Решение по делу № 33-5771/2022 от 19.04.2022

Судья Абрамова Л.Л.                                                          Дело № 33-5771/2022

Дело № 2-41/2022

УИД 52RS0005-01-2021-002468-37

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                                        24 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи                                       Журавлевой Н.М.

судей:                                                        Козлова О.А., Заварихиной С.И.

при секретаре судебного заседания                                   ФИО9

c участием прокурора ФИО10, ответчиков ФИО2, ФИО11, ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А. дело по апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 февраля 2022 года

по гражданскому делу по иску администрации города Нижнего Новгорода к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 об определении размера равноценного возмещения за изымаемое жилое помещение,

по встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 к администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 об определении размера равноценного возмещения за изымаемое жилое помещение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 10.08.2018 года № 2040 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном [адрес] земельный участок и объекты недвижимости в указанном доме изъяты для муниципальных нужд.

Согласно выписке из ЕГРН от 15.01.2021 года ответчикам ФИО4, ФИО2, каждому, принадлежит 88/707 долей, ФИО1 – 89/707 долей в праве долевой собственности на [адрес].

На регистрационном учете по данному адресу состоят: ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО1

27.10.2018 года, 19.11.2018 года, 29.10.2018 года администрацией Нижегородского района города Нижнего Новгорода ответчикам был вручен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением отчета об оценке недвижимости.

На основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд, [адрес], составленного ООО «Новсистем Консалт», размер возмещения за 265/707 долей в изымаемом объекте недвижимости (квартире общей площадью 103,2 кв.м. с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, включая размер убытков) составил 2 177 000 рублей.

От подписи проекта соглашения ответчики отказались.

Поскольку изъятие земельного участка, на котором расположен аварийный дом, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, администрация города полагает, что ответчики нарушают её права и законные интересы. Кроме того, ответчики препятствуют исполнению постановления администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2014 года № 2481 «О признании многоквартирного [адрес] аварийным и подлежащим сносу», в связи с чем администрация города вынуждена обратиться в суд.

На основании изложенного администрация г.Н.Новгород просит суд определить размер равноценного возмещения за 89/707 долей в праве долевой собственности на [адрес], принадлежащую ФИО1, в размере 731 000 рублей; определить размер равноценного возмещения за 88/707 долей в праве долевой собственности на [адрес], принадлежащую ФИО2, в размере 723 000 рублей; определить размер равноценного возмещения за 88/707 долей в праве долевой собственности на [адрес], принадлежащую ФИО4, в размере 723 000 рублей, выкупить у ФИО2, ФИО4, у каждого, 88/707 долей в праве долевой собственности на [адрес], изымаемую для муниципальных нужд, с выплатой им администрацией города Нижнего Новгорода равноценного возмещения в размере 723 000 рублей каждому; выкупить у ФИО1 89/707 долей в праве долевой собственности на [адрес], изымаемую для муниципальных нужд, с выплатой ей администрацией [адрес] равноценного возмещения в размере 731 000 рублей, прекратить право долевой собственности ФИО1 (89/707 доли в праве), ФИО2 (88/707 доли в праве), ФИО4 (88/707 доли в праве) на [адрес], признать право муниципальной собственности на 265/707 долей в праве долевой собственности на [адрес]; признать ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 прекратившими право пользования квартирой [адрес]; выселить ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 из [адрес] (т. 1 л.д. 4-7).

ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 обратились со встречным иском к администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения, указав, что постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 года № 168 утверждена государственная региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы". Жилой дом, в котором расположена принадлежащая им квартира, включен в соответствующий этап указанной программы. Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья, они имеют право на предоставление другого жилого помещения.

Просят суд обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить ФИО4, ФИО2, ФИО1 в собственность благоустроенное жилое помещение во вновь возведенном доме на территории муниципального округа Нижний Новгород, жилой площадью не менее 38,7 кв.м. в соответствии с техническими стандартами благоустройства, установленными разделом 3 региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 года № 168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы» (т. 1 л.д. 138-140).

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 21 февраля 2022 года, постановлено:

«Исковые требования администрации города Нижнего Новгорода удовлетворить частично.

Встречные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 удовлетворить.

Определить размер равноценного возмещения за 89/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО1, за 88/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО2, за 88/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО4, на [адрес], расположенную по адресу: [адрес], в размере 3 603 196 рублей.

Обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить в долевую собственность ФИО4, ФИО2, ФИО1 (по 1/3 доли каждому) взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес], признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, общей площадью не менее 38,7 кв.м., расположенное в черте города Нижнего Новгорода с зачетом его выкупной стоимости в размере 3 603 196 рублей в выкупную цену.

Прекратить право долевой собственности ФИО1 (89/707 доли в праве), ФИО2 (88/707 доли в праве), ФИО4 (88/707 доли в праве) на [адрес]

Признать право муниципальной собственности на 265/707 долей в праве долевой собственности на [адрес]

Признать ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 прекратившими право пользования квартирой [адрес]

Выселить ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 из [адрес]

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации города Нижнего Новгорода отказать».

В апелляционной жалобе администрация г.Нижнего Новгорода просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО4, ФИО2, ФИО1, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

                    Заявитель жалобы указывает, что многоквартирный [адрес] включен в Программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 – 2025 года», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г.

Для органов местного самоуправления муниципальных образований установлены различные способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Для расселения жилых помещений, находящихся в собственности граждан, Программой предусмотрен способ расселения только путем выкупа у собственников жилых помещений. Расселение собственников жилых помещений в рамках Программы, связанное с приобретением собственникам жилых помещений за счет бюджетных средств, Программой не предусмотрено. Кроме того, между администрацией г.Нижнего Новгорода и ФИО4, ФИО2, ФИО1 не было заключено соглашение о предоставлении жилого помещения.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО5 областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов жалобы.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ФИО4, ФИО2, каждому, принадлежит 88/707 долей, ФИО1 – 89/707 долей в праве долевой собственности на [адрес] (т. 1 л.д. 13-14, 36-40).

Согласно выписке из домовой книги по данному адресу на регистрационном учете состоят: ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО1 (т. 1 л.д. 12).

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2014 года № 2481 «О признании многоквартирного [адрес] аварийным и подлежащим сносу», жилой [адрес] признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 9).

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 10.08.2018 года № 2040 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном [адрес]» земельный участок и объекты недвижимости в указанном доме изъяты для муниципальных нужд (т. 1 л.д. 10-11).

27.10.2018 года, 19.11.2018 года, 29.10.2018 года администрацией Нижегородского района города Нижнего Новгорода ответчикам был вручен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением отчета об оценке недвижимости (т. 1 л.д. 20-22).

На основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд, [адрес], составленного ООО «Новсистем Консалт», размер возмещения за 265/707 долей в изымаемом объекте недвижимости (квартире общей площадью 103,2 кв.м с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, включая размер убытков) составил 2 177 000 рублей (т.1 л.д. 47-104).

От подписи проекта соглашения ответчики отказались.

    Согласно отчету об оценке от 07.09.2018 г. №1 (МК№29-у/2018), выполненный ООО «Новсистем Консалт», размер возмещения за 265/707 долей в изымаемом объекте общей долевой с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под домом и убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости, составляет 2 177000 рублей.

Ответчики не согласились с размером равноценного возмещения за изымаемую для муниципальных нужд квартиру и заявили ходатайство о проведении судебной экспертизы.

Судом по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Финансово-экспертная компания» (т. 1 л.д. 153-156).

Согласно заключению судебной экспертизы, выполненной ООО «Финансово-экспертная компания» размер равноценного возмещения за 89/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО1, за 88/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО2, за 88/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО4, на [адрес], расположенную по адресу: [адрес] составляет 3 603 196 рублей, из них:

- размер равноценного возмещения за 89/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО1, составляет 1 210 114 рублей;

- размер равноценного возмещения за 88/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО2, составляет 1 196 541 рубль;

- размер равноценного возмещения за 88/707 доли в праве долевой собственности, принадлежащие ФИО4, составляет 1 196 541 рубль (т. 1 л.д. л.д. 167-227).

Выводы экспертизы сторонами не оспаривались.

Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что жилой дом, в котором находится принадлежащее ФИО4, ФИО2, ФИО1 жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку считает его основанным на правильном применении правовых норм регулирующих спорные правоотношения, с учетом установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.

Судебная коллегия с доводами апелляционной жалобы Администрации г. Нижнего Новгорода не соглашается, в виду следующего.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Частью 2.1 ст. 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. №168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» утверждена Государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы».

Пунктом 4.2 Программы определены критерии отбора аварийных домов на территории муниципальных образований Нижегородской области.

Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации Программы осуществляется в отношении многоквартирных домов, признанных в установленном порядке по причине физического износа в процессе эксплуатации аварийными до 1 января 2017 г. и сведения о которых содержатся в Реестре аварийных домов Нижегородской области.

Очередность расселения многоквартирных домов в рамках Программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов адресного перечня Программы осуществляется в 6 этапов.

Пунктом 10 Программы для органов местного самоуправления муниципальных образований установлены различные способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках реализации Программы осуществляют:

-    приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

-    по согласованию с государственным заказчиком (координатором) Программы приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

-    строительство многоквартирных домов, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты. При размещении аукционной документации на право заключения данного вида контрактов органы местного самоуправления вправе объединять в предмете одного лота на выполнение работ по разработке проектной документации и последующему строительству;

-    выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-03 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни Государственной региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

С учетом изложенного, выводы суда об удовлетворении судом требования ФИО4, ФИО2, ФИО1 – о предоставлении им жилого помещения взамен изымаемого соответствует вышеприведенным нормам материального права.

Доводы жалобы Администрации г. Нижнего Новгорода о том, что Администрация вправе лишь выкупить изымаемое жилое помещение у собственника основан на неправильном толковании норм материального права, судебной коллегией отклоняется, поскольку как указывалось выше, право выбора собственника изымаемого жилого помещения способа реализации своих жилищных прав находится в приоритете, и данный выбор по настоящему делу был сделан ФИО4, ФИО2, ФИО1 – в пользу предоставления им жилого помещения, отсутствие соглашения между Администрацией г.Нижнего Новгорода и ФИО4, ФИО2, ФИО1 о предоставлении жилого помещения не является обстоятельством, препятствующим удовлетворению исковых требований.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в соответствии с условиями программ по переселению.

Включение дома, в котором проживают ФИО4, ФИО2, ФИО1, в перечень аварийных многоквартирных домов, свидетельствует о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, проживание в которых угрожает жизни и здоровью граждан.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильность выводов суда.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 326, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2022 года.

33-5771/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Н. Новгорода
Прокурор Нижегородского района г. Н. Нвогорода
Ответчики
Копылова Галина Сергеевна
Ящук Дарья Евгеньевна
Ящук Оксана Владимировна
Макаренко Игорь Анатольевич
Другие
Правительство Нижегородской области
ГУ МВД России по Нижегородская области
Администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Козлов Олег Александрович
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
22.04.2022Передача дела судье
24.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Передано в экспедицию
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее