Решение по делу № 2-604/2016 от 20.09.2016

Дело № 2-604/2016

Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2016 года

В окончательной форме решение изготовлено 17 октября 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кичменгский Городок 13 октября 2016 года

Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Дурягиной И.Д.,

при секретаре Некипеловой Т.Н.,

с участием заместителя прокурора Кичменгско-Городецкого района Жаравиной Г.П., представителя ответчика БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» Чекавинской М.Н., представителя ответчика Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области Дьякова С.В., представителя третьего лица Управления образования администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области Дурягиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кичменгско-Городецкого района в интересах неопределенного круга лиц к БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области об обязании установить систему видеонаблюдения,

установил:

прокурор Кичменгско-Городецкого района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному дошкольному образовательному учреждению Кичменгско-Городецкого муниципального района «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» и администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области в срок до 01 декабря 2016 года оснастить здание БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки состояния безопасности и антитеррористической устойчивости, проведенной прокуратурой района по поручению прокуратуры Вологодской области, в указанном дошкольном образовательном учреждении выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения, что создаёт угрозу антитеррористической безопасности, нарушает права обучающихся несовершеннолетних лиц и работающих в учреждении лиц на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время пребывания в детском саду. Ранее, 27.09.2013 прокуратурой района в адрес начальника управления образования района было вынесено представление об устранении нарушений закона «О противодействии терроризму». В соответствии с информацией от 04.10.2013 №01-30/1641 управлением образования района приняты определенные меры по устранению нарушений закона, но до настоящего времени БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» системой видеонаблюдения не оснащено.

В судебном заседании заместитель прокурора Кичменгско-Городецкого района Жаравина Г.П. исковые требования уточнила в части срока исполнения заявленных требований: просит обязать ответчиков оснастить указанное в иске здание детского сада системой видеонаблюдения в срок до 01 апреля 2017 года, в остальном исковые требования поддержала по заявленным доводам.

Представитель ответчика БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» Чекавинская М.Н. в судебном заседании исковые требования признала, указала, что в здании БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», расположенном по адресу: <адрес>, обучается 160 детей, система видеонаблюдения в учреждении отсутствует, в детском саду необходимо установить систему видеонаблюдения, поскольку в учреждении обучаются дети дошкольного возраста. В соответствии с приказом Управления образования администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района от 20 июля 2016 года № 140 «О мерах по обеспечению антитеррористической безопасности в образовательных организациях» оборудование системы видеонаблюдения в детском саду запланировано на 2018 год. В целях антитеррористической защищенности на объекте осуществлены следующие действия: в детсаду установлены кнопка тревожной сигнализации, программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг», имеется сторожевая охрана, разработан план антитеррористических мероприятий, издан приказ об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в зданиях и на территории учреждения, утверждено Положение о контрольно-пропускном режиме в детском саду, во исполнение которого ведется журнал регистрации посторонних лиц, три входные двери здания запираются в течение всего дня после утреннего прихода детей и до времени, когда их забирают из детского сада (с 9 часов до 15 часов 30 минут), при этом одна входная дверь открыта, уборщик осуществляет пропускной режим. Причиной, по которой система видеонаблюдения отсутствует, является отсутствие достаточного финансирования учреждения.

Представитель ответчика администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района по доверенности Дьяков С.В. иск не признал, поддержал в полном объеме письменные возражения на иск. Полагал, что обязательность установки системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях не предусмотрена законом, нормы статей Федеральных законов "О противодействии терроризму", «Об образовании в Российской Федерации», "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", на которые ссылается прокурор, содержат общие принципы обеспечения защиты граждан от терроризма и экстремизма, а также обязанности органов местного самоуправления по участию в противодействии терроризму, при этом не конкретизируют обязанность органов местного самоуправления обеспечения системой видеонаблюдения. Ответчики и третьи лица по настоящему делу принимают конкретные меры по антитеррористической укрепленности детсада, в том числе направленные на установку системы видеонаблюдения. Приказом Управления образования администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района от 20 июля 2016 года № 140 утвержден План мероприятий по обеспечению инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности на объектах отдыха детей на 2016-2024 годы, согласно которому оборудование системы видеонаблюдения запланировано в данном детском саду в 2018 году, в силу этого, а также принимая во внимание недостаточность финансирования в 1 квартале каждого календарного года, срок установки системы видеонаблюдения до 1 апреля 2017 года является неисполнимым. Возложение на Администрацию района обязанности по установке системы видеонаблюдения не соответствует ст.12 Конституции Российской Федерации, провозгласившей самостоятельность местного самуправления, а также нормам Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления самостоятельны при реализации возложенных на них полномочий. Правовыми актами органов местного самоуправления Кичменгско-Городецкого муниципального района детсад не отнесен к местам массового пребывания людей. Поскольку в детсаде ни реконструкции, ни капитального ремонта не проводится, ссылки в иске на нарушение ответчиками пункта 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года № 635/10, не обоснованы, данный документ к рассматриваемым отношениям не применим. Доводы, изложенные в исковом заявлении, сводятся к предположениям о том, что установка системы видеонаблюдения будет противодействовать терроризму и экстремизму, однако предположение не может явиться основанием для возложения на ответчиков обязанностей, необходимость выполнения которых не предусмотрена законом, и, вместе с тем, выполнение которых неизбежно потребует значительных затрат бюджетных средств.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области Дурягина О.А. с исковыми требованиями не согласна, поскольку образовательным учреждением принимаются достаточные меры по обеспечению безопасности и противодействию терроризму, перечень которых указан представителем детского сада. Приказом Управления образования администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района от 20 июля 2016 года № 140 «О мерах по обеспечению антитеррористической безопасности в образовательных организациях» оборудование системы видеонаблюдения в данном детском саду запланировано на 2018 год, установка системы видеонаблюдения является дополнительной мерой по обеспечению защищенности учреждения, и будет осуществляться в сроки, предусмотренные выше.

Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищённости является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Пунктом 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Требования данного нормативного документа направлены на обеспечение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения; положения Свода правил нацелены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, здание БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», расположенное по адресу: <адрес>, не оснащено системой видеонаблюдения.

В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Из содержания приведённых норм права следует, что на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости является обязанностью также и органов местного самоуправления.

В силу пункта 7.1 статьи 14, пункта 6.1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении является обязательной в силу закона, и в настоящее время БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» такой системой не оснащено, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района о том, что детский сад правовыми актами органов местного самоуправления района не отнесен к местам массового пребывания людей, не влияет на выводы суда, поскольку установка системы видеонаблюдения является обязательной в образовательном учреждении в силу приведенных выше норм закона.

Вопреки доводам представителя ответчика Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся и работников учреждения, поскольку не обеспечена надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время пребывания в детском саду. Доказательств того, что ответчикам для установления системы видеонаблюдения требуется более продолжительный срок, чем заявленный прокурором-до 1 апреля 2017 года, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кичменгско-Городецкого района удовлетворить.

Обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» и администрацию Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области в срок до 01 апреля 2017 года оснастить здание БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», расположенный по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Д.Дурягина

2-604/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор района
Ответчики
Администрация района
БДОУ "Детский сад комбинированного вида "Аленушка"
Другие
Управление образования
Суд
Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области
Дело на сайте суда
kich-gorod.vld.sudrf.ru
20.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2016Передача материалов судье
23.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2016Судебное заседание
17.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее