Дело № 2-193/2022
№ УИД 91RS0016-01-2021-001121-95
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
пгт. Первомайское 25 января 2022 года
Первомайский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Литвиненко Т.В.,
при секретаре Кемиловой Л.И.,
с участием помощника прокурора Первомайского района Республики Крым Будько А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское Первомайского района Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Первомайского района Республики Крым, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением о понуждении ответчика совершить определенные действия, в котором просил обязать Администрацию Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности муниципального образования Войковское сельское поселение Первомайского района Республики Крым. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Первомайского района Республики Крым проведена проверка в сфере управления и распоряжения муниципальной собственности при передаче хозяйствующим субъектам систем водоснабжения (водоотведения) муниципальных образований. Проверкой установлено, что Войковским сельским советом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с частным предпринимателем от имени Сообщества «<данные изъяты>» в лице ФИО4 заключены договоры о передаче систем водоснабжения в безвозмездное пользование: артезианских скважин № <адрес>, № <адрес>, № <адрес>, № <адрес>; до настоящего времени указанные скважины находятся в безвозмездном пользовании у лица, которое не определено по результатам конкурсных процедур. В связи с не устранением Администрацией указанных в предписании нарушений законодательства в сфере ЖКХ, заместитель прокурора обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Помощник прокурора Первомайского района Республики Крым Будько А.А. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым в суд не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ между Войковским сельским советом и ЧП ФИО4 от имени Сообщества «<данные изъяты>» заключен договор, согласно условиям которого сельский совет передал систему водоснабжения <адрес> без взимания арендной платы через Сообщество для эксплуатации и содержания частному предпринимателю, который избран на общем собрании Сообщества; подписан акт приема-передачи артезианской скважины № – дата ввода в эксплуатацию 1968 год.
ДД.ММ.ГГГГ между Войковским сельским советом и ЧП ФИО4 от имени Сообщества «<данные изъяты>» заключен договор, согласно условиям которого сельский совет передал систему водоснабжения <адрес> без взимания арендной платы через Сообщество для эксплуатации и содержания частному предпринимателю, который избран на общем собрании Сообщества; подписан акт приема-передачи артезианской скважины № <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Войковским сельским советом и ЧП ФИО4 от имени Сообщества «<данные изъяты>» заключен договор, согласно условиям которого сельский совет передал систему водоснабжения <адрес> без взимания арендной платы через Сообщество для эксплуатации и содержания частному предпринимателю, который избран на общем собрании Сообщества; подписан акт приема-передачи артезианской скважины № – дата ввода в эксплуатацию 1961 год.
ДД.ММ.ГГГГ между Войковским сельским советом и ЧП ФИО4 от имени Сообщества «<данные изъяты>» заключен договор, согласно условиям которого сельский совет передал систему водоснабжения <адрес> без взимания арендной платы через Сообщество для эксплуатации и содержания частному предпринимателю, который избран на общем собрании Сообщества; подписан акт приема-передачи артезианской скважины № <адрес> – дата ввода в эксплуатацию 1968 год.
ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым заместитель прокурора Первомайского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ, согласно которому прокуратурой установлено, что Войковским сельским советом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ЧП ФИО4 заключены договоры о передаче системы водоснабжения, в безвозмездное пользование переданы артезианскими скважинами № <адрес>, № <адрес>, № <адрес>; указанные скважины переданы Сообществу «<данные изъяты>» в лице ФИО4 без проведения открытого конкурса и до настоящего времени находятся в безвозмездном пользовании.
Согласно п. 4.2 и 4.3 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», далее – Закон № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Указанные вопросы местного значения закреплены за сельскими поселениями Законом Республики Крым от 19 января 2015 года № 71-ЗРК/2015.
Частью 1 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно ч. 3 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Целями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», далее – Закон № 115-ФЗ, являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (ч. 1 ст. 1).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
По положениям п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее – Закон № 135-ФЗ, к объектам концессионного соглашения относятся объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в частности, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.
В связи с приведенными выше нормами, а также с учетом того, что объекты водоснабжения введены в эксплуатацию более чем 5 лет назад, передача Администрацией прав владения и пользования муниципальными объектами водоснабжения и водоотведения может осуществляться, не иначе как на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурсных процедур.
Поскольку передача ИП ФИО4 поименованного в договорах и актах приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ муниципального имущества – системы водоснабжения <адрес> осуществлена Администрацией не на основании концессионного соглашения, минуя конкурсную процедуру, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушен императивный законодательный запрет.
Фактическая передача объектов водоснабжения и водоотведения муниципальной собственности ИП ФИО4 не на условиях концессионного соглашения посягает и на публичный интерес, поскольку специфика именно концессионного соглашения состоит в привлечении инвестиций в имущество энергетического назначения, эксплуатация которого направлена на эффективное, бесперебойное снабжение потребителей (неопределенного круга лиц) ресурсами жизнеобеспечения, а также затрагивает интересы неопределенного круга лиц - участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ограничивает их участие в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения договоров пользования спорным имуществом.
По мнению суда, непринятие заблаговременно необходимых действий, зависящих от органа местного самоуправления по организации открытого конкурса для заключения концессионного соглашения на право пользования объектами водоснабжения и водоотведения, не может служить основанием для обхода требований федеральных законов.
На момент предъявления иска и рассмотрения дела судом указанные в предписании нарушения законодательства в сфере ЖКХ ответчиком не устранены, открытый конкурс не проведен, что не оспаривается представителем ответчика, поэтому суд находит исковое заявление заместителя прокурора Первомайского района Республики Крым подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 195-199 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Администрацию Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности муниципального образования Войковское сельское поселение Первомайского района Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 28 января 2022 года.
Председательствующий: