Дело № 2-93/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Щербаковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску истец к ответчик о признании права собственности на часть жилого дома, признании жилым домом блокированной застройки,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском, в котором просит признать часть жилого дома № по адресу: г. Севастополь, <адрес> жилым домом, представляющим собой часть здания жилого дома блокированной застройки. Истец мотивирует требования тем, что является собственником 37/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, в г. Севастополе. 26.09.2007 право истца было зарегистрировано, о чем сделана соответствующая запись. 63/100 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом принадлежит ответчику. В последующем на основании договора, право общей долевой собственности было прекращено. Однако при обращении в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя истцу было отказано в связи с необходимостью образования отдельного объекта недвижимости, а именно жилого дома, представляющий собой часть жилого дома блокированной застройки. Между сторонами сложился определенный порядок пользования, фактически домовладение состоит из двух обособленных объектов, находящихся в пользовании каждой из сторон. Земельный участок, расположенный под частью дома, которая находится в пользование ответчик, принадлежит ответчику на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 05.11.1999. истец были предприняты меры по оформлению права на земельный участок, находящийся в его пользовании. Решением Орлиновского сельского Совета Балаклавского района г. Севастополя № от 14.12.2007 истец дано согласие на подготовку технической документации по составлению документов, удостоверяющих право истца на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 0,25 га. Решением сессии Орлиновского сельского Совета Балаклавского района г. Севастополя № от 07.06.2013. истец дано согласие на уменьшение до 0,2365 га площадью земельного участка, внесены изменения в решение Орлиновского сельского совета 13/158-83 от 14.12.2007 в данные о площади земельного участка. Однако оформление технической документации на земельный участок истец не завершил, земельный участок в собственность истца органом власти не передавался. 26.12.2013 между участниками долевой собственности на дом был подписан договор о разделе жилого дома с надворными постройками и строениями, удостоверенный нотариусом Севастопольского городского нотариального округа нотариус, реестровый номер №. В соответствии с данным договором дом был разделен и в собственность ответчик перешли следующие помещения жилого дома № по ул. <адрес> в <адрес>, в г. Севастополь, согласно которому (Приложение 2а): переходят помещения в жилом доме: помещения.
В собственность истец. переходят помещения в жилом доме: помещения Регистрация права собственности в отношении указанного имущества сторонами не проводилась. Для исполнения соглашения о разделе вышеуказанного дома, необходимо признать образованные объекты недвижимости – жилыми домами, представляющими собой части жилого дома блокированной застройки. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, обеспечил явку представителя.
Представитель истца Лебедева Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила произвести раздел жилого дома в соответствии с вариантом, предложенным экспертом, что соответствует сложившемуся порядку пользования и договору от 26.12.2013.
Ответчик ответчик в судебном заседании против удовлетворения заявленных в иске требований не возражал, с учетом заключения эксперта согласен произвести раздел по предложенному варианту.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Как усматривается из материалов дела, истец является собственником 37/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, в г. Севастополе и надворные строения, что подтверждается свидетельством о праве собственности на жильё от 20 сентября 2007 года.
На основании свидетельства о праве собственности на наследство по закону от 05.11.1999 ответчику ответчик на праве собственности принадлежит 63/100 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом и строения, а также на земельный участок, площадью 0,15 га, расположенный по адресу: <адрес> для обслуживания жилого дома.
26.12.2013 между участниками долевой собственности на дом был подписан договор о разделе жилого дома с надворными постройками и строениями, удостоверенный нотариусом Севастопольского городского нотариального округа нотариус, реестровый номер №.
В соответствии с данным договором дом был разделен и в собственность ответчик перешли следующие помещения жилого дома № по ул. <адрес> в <адрес>, в г. Севастополь: помещение 1-1 кухни, площадью 7,4 кв.м., помещение 1-2 жилой комнаты, площадью 7,7 кв.м., помещение 1-3 жилой комнаты, площадью 16,4 кв.м., помещение I кладовой, площадью 5,0 кв.м., помещение II коридора, площадью 5,2 кв.м., помещение III кладовой, площадью 9,6 кв.м., помещение IV коридора, площадью 4,8 кв.м., а так же надворные постройки: литера «Б» - летняя кухня, литера «В» - баня, литера «Г» - навес, литера «Д» - гараж, литера «Е» «Ж», «З», «К», «Р», «Л» - сараи, литера «М» - уборная. В собственность истец переходят помещение 2-1 кухни, площадью 7,2 кв.м., помещение 2-2 жилой комнаты, площадью 16,1 кв.м., помещение 2-3 жилой комнаты, площадью 7,6 кв.м., помещение IV кладовой, площадью 1,7 кв.м., помещение V коридора, площадью 3,7 кв.м. и надворные постройки: литера «О» туалет, литера «С» баня, литера «У» сарай.
Регистрация права собственности в отношении указанного имущества на основании договора от 26.12.2013 сторонами не проводилась.
Для исполнения соглашения о разделе вышеуказанного дома, необходимо признать образованные объекты недвижимости - жилыми домами, представляющими собой частями жилого дома блокированной застройки
По данным ЕГРН на кадастровом учете стоит жилой дом, общей площадью 92,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №.
Сторонами подтверждено, что в фактическом пользовании истца и ответчика находятся помещения, указанные в договоре о разделе жилого дома с надворными постройками и сооружениями от 26.12.2013.
В соответствии с ч. 2 ст. 15, ч. ч. 1, 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под "жилыми домами блокированной застройки" понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
На основании указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 01 ноября 2008 года № 274, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными зданиями и учитываются соответственно.
Как следует из СНиП 31-02-2001 "Жилые дома одноквартирные" и Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 12 сентября 2012 года N 492 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством", автономные жилые блоки блокированных жилых домов рассматриваются как отдельные одноквартирные жилые дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем. В таких случаях по числу построенных жилых домов отражается число автономных жилых блоков.
В свете изложенного автономный жилой блок блокированной застройки подлежит учету в качестве объекта индивидуального жилищного строительства. Квартира же, в силу положений ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, представляет собой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, в то время как автономные жилые блоки блокированной застройки не имеют помещений общего пользования и, следовательно, не могут быть учтены как квартира.
С целью установления возможности признания дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> домом блокированной застройки с технической точки зрения, и для установления возможности раздела дома на два автономных блока, определением суда по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта ООО «Бюро строительных услуг «Позитив» в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу, каждая часть жилого дома, находящаяся в обособленном пользовании истца и ответчика имеет самостоятельный выход на земельный участок, жилые помещения и помещения вспомогательного назначения, части жилого дома разделены между собой капитальной стеной, отсутствуют помещения общего пользования, помещения одной части жилого дома не размещены под и над помещениями другой части жилого дома, чердачное пространство разделено, совместного подвала и подполья нет.
Отопление, электроснабжение и водоснабжение каждой части осуществляется отдельно. Канализация каждой части жилого дома отдельная, автономная, у каждой части жилого дома имеется свой выгреб и надворная постройка.
Эксперт пришел к выводу, что части жилого дома соответствуют нормам жилого блока автономного, и могут быть выделены в натуре по фактическому использованию как жилые блоки, исходя из сложившегося порядка пользования без проведения дополнительных работ и без нанесения несоразмерного ущерба хозяйственному назначению дома. При этом образованные жилые блоки соответствуют требованиям строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и пригодны для проживания.
Как следует из заключения эксперта исходя из существующих норм, на основании проведенного выше анализа, можно сделать вывод о том, что части вышеуказанного жилого дома соответствуют нормам жилого блока автономного, и могут быть выделены в натуре по фактическому использованию как жилые блоки, исходя из сложившегося порядка пользования без проведения работ по перепланировке, переустройству, реконструкции. При этом образованные жилые блоки являются самостоятельными объектами недвижимости, соответствуют требованиям строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, а жилой дом по адресу: г. Севастополь, <адрес> может быть признан блокированным жилым домом.
После выдела в натуре части жилого дома, используемой ответчик, образуется самостоятельный объект недвижимости жилой блок общей площадью 56,1 кв.м., в том числе жилой площадью 24,1 кв.м., который состоит из помещений:
помещения
помещения
помещения
помещения
помещения
помещения
помещения
После выдела в натуре части жилого дома, используемой истец, образуется самостоятельный объект недвижимости жилой блок общей площадью 36,6 кв.м., в том числе жилой площадью 23,8 кв.м., который состоит из помещений:
- помещения
помещения
помещения
помещения
помещения
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку оно дано в соответствии с требованиями процессуального закона, содержит полные и однозначные ответы на поставленные вопросы, эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, данное заключение мотивировано, согласуется с иными собранными по делу доказательствами.
Учитывая, что доводы сторон о возможности раздела дома и о том, что дом, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес> фактически является домом блокированной застройки, а расположенные в нем обособленные помещения – отдельными блоками, исковые требования о признании указанного дома домом блокированной застройки и выделению истцу и ответчику отдельного жилого блока являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования истец к ответчик о признании права собственности на часть жилого дома, признании жилым домом блокированной настройки удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности истец и ответчик на жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 92,4 кв.м. с кадастровым номером 91:01:043001:155.
Выделить в собственность истец самостоятельный объект недвижимости – автономный жилой блок, по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 36,6 кв.м., в том числе жилой площадью 23,8 кв.м., состоящий из помещений: 2-1 коридора площадью 3,7 кв.м.; помещение 2-2 жилой комнаты площадью 16,2 кв.м.; помещение 2-3 жилой комнаты площадью 7,6 кв.м.; помещение 2-4 кухни площадью 7,4 кв.м.; помещение 2-5 кладовой площадью 1,7 кв.м.
Выделить в собственность ответчик самостоятельный объект недвижимости – автономный жилой блок, по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 56,1 кв.м., в том числе жилой площадью 24,1 кв.м., состоящий из следующих помещений: помещение 1-1 коридора площадью 4,8 кв.м.;
помещение 1-2 кладовой площадью 5,0 кв.м.; помещение 1-3 коридора площадью 5,2 кв.м.; помещение 1-4 кухни площадью 7,4 кв.м.; помещение 1-5 жилой комнаты площадью 7,7 кв.м.; помещение 1-6 жилой комнаты площадью 16,4 кв.м.; помещение 1-7 кладовой площадью 9,6 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня вынесении решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 28.01.2021.