-00 час. до 15-30 час. по местному времени Рау В.Ф., находясь по адресу: <адрес>, в составе группы лиц, состоящей из не менее 1 000 человек, добровольно принимал участие в проведении несогласованного в установленном порядке публичном мероприятии в форме шествия, следуя от Площади Советов в <адрес>) до пересечения пр-<адрес> и <адрес> (г. <адрес> Ленина, 25), целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно – политического характера, а именно: в поддержку г. Навального А., при этом Рау В.Ф. совместно с другими участниками данного шествия, скандирующими лозунги следующего содержания: «Путин-вор», «Свободу Навальному», «Долой царя», информируя тем самым о целях данного шествия, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
Данное несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие повлекло создание помех движению пешеходов и транспортных средств участниками шествия при движении организованной колонной по тротуарам и проезжей части пр-та <адрес>, при пересечении <адрес> в <адрес>, тем самым препятствуя движению транспортных средств и пешеходам, повлекло создание помех транспортной инфраструктуры, а также нарушению режима работы общественного транспорта, а также движения пешеходов и транспортных средств, в нарушение требований п.1-3 ч.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данное публичное мероприятие администрацией г. Барнаула не согласовывалось.
Действия Рау В.Ф. квалифицированы по ч.6.1 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Рау В.Ф. вину в совершении правонарушения не признал; пояснил, что действительно ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в мероприятии в поддержку А. Навального, поскольку на основании ст.31 Конституции РФ имеет право выражать свое мнение свободно и без ограничений. От Площади Советов колонна людей шла в сторону Речного вокзала, люди шли по тротуарам и центральной аллее пр-та Ленина, не создавая помех транспорту и пешеходам; от <адрес>, где движение было перекрыто сотрудниками полиции, люди пошли обратно, в том числе по проезжей части, однако, никаких помех транспорту не создавалась. В указанном мероприятии он принимал участие как журналист.
Защитник Рау В.Ф. – адвокат Климов Р.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; Рау В.Ф. не возражал против рассмотрения дела без участия защитника.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статьей 17 (часть 3), статьей 19 (части 1 и 2)) и ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой Федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона, шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В рамках организации публичного мероприятия ст. 4 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Участники публичного мероприятия имеют право:
1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации (ч.2 ст.6 )
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», для целей частей 6.1, 7 статьи 20.2 КоАП РФ под несанкционированным публичным мероприятием следует понимать публичное мероприятие, в проведении которого органом публичной власти отказано в установленных частью 3 статьи 12 Закона №54-ФЗ случаях, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Закона №54-ФЗ, в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти в определенном названным законом порядке не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения либо не устранено указанное в предложении публичного органа несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона №54-ФЗ.
Обязательным условием для квалификации действий (бездействия) участника несанкционированного публичного мероприятия по части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ является наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а также причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 14-00 час. до 15-30 час. по местному времени Рау В.Ф., находясь по адресу: <адрес>, в составе группы лиц, состоящей из не менее 1 000 человек, добровольно принимал участие в проведении несогласованного в установленном порядке публичном мероприятии в форме шествия, следуя от Площади Советов в <адрес>) до пересечения пр-та Ленина и <адрес> (г. <адрес> Ленина, 25), целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно – политического характера, а именно: в поддержку г. Навального А., при этом Рау В.Ф. совместно с другими участниками данного шествия, скандирующими лозунги следующего содержания: «Путин-вор», «Свободу Навальному», «Долой царя», информируя тем самым о целях данного шествия, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
Данное несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие повлекло создание помех движению пешеходов и транспортных средств участниками шествия при движении организованной колонной по тротуарам и проезжей части пр-та Ленина, при пересечении <адрес> в <адрес>, в нарушение требований п.1-3 ч.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Факт совершения административного правонарушения и виновность Рау В.Ф., подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства правонарушения, объяснением Рау В.Ф. в судебном заседании, ответом Комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому согласование о проведении публичных мероприятий в поддержку А. Навального в г. Барнауле, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, не давалось; рапортами сотрудников полиции; фототаблицами с изображением Рау В.Ф., исследованной в судебном заседании.
Оценивая вышеприведенные доказательства, полученные должностными лицами органов полиции в полном соответствии с законом, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 КоАП РФ), с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, судья приходит к выводу о том, что действия Рау В.Ф. следует квалифицировать по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ – участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры; поскольку материалами дела подтверждается наличие в действиях Рау В.Ф. состава административного правонарушения.
При этом непризнание Рау В.Ф. вины в совершении указанного правонарушения судья оценивает критически, поскольку его доводы опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами и основаны на неверном толковании норм материального права. Материалами дела подтверждается фактическое участие Рау В.Ф. в несанкционированном публичном мероприятии, которое повлекло создание помех функционированию транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и транспортных средств; мероприятие носило массовый характер, проводилось в общественном месте, участниками публично выражалось общественное мнение, направленное против ареста А. Навального.
Каких-либо существенных нарушений, допущенных должностными лицами при составлении процессуальных документов, не допущено; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 Кодекса, не истек.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Рассматривая вопрос о назначении наказания, судья в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ принимает во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, личность виновного, семейное и имущественное положение (наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей), отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить данному лицу наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
При этом судья не усматривает оснований для применения ч.2.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания, поскольку каких-либо доказательств о необходимости применения положений указанной статьи и снижения размера штрафа судье не представлено.
Руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 20.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 6.1 ░░. 20.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░), ░░░ №, ░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ №, ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░░ №, ░░░ ░░░░░ №, ░░░ ░░ 18№, ░░░ №.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25.1 – 25.5.1, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 1.1 ░░░░░░ 30.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░