Дело № 12-195/2022
УИД 92MS0002-01-2022-000499-75
Р Е Ш Е Н И Е
06 мая 2022 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя Кныш Н.Н.,
С участием представителя заявителя Чунжиной Е.Ю.,
представителя Департамента капитального строительства города Севастополя Тихонова А.И.,
рассмотрев жалобу представителя председателя правления ЖСК «Скифия» Григорова Андрея Ивановича Чунжиной Евгении Юрьевны на постановление директора Департамента капитального строительства города Севастополя от 08.12.2021 №,
У С Т А Н О В И Л :
Представитель председателя правления ЖСК «Скифия» Григорова А.И. Чунжина Е.Ю. обратилась в суд с жалобой на постановление от 08.12.2021 № по делу об административном правонарушении в области долевого строительства, вынесенного Департаментом капитального строительства г. Севастополя, которым председатель правления ЖСК «Скифия» ФИО2. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
В жалобе ФИО1 просит постановление отменить, ссылаясь на то, что не доказаны событие и состав административного правонарушения, поскольку ЖСК «Скифия» создан и зарегистрирован в качестве юридического лица Украины 01.09.2011, сведения о ЖСК «Скифия» как о юридическом лице РФ внесены в ЕГРЮЛ 13.02.2015, субъект перешел из статуса иностранного юридического лица в статус российского. Просит восстановить срок на подачу жалобы, указывая, что заявителем принимались меры к обжалованию постановления путем подачи одной жалобы на несколько постановлений, в связи с чем, жалоба была возвращена заявителю.
ФИО3. в суд не явился, его представитель просила восстановить срок подачи жалобы на постановление, поддержала требования и доводы жалобы, просила ее удовлетворить.
Представитель Департамента капитального строительства города Севастополя ФИО4. считал постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, Департамента, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирных домов лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно примечанию к статье 14.28 КоАП РФ в случае нарушения лицом требований к привлечению денежных средств гражданина, связанному с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, административная ответственность, установленная частью 1 настоящей статьи, наступает в отношении каждого случая неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов. Указанная норма призвана обеспечить установленные законодательством гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий (бездействия): привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирных домов лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.28 КоАП РФ, посягает на порядок организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов, который установлен Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214 - ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 1 Закона N 214 - ФЗ предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 214 - ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона N 214-ФЗ застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (часть 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ).
В силу части 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено названным Законом.
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что привлекать денежные средства граждан для строительства на основании заключенного договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома вправе только застройщик, который при реализации этого права обязан соблюдать как положения части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ, так и требования части 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 названного Закона - наличие договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию.
Как усматривается из материалов дела, 03.08.2021 Департаментам капитального строительства г. Севастополя ЖСК «Скифия» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №-10 от 03.08.2021.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.11.2020 и постановлению по делу об административном правонарушении от 08.12.2021 председатель правления ЖСК Григоров А.И. допустил нарушения требований части 2 статьи 1 Закона N214-ФЗ, части 3 статьи 110 ЖК РФ, выразившееся в привлечении денежных средств граждан для строительства многоквартирного жилого дома в отсутствие у Кооператива права на такое привлечение, поскольку Кооператив не имеет выданного ему разрешения на строительство, а также не обладает какими-либо правами на земельный участок, на котором осуществляется строительство.
Представитель заявитель просит восстановить срок на подачу жалобы, указывая, что заявителем принимались меры к обжалованию постановления путем подачи одной жалобы на несколько постановлений, в связи с чем, жалоба была возвращена заявителю, учитывая принимаемые меры к обжалованию постановления в установленные сроки, что подтверждается материалами дела, данное ходатайство подлежит удовлетворению, срок подачи жалобы на постановлению - восстановлению.
В судебном заседании установлено, что ЖСК «Скифия» создан и зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица Украины 01.09.2011, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц. 13.02.2015 сведения о ЖСК «Скифия» как о юридическом лице РФ внесены в ЕГРЮЛ. Согласно Уставу Обслуживающего кооператива «ЖСК «Скифия», утвержденному протоколом общего собрания учредителей от 19.08.2011, основателями ЖСК являются: - ФИО5 ООО «Стандарт-строй». Кооператив создан учредителями на основании решения учредительного собрания от 19.08.2011 как юридическое лицо Украины. В соответствии с Уставом ЖСК «Скифия», утвержденного протоколом внеочередного собрания членов ЖСК «Скифия» No3 от 18.10.2018, данный Устав является новой редакцией Устава Обслуживающего кооператива «ЖСК «Скифия», датой первой регистрации которого является 01.09.2011.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в <адрес> ЖСК «Скифия» было выдано разрешение на выполнения строительных работ от 02.04.2012 № на исполнение строительных работ: «Реконструкция объектов административно-служебной и жилой зоны по <адрес> со встроенными нежилыми помещениями и паркингом».
Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г.Севастополе 04.03.2014 была зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ: «Реконструкция существующих объектов административно- служебной и жилой зоны по <адрес> <адрес> с элементами нового строительства в рамках реконструкции с расширением (<адрес> 23.06.2016 между ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (Заказчик) и ООО «Стандарт-строй» (инвестор) подписан инвестиционный контракт о застройке земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации, находящихся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Контракт), предметом которого является реализация Инвестиционного проекта на земельных участках с кадастровыми номерами: № по адресу: г. Севастополь, <адрес> строителей, 1. 04.10.2019 к вышеуказанному инвестиционному контракту, сторонами было подписано дополнительное соглашение, пунктом 1 которого стороны определили: «Считать Контракт дополнительным соглашением к Договору от 05.06.2006 № генерального подряда и долевого участия по разработке и изготовлению проектно-сметной документации и строительству комплекса многоэтажных жилых домов с инженерными сетями и благоустройством, ранее заключенному между Национальным центром Управления и испытаний космических средств Национального космического агентства Украины и ООО «Стандарт-строй».
04.10.2018 между ООО «Стандарт-строй» (Инвестор) и ЖСК «Скифия» (Соинвестор) заключен договор соинвестирования строительства многоквартирных домов, согласно пункту 1.1 которого по настоящему Договору Соинвестор обязуется осуществлять инвестирование денежных средств в строительство многоквартирных жилых домов, а Инвестор обязуется своими силам и (или) с привлечением других лиц обеспечить строительство (создание) многоквартирных жилых домов, а после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома передать Соинвестору квартиры и нежилые помещения в многоквартирных жилых домах и права собственности на них в объеме произведенного инвестирования. Также в рамках указанного договора соинвестирования сторонами по Договору были заключены дополнительное соглашение от 10.01.2019 и Дополнительное соглашение N3 от 31.08.2020 к договору соинвестирования от 04.10.2018. 31.08.2020 сторонами было подписано дополнительное соглашение N3 к инвестиционному контракту, которым были внесены изменения в Контракт.
Между тем до 01.12.2011 часть 3 статьи 110 ЖК РФ закрепляла, что члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Федеральным от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее - Закон N 349-ФЗ), приведенная норма дополнена предложением следующего содержания: "Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство". Исходя из статьи пятой Закона N 349-ФЗ он вступил в силу со дня официального опубликования 01.12.2011. Согласно части второй статьи 5 Закона N 349-ФЗ положения частей 1 - 3 статьи 110 и части 1 статьи 111 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Закона) распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014.
В соответствии с частью первой статьи 1 Договора <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - <адрес> и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора). Исходя из пункта первого статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" или настоящим пунктом.
Согласно статье 10 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым" (далее - Закона N 6-ФКЗ) государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом пятым статьи 19 Закона N 52-ФЗ определено, что указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации. Приведения кооперативом учредительных документов в соответствие с российским законодательством и внесение о нем 13.02.2015 в ЕГРЮЛ РФ сведений в порядке статьи 19 Закона N 52-ФЗ не свидетельствует о создании нового субъекта, о его реорганизации либо о смене лиц в обязательствах. Данный субъект лишь перешел из статуса иностранного юридического лица в статус российского, поменявюрисдикцию и исполнив обязанность по приведению учредительных документов в соответствие с нормами Российской Федерации с целью дальнейшего осуществления законной деятельности. Означенное обстоятельство подтверждается, прежде всего, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ЖСК «Скифия», в которой отражена информация о его регистрации на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Из положений Закона N 349-ФЗ следует, что после изменения правовой нормы исключена возможность рассматривать в качестве субъектов, подпадающих под объект регулирования части третьей статьи 110 ЖК РФ, жилищно-строительные кооперативы, созданные до 01.12.2011, к которым относится и ЖСК «Скифия», в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность по предписанному указанной нормой соблюдению содержащихся в этой норме требований для целей привлечения денежных средств физических лиц при осуществлении строительства спорных многоквартирных жилых домов. Данное обстоятельство подтверждается и отсутствием прежде всего как в самом Законе N 349-ФЗ, так и иных нормативных актах механизма и сроков для приведения деятельности жилищно-строительных кооперативов, созданных до внесения приведенных выше изменений, в соответствие с законодательно введенными новыми императивными требованиями, предъявляемыми к деятельности организаций указанной правовой формы.
Согласно статье 9 Договора законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют н территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются. Аналогичное правило закреплено в статье 23 Закона N 6-ФКЗ, в силу которой законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Закон N 6-ФКЗ не содержит такой оговорки по вопросу применения российского жилищного законодательства и иных нормативных актов в этой сфере к отношениям по строительству жилищных домов, возникшим в период действия украинского законодательства.
В период регистрации ОК «ЖСК «Скифия» 01.09.2011 и до 18.03.2014 заявитель в силу указанных обстоятельств не соблюдал и не мог соблюдать требования действовавшего в указанный период законодательства Российской Федерации, в том числе – ч. 3 ст. 110 ЖК РФ.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищный кодекс Российской Федерации начал действовать только со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, в силу прямого указания части второй статьи 5 Закона N 349-ФЗ, требования части 3 статьи 110 Жилищного Кодекса не распространяют свое действие на жилищно- строительные кооперативы, созданные на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18.03.2014, а потому их несоблюдение в данном конкретном случае не могло послужить поводом для отказа заявителем в привлечении денежных средств граждан избранным организацией способом.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 214-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральным законом от 28.12.2013 N 414-ФЗ Федеральный закон от 28.12.2013 N 414-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" в часть 5 Закона No349-ФЗ внесены изменения, статья дополнена п. 2.1, согласно которому положения частей 2 и 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие, что жилищный кооператив и жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступают в качестве застройщика, применяются к жилищным кооперативам и жилищно-строительным кооперативам при получении ими разрешения на строительство после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что разрешение на выполнение строительных работ по строительству объекта по предмету спора по <адрес> строителей, 1 в бухте Казачья в г. Севастополе выдано ЖСК «Скифия» Инспекцией ГАСК 02.04.2012 №
При таких обстоятельствах в силу части 2 статьи 27 Закона N 214-ФЗ и с учетом особенностей начала действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, суд полагает, что действие Закона N214-ФЗ не может распространяться на отношения, связанные с привлечением денежных средств для строительства объекта «Реконструкция существующих объектов административно-служебной и жилой зоны по <адрес> строителей, 1 в б. Казачья с элементами нового строительства в рамках реконструкции с расширением (<адрес>
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении N34/04-08 об административном правонарушении по факту привлечения денежных средств члена ЖСК – Залуцкого В.Б. указана дата составления 12.11.2020 (то есть – более года назад), что свидетельствует о невозможности использования их в качестве доказательства. Указанное свидетельствует о нарушении административным органом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении. В соответствии с пунктом 3 части 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Исходя из положений КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо. Сведения о наличии ошибок (опечаток) и их исправлении материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в действияхпредседателя правления кооператива отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ, соответственно председатель правления кооператива не подлежит привлечению к административной ответственности.
Учитывая изложенное, производство по делу о привлечении к административнойответственности председателя правления ЖСК «Скифия» Григорова А.И. подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу представителя председателя правления ЖСК «Скифия» ФИО6 удовлетворить.
Постановление директора Департамента капитального строительства города Севастополя от 08.12.2021 № в отношении председателя правления ЖСК «Скифия» ФИО7 отменить,
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.28 КоАП РФ, в отношении председателя правления ЖСК «Скифия» ФИО8 прекратить на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток.
Судья - Н.Н. Кныш