Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<данные изъяты> в составе:
федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,
При секретаре Гладковой И.П.,
С участием истца Бардиной И.М.,
Представителя ответчика Мустакимовой Э.Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бардиной И.М. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» об отмене решения пенсионного фонда, возложении обязанности включить исключенные периоды трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Бардина И.М. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>», указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ
в <адрес>» в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого 25-летнего педагогического стажа.
Не был включен в специальный стаж период работы с 01.02.1988 г. по
31.01.1996 г. в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> Также не включен в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <данные изъяты>
Считает решение комиссии незаконным и противоречащим действующему законодательству, поскольку в спорный период она занималась непосредственно воспитанием детей. Приказом <данные изъяты> № от 03.10.2001 г. статус детского комбината был изменен на «ясли-сад», в связи с чем, было внесено изменение в трудовую книжку. В отпуске по уходу за ребенком она находилась с 10 ноября 1990 года по 06 февраля 1993 года, с 07 февраля 1993 года она вышла на работу, что подтверждается копией карточки личного учета, в которой указана дата выхода на работу, а также архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которой с февраля 1993 года ей начислялась заработная плата. Указала, что поскольку отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то весь период данного отпуска должен включаться в специальный трудовой стаж. Данная правовая позиция нашла отражение в постановлении Президиума Пермского краевого суда от 11.03.2011 г. по делу № 44-г-101. В силу изложенного просит включить исключенные периоды трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с момента обращения в пенсионный фонд.
Бардина И.М. в суде на иске настаивает.
Представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» в судебном заседании с иском не согласен, считает решение Комиссии законным и обоснованным.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского и пенсионного дела, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» (далее - Комиссию) обратилась Бардина И.М. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Бардиной И.М. было зачтено в специальный трудовой стаж 17 лет 06 месяцев 17 дней.
Не включен в специальный трудовой стаж истицы период работы с 01.02.1988 г. по 31.01.1996 г. в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> так как наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списком № от 29.10.2002 г., а также ранее действовавшими Списками от 06.09.1991 г. №, от 22.09.1999 г. №. Кроме того, не включен в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10.11.1990 г. по 17.08.1993 года, поскольку указанный отпуск включался в стаж по ранее действующему законодательству только до 06.02.1992 года, а с даты вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» указанный отпуск перестал включаться в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Исключение других периодов истец не оспаривает.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы, представителя ответчика, копией решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Суд находит отказ Комиссии в назначении пенсии Бардиной И.М. не основанным на действующем законодательстве, поэтому в соответствии со ст.13 ГК РФ решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ должно быть признано недействительным и отменено.
Вывод ответчика о том, что «детские комбинаты» не поименованы Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, также как и ранее действующими Списками, в связи с чем, период работы в детском комбинате птицефабрики «Сылвенская» не может быть включен в специальный стаж, суд считает несостоятельным, поскольку разделом «Наименование учреждений» данного списка предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли – сад, детские ясли. Перечисление в Списке таких типов детских учреждений как детские сады, ясли – сады, детские ясли, не является исчерпывающим указанием всех типов детских дошкольных образовательных учреждений. «Детский комбинат» в совокупности включает в себя понятие детского «ясли – сада» и фактически отвечает требованиям, предъявляемым к детским учреждениям, указанным в Списке. Детский комбинат являлся комбинированным учреждением и включал в себя как ясельные группы, так и группы дошкольного воспитания. Сама досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ "О «трудовых пенсиях в РФ» назначается за конкретный вид деятельности, - педагогический. Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что и ясли – сады, и детские комбинаты реализовывали одни и те же образовательные программы. Кроме того, следует отметить, что работодателем в 2001 году был издан приказ о переименовании «детских комбинатов» в «детские ясли-сады».
Вывод Комиссии о том, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 10.11.1990 г. по 17.08.1993 г. подлежит исключению из специального трудового стажа Бардиной И.М., суд считает ошибочным, так как до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В последствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Однако, принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у Бардиной И.М. до 6.10.1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 10 ноября 1990 года по 06 февраля 1993 г. подлежит включению в специальный стаж работы Бардиной И.М. В судебном заседании установлено, что истица вышла на работу из отпуска по уходу за ребенком с 07.02.1993 года, что подтверждается копией личной карточки (л.д. 18) и архивной справкой от № (л.д. 14).
Оценивая доказательства в совокупности, и, принимая во внимание изложенное выше, суд считает, что период работы в детском комбинате птицефабрики «Сылвенская», исключенный ответчиком из специального трудового стажа истицы, включая период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 10.11.1990 г. по 06.02.1993 г., должен быть зачтен, и учитываться при назначении пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Поскольку, при включении указанных выше периодов трудовой деятельности (включая отпуск по уходу за ребенком с 10.11.1990 г. по 06.02.1993 г.) в должности воспитателя детского комбината Бардиной И.М. в ее специальный трудовой стаж, общий специальный педагогический стаж истицы будет составлять более 25 лет, суд считает, что исковые требования последней о назначении досрочной трудовой пенсии подлежат удовлетворению, при этом пенсия истице должна быть назначена со дня первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Бардиной И.М. отменить.
Возложить обязанность на ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» включить в специальный трудовой стаж Бардиной И.М. период работы с 01.02.1988 г. по 31.01.1996 г. (включая отпуск по уходу за ребенком с 10.11.1990 г. по 06.02.1993 г.) в должности воспитателя детского комбината птицефабрики «Сылвенская» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Толкушенкова Е.Ю.