Решение по делу № 2-7141/2016 от 18.07.2016

Дело № 2-7141/2016

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

10 октября 2016 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Тагалановой С.К., при секретаре Монделе С.К., с участием истцов Д., К., представителя ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д, К к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ у них умер отец ККС, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ККН, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ опекуном была назначена О. С ДД.ММ.ГГГГ К. был поставлен на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а Д. с ДД.ММ.ГГГГ Истцы неоднократно обращались к ответчику с заявлением о предоставлении жилья, однако им дали ответ о том, что их очередь еще не подошла. Просят обязать ответчика предоставить истцам в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на территории г. Кызыла на условиях договора найма жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, ни ниже общей площади 12,5 кв.м. на каждого члена, каждому из них.

Истцы <данные изъяты> в судебном заседании иск поддержали, просили его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва <данные изъяты>., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 15-ФЗ) с 01 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2268 ВХ-1).

Из свидетельств о рождении Д и К видно, что их родителями записаны: отец – ККС, мать – ККН

Из свидетельств о смерти ККС и ККН видно, что отец истцов умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать умерла ДД.ММ.ГГГГ

Решением исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов <данные изъяты> г. над несовершеннолетними Д и К учреждена опека, опекуном назначена О

Из свидетельства о заключении барка видно, что ДД.ММ.ГГГГ Д в связи с заключением брака присвоена фамилия – Д.

Судом установлено, что истцы состоят на учете детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Д с ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению председателя администрации г<данные изъяты>, К с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления председателя администрации <данные изъяты>

Данные обстоятельства подтверждаются: заявлениями <данные изъяты>., контрольными карточками, выданными на имя истцов.

Из писем Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от <данные изъяты> следуют, что согласно акту передачи дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из его числа от ДД.ММ.ГГГГ из Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла, учетное дело на истцов поступило в Агентство по делам семьи и детей РТ, К. числится за номером , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ., Д. числится за номером , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Из справки Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии <данные изъяты> следует, что на территории городского округа «Город Кызыл РТ» Д. не имеет земельный участок.

Из заявлений К. и Д от ДД.ММ.ГГГГ следуют, что они обращались в Агентство по делам семьи и детей РТ с просьбой предоставить на условиях договора найма жилое помещение.

По сведениям ГУП РТ «БТИ» Д. и члены семьи в собственности дом или квартиру не имеют.

Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следуют, что отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимого имущества на территории Республики Тыва у К. и Д

По сведениям ЖБК МВД по РТ от ДД.ММ.ГГГГ К на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД по РТ не состоит и государственный жилищный сертификат, жилое помещение не получал.

Согласно договора найма жилого помещения <данные изъяты>, начальнику <данные изъяты> К, предоставлена служебная квартира, договор заключен на время прохождения службы нанимателя в МВД по Республика Тыва.

Согласно сведениям Жилищно-бытовой комиссии МВД по РТ от <данные изъяты> капитану внутренней службы К. предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, договор является срочным и заключен на время прохождения службы К. в МВД по РТ.

Объективная нуждаемость К. и Д. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеются.

Таким образом, судом установлено, что К. и Д. относятся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеют право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.

Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от 29.06.2015 года №93-ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

Таким образом, требования истцов подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку К., Д. относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют в собственности жилого помещения, не являются нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеют закрепленного жилого помещения, состояли в очереди на получение жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить истцам, каждому жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории города Кызыла Республики Тыва соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв. м.

Доводы ответчика о наличии у К. квартиры, предоставленной по договору найма служебного жилого помещения по адресу <адрес>, не может быть бесспорным основанием, препятствующим удовлетворению иска, поскольку указанная квартира К. не принадлежит, договор найма служебного жилого помещения является срочным, и заключен на время прохождения службы, собственностью истца не является.

Требования истцов в части предоставления жилой площади из расчета не ниже 12,5 кв.м. общей площадью на каждого члена семьи не подлежит удовлетворению, поскольку право на обеспечением жильём возникло исключительно у истцов, как детей сирот.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Д, К к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма удовлетворить частично.

Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить К на условиях договора специализированного найма жилого помещения - жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв. м. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Д на условиях договора специализированного найма жилого помещения - жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв. м. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – 17 октября 2016 года (с учетом выходных дней –15-16 октября 2016 года).

Председательствующий С.К. Тагаланова

2-7141/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кара-Сал А.К.
Деге Е.К.
Ответчики
Агентство по делам семьи и детей РТ
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
18.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2016Передача материалов судье
22.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2016Судебное заседание
22.08.2016Судебное заседание
14.09.2016Судебное заседание
15.09.2016Судебное заседание
15.09.2016Судебное заседание
22.09.2016Судебное заседание
10.10.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее