РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 25 июля 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Краузе А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Горбачева Олега Викторовича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным и возложении обязанности;
У С Т А Н О В И Л:
Горбачев О.В обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа № Г-8693 от 31.05.2017г. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100434:60 в котором просит возложить обязанность на ответчика устранить допущенные нарушения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную сил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1102 кв.м. с последующим заключением соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100434:60 и земельного участка находящегося в муниципальной собственности.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100434:60 площадью 650 кв.м. расположенного по адресу: г. Красноярск. Октябрьский район, Академгородок, район больницы №1 ГУФСИН по Красноярскому краю на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.04.2013г., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В целях увеличения площади используемого им земельного участка обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка от 10.05.2017г. № Г-10.06.2017г. предоставив схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в образовании участка площадью 1102 кв.м. путем перераспределения принадлежащего истцу участка было отказано 31.05.2017г. поскольку испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне, на нем произрастает древесная растительность. Учитывая, что испрашиваемый истцом земельный участок соответствует категории земель и вида разрешенного использования, считает отказ незаконным.
В судебном заседании представитель истца Горбачева О.В.- Голенцова Е.А. (по доверенности, предъявивший диплом о высшем юридическом образовании) заявленные требования поддержала, пояснив, что первоначально приобретённый истцом земельный участок был разделен на два других земельных участка меньшей площадью, поставлен на кадастровый учет с новыми кадастровыми номерами, препятствий к перераспределению земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100434:60 площадью 650 кв.м не имеется, рядом расположенные земельные участки иными лицам не представлены, сформированы как самостоятельные участки не могут.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – Аксаментов Д.М. (по доверенности, с предъявлением диплома) в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска возражал, указывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), с минимально допустимыми размерами 0,03га, из земель государственной неразграниченной собственности возможно образование самостоятельного объекта недвижимости. Кроме того, полагает, что действия заявителя направлены на получение земельного участка в обход процедуре торгов и не соответствуют нормам действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица - Агентства по управлению государственным имуществом в суд не явился, был уведомлен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с положениями ст.96,97 КАС РФ, ходатайств и письменного отзыва не представил, что с учетом мнения представителя истца не создает препятствий в рассмотрении дела по существу, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы делу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 1. ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Частью 12 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Судом установлено, что Горбачев О.В. имея в собственности земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100434:15 по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, Академгородок, район больницы №1 ГУФСИН по Красноярскому краю на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.04.2013г площадью 1250 кв.м., разделил указанный земельный участок на два участка площадями 600 кв.м. и 650 кв.м соответственно, на одном из которых, площадью 600 кв.м. расположен объект капитального строительства, а на втором участке площадью 650 кв.м объекты капитального строительства отсутствуют. Вновь образованные путем раздела земельные участки собственником были поставлены на кадастровый учет с номерами 24:50:0100434:58 и 24:50:0100434:59, в отношении одного из которых впоследствии кадастровый номер был изменен на 24:50:0100434:60, что следует из материалов представленных кадастровой палатой, сведениями ЕГРН от 12.04.2017г. заключения кадастрового инженера при подготовке межевого плана, а также не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.
Истец Горбачев О.В. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении данного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100434:60 площадью 650 кв.м. с землями неразграниченной государственной собственности на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 31 мая 2017 года № Г- 8693 истцу было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок представлен лесным массивом, образующим зеленый фонд города, вследствие чего использование указанного земельного участка для ведения ИЖС повлечет к уменьшению площади озелененных территорий города.
Кроме того, в качестве оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земли указано, что согласно Решению Красноярского городского Совета народных депутатов от 28.11.1990 «Об утверждении Правил содержания города Красноярска» все зеленые насаждения на городских землях и в пригородной зоне, как общественного, так и ведомственного пользования образуют неприкосновенный зеленый городской фонд и составляют общенародное достояние. Размещение на данной территории земельного участка для ведения садоводства неизбежно создаст условия для вырубки зеленых насаждений, соответственно приведет к уменьшению площади озелененных территорий города (л.д. 9-10).
Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Рассматривая требования Горбачёва О.В о признании незаконным решения ДМИЗО администрации г. Красноярска об отказе в заключении соглашения о перераспределения земельного участка, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Исходя из положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 ГрК РФ).
Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).
Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Как видно из материалов дела, в обоснование отказа в перераспределении испрашиваемого земельного участка в оспариваемом ответе Департамент ссылается на то, что данный земельный участок в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" входит в зеленый фонд города, поскольку все зеленые насаждения, как естественного происхождения, так и искусственные посадки, образуют единый муниципальный зеленый фонд..
Однако материалы дела не содержат сведений, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов, до настоящего времени суду со стороны административного ответчика не представлена информация из государственного кадастра недвижимости о наличии сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств суд находит отказ по вышеуказанным основаниям незаконным.
Вместе с тем, как следует из схемы площадь исходного земельного участка (650 кв.м.) по инициативе истца подвергнутого разделу с общей площади приобретенного участка 1250 кв.м., на два самостоятельных смежных земельных участка площадью 650 кв.м. и 600 кв.м., увеличится на 450 кв.м.
При этом, исходя из наличия рядом с испрашиваемым земельным участком свободных территории, свидетельствует о возможности образования земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости с учетом правил землепользования и застройки городского округа горд Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122.
Кроме того, в настоящее время минимальный размер предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство земельных участков составляет 300 кв.м, что не оспаривалось представителем истца.
Доводы ответчика о наличии рядом свободных земельных участков за счет которых возможно формирование самостоятельного объекта недвижимости с в том числе с учетом присоединения испрашиваемого участка площадью 450 кв.м., не опровергнуто административным истцом, следовательно, не исключена возможность предоставления как вновь образованного участка третьим лицам с аукциона или вне очереди.
Таким образом, по совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что административный истец допустив самостоятельно уменьшив площадь приобретённого в собственность земельного участка 1250 кв.м. до 650 кв.м. с намерением перераспределить последний, фактически желает приобрести дополнительный земельный участок, присоединив его к своему, минуя установленный законом порядок, а его требования направленных на обход существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно по итогам торгов.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 31.05.2017 года № Г-8693 является законным и обоснованным, поскольку основан на правильном применении норм материального права и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Горбачева Олега Викторовича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа от 31.05.2017г. № Г-8693 незаконным и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с последующим заключением соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50: 0100434:60 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко