Дело № 2а-1815/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Утянского В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев 7 июня 2019г. в г. Ухте Республики Коми в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Ладанову В.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
у с т а н о в и л:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась в суд с иском к ответчику. В обоснование исковых требований заявитель указал, что ответчик при осуществлении предпринимательской деятельности являлся плательщиком страховых взносов, а также являлся плательщиком налога на доходы физических лиц в силу ст. 207 НК РФ. Ответчику направлены требования об оплате недоимки по налогу №1991 от 20.04.2018г., №8137 от 30.05.2018г., №9125 от 05.07.2018г. Административный истец просит взыскать с ответчика налог на доходы физических лиц за 2017г. – 50017 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за 1 квартал 2018г. – 1849,33 руб., пени 223,65 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ за 1 квартал 2018г. – 3396,30 руб. и пени 1126,46 руб., восстановив срок исковой давности.
07.06.2019г. исковые требования налоговым органом были уточнены. Административный истец просит взыскать с административного ответчика страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за 1 квартал 2018г. – 1849,33 руб., пени 223,65 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ за 1 квартал 2018г. – 3396,30 руб. и пени 1126,46 руб.
Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не прибыли, извещались надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.
В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ранее действовавшей ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В связи с изложенным, исковое заявление о взыскании задолженности за указанный период могло быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Из материалов дела следует, что ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя по 24.04.2018г., имеет непогашенную задолженность.
Административному ответчику были направлены требования: №1991 от 20.04.2018г. об оплате пени по страховым взносам 457,41 руб. (в срок до 15.05.2018г.), №8137 от 30.05.2018г. об оплате недоимки по страховым взносам 10255,25 руб. и пени 409,22 руб. (со сроком оплаты до 21.06.2018г.), №9125 от 05.07.2018г. об оплате недоимки по страховым взносам 847,46 руб. и пени 466,82 руб. (со сроком оплаты до 25.07.2018г.), №9812 от 19.07.2018г. об оплате недоимки по НДФЛ в размере 50017 руб. и пени по страховым взносам 132,27 руб. (со сроком оплаты до 31.07.2018г.).
Определением мирового судьи Седьюского судебного участка г. Ухты от 22.02.2019г. отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере в связи с пропуском срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа.
Административное исковое заявление поступило в суд только 29.04.2019г.
При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в иске, поскольку налоговым органом пропущен предусмотренный ст. 286 КАС РФ срок для обращения в суд.
Суд при этом учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», из которых следует, что с силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». Положение п. 1 ст. 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.
Суд не находит подлежащим удовлетворению ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока в силу следующего.
В нарушение норм КАС РФ заявителем в материалы дела не представлены достоверные доказательства уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.
В административном исковом заявлении административным истцом не приведены доводы о наличии объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с исковым заявлением (административным исковым заявлением) о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Причины пропуска срока не могут быть признаны уважительными, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований в установленном законом порядке. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу и пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Поскольку налоговый орган пропустил срок, установленный для обращения в суд с соответствующим заявлением о взыскании страховых взносов, а исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в удовлетворении требований налогового органа следует отказать.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 177-179 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Ладанову В.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (мотивированное решение - 12 июня 2019г.).
Судья В.И. Утянский
11RS0005-01-2019-002114-55