Дело № 33 - 2255/2024, а/ж
Судья Ильин Н.Л.
(№ 2-44/2023, УИД 68RS0013-01-2023-001577-75)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 июля 2024 года г. Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Арзамасцевой Г.В.,
судей Горелика А.Б., Дрокиной С.Г.,
при секретаре Ивойловой В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Мичуринска Тамбовской области к ООО УК "Техсервискчт" о возложении обязанности восстановить денежные средства на счете регионального оператора – Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области»
по частному представлению прокурора г. Мичуринска Тамбовской области на определение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 4 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Горелика А.Б., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Мичуринска Тамбовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском ООО УК "Техсервискчт" о возложении обязанности восстановить денежные средства на счете регионального оператора. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города изучены материалы уголовного дела ***, возбужденного 23.11.2022 г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ. Установлено, что ООО «УК «Техсервискчт» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе, №№ 8, 35, 34, 52 по ул. 7 Ноября, №№ 7а, 9а, 5, 11 по ул. Олимпийская, № 80 по ул. Октябрьской микрорайона Кочетовка г. Мичуринска, которые включены в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 № 1359. В соответствии с Программой в указанных многоквартирных домах в период 2022-2025 годов запланирован определенный перечень работ по капитальному ремонту общего имущества. Собственниками помещений избран способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества на счете регионального оператора, которым является Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» (Фонд). 01.03.2019 г. между фондом и управляющей компанией ООО УК «Техсервискчт» был заключен договор оказания услуг № 1, согласно п. 1.1 которого Фонд поручает, а Управляющая компания принимает на себя обязательство от имени Фонда и за свой счет предоставлять платежные документы собственникам многоквартирных домов, указанных в приложении № 1 к настоящему договору для уплаты взносов на капитальный ремонт (по строке «взносы на капитальный ремонт»), в том числе начислять такие взносы от имени Фонда в размере, указанном в отношении каждого многоквартирного дома в приложении № 1 к настоящему договору, принимать от населения указанных многоквартирных домов платежи (по строке «взносы на капитальный ремонт») и обеспечивать их непосредственное перечисление на счет Фонда по его реквизитам. Договорные обязательства ООО «УК «Техсервискчт» по перечислению в Фонд денежных средств, собранных с населения, исполнялись ненадлежащим образом. Превышение суммы поступивших в кассу и на расчетный счет ООО «УК «Техсервискчт» в период с 01.04.2019 по 01.09.2022 взносов на капитальный ремонт от собственников многоквартирных домов над суммой денежных средств, перечисленных ответчиком в период с 01.04.2019 по 01.09.2022 на счет Фонда, составило 3687850,87 руб. Действия ООО «УК «Техсервискчт», выразившиеся в неперечислении на счет регионального оператора денежных средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, в качестве взносов на капитальный ремонт влекут за собой невозможность своевременного выполнения работ по капитальному ремонту в названных многоквартирных домах в связи с недостаточной собираемостью денежных средств. Таким образом, денежные средства, аккумулирующиеся на счете регионального оператора, за счет взносов на капитальный ремонт носят целевой характер использования и предназначены исключительно для оплаты работ по капитальному ремонту общего имущества. Неполное перечисление денежных средств, собранных в качестве взносов на капитальный ремонт, на счет регионального оператора, нарушает права как нынешних, так и будущих собственников помещений в многоквартирных жилых домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, поскольку влечет за собой невозможность исполнения региональным оператором обязанностей по проведению капитального ремонта, возврату денежных средств, в случаях, установленных законом, то есть нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Прокурор г. Мичуринска Тамбовской области просил (с учетом уточнений) обязать ООО УК «Техсервискчт» восстановить на счете регионального оператора - Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» денежные средства, полученные от собственников помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, но не перечисленные Фонду в размере 3687850,87 руб.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соистца привлечена Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области».
Определением Мичуринского городского суда Тамбовской области исковое заявление прокурора г. Мичуринска Тамбовской области оставлено без рассмотрения.
Прокурор г. Мичуринска Тамбовской области просит определение суда первой инстанции отменить, мотивируя тем, что при обращении в суд действовал в пределах полномочий, предоставленных ст. 45 ГПК РФ. Обращение с иском в суд направлено на выполнение законодательных требований в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а невыполнение ответчиком возложенных на него как в силу закона, так и договора обязанности по перечислению денежных средств на счет регионального оператора, собранных от собственников в качестве взносов на капитальный ремонт, препятствует безопасной эксплуатации многоквартирных домов, что создает неблагоприятные условия для проживания граждан. Отмечает, что круг лиц, чьи права затрагивает данный факт, установить невозможно, поскольку формирование взносов на счете регионального оператора, предусматривает возможность направления денежных средств, аккумулированных на счетах регионального оператора на выполнение работ по капитальном ремонту в отношении всех многоквартирных домов, расположенных на территории области, за исключением тех, которыми выбран способ управления путем перечисления на специальный счет.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в частном представлении, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда.
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года (раздел "Ответы на вопросы", Определение N 84-Г03-10, Вопрос 2), Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2005 г. (вопрос N 3) под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что основным видом деятельности ООО «УК «Кочетовское» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
07.06.2018 ООО «УК «Кочетовское» переименовано в ООО «УК «ТЕХСЕРВИСКЧТ».
На основании лицензии №111 от 02.07.2018 и договоров управления многоквартирными домами № 1/2019 от 01.12.2019, №1/2019 от 25.12.2019, №2/2019 от 18.02.2019, №1/2020 от 16.01.2020, №1/2020 от 21.01.2020, №1/2020-У от 28.02.2020, №1/2020-У от 24.09.2020, ООО «УК «ТЕХСЕРВИСКЧТ» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами расположенными по следующим адресам: дом № 80 по ул. Октябрьская, мкр Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 35 по ул. 7 Ноября мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 34 по ул. 7 Ноября мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 8 по ул. 7 Ноября мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 29 по ул. 7 Ноября мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 52 по ул. 7 Ноября мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 7а по ул. Олимпийская мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 9а по ул. Олимпийская мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 5 по ул. Олимпийская мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области, дом № 11 по ул. Олимпийская мкр. Кочетовка, г. Мичуринска, Тамбовской области.
Перечисленные многоквартирные дома включены в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014-2043 годов, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 № 1359.
1.03.2019 между Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» с ООО «УК «ТЕХСЕРВИСКЧТ» заключен договор оказания услуг № 1, согласно п. 1.1 которого Фонд поручает, а Управляющая компания принимает на себя обязательство от имени Фонда и за свой счет предоставлять платежные документы собственникам многоквартирных домов, указанных в приложении № 1 к настоящему договору, для уплаты взносов на капитальный ремонт (по строке «взносы на капитальный ремонт»), в том числе начислять такие взносы от имени Фонда в размере, указанном в отношении каждого многоквартирного дома в приложении № 1 к настоящему договору, принимать от населения указанных многоквартирных домов платежи (по строке «взносы на капитальный ремонт») и обеспечивать их непосредственное перечисление на счет Фонда.
ООО «УК «ТЕХСЕРВИСКЧТ» от собственников помещений указанных многоквартирных домов в период времени с 1.03.2019 по 31.12.2019 приняты взносы на капитальный ремонт в размере 226 419,90 рублей, из них в Фонд перечислено - 108 323,66 рублей; в 2020 году ООО «УК «ТЕХСЕРВИСКЧТ» от собственников помещений указанных многоквартирных домов приняты взносы на капитальный ремонт в размере 1 315 986,51 рубль, из них в Фонд перечислено - 113 183,91 рубль; в 2021 году ООО «УК «ТЕХСЕРВИСКЧТ» от собственников помещений указанных многоквартирных домов приняты взносы на капитальный ремонт в размере 1 754 029,29 рублей, из них в Фонд перечислено – 88 170,34 рублей; с 1.01.2022 по 5.08.2022 ООО «УК «ТЕХСЕРВИСКЧТ» от собственников помещений указанных многоквартирных домов приняты взносы на капитальный ремонт в размере 843 990,67 рублей, из них в Фонд перечислено – 246 778,44 рублей.
Превышение суммы поступивших в кассу и на расчетный счет ООО «УК «Техсервискчт» в период с 1.04.2019 по 1.09.2022 взносов на капитальный ремонт от собственников многоквартирных домов над суммой денежных средств, перечисленных ответчиком в период с 1.04.2019 по 1.09.2022 на счет Фонда, составило 3 687 850,87 руб.
Суд первой инстанции, оставляя иск прокурора без рассмотрения, констатировал обращение прокурора исключительно в интересах Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области», являющейся получателем указанных платежей, которое само может реализовать и защитить свои права и законные интересы, обратившись в суд с соответствующим иском.
Во исполнение требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда мотивированы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 169 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Статьями 170-171 ЖК РФ установлено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств Фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют Фонд капитального ремонта.
В случае формирования Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации функции регионального оператора по ведению системы учета фондов капитального ремонта могут осуществляться иным юридическим лицом, созданным в форме государственного бюджетного или казенного учреждения, на основании договора, заключенного с региональным оператором, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. При этом региональный оператор несет ответственность за действия такого юридического лица как за свои собственные.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Частью 4 ст. 179 ЖК РФ допускается использование региональным оператором средств, полученных им от собственников помещений в одних многоквартирных домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, но на возвратной основе.
Исходя из части 2 статьи 188 названного Кодекса, субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение региональным оператором указанных обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Принимая во внимание, что субъект Российской Федерации несет за просчеты Фонда перед собственниками помещений в многоквартирных домах субсидиарную ответственность, что исключает неисполнение региональной программы капитального ремонта по причине недостаточности собираемости Фонда, что использование средств Фонда на финансирование капитального ремонта других домов возможно только на возвратной основе, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обращении прокурора с заявленным иском не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах конкретного юридического лица - Фонда капитального ремонта. Более того, учитывая, что плательщиками взносов на капитальный ремонт являются конкретные лица, владеющие на праве собственности помещениями в многоквартирных домах, установление которых возможно путем истребования соответствующей информации из Единого государственного реестра недвижимости, что свидетельствует о возможности индивидуализации истцов, чьи права затрагиваются при разрешении заявленных требований, то прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц (как указано в исковом заявлении – неопределенного круга лиц), на которых эти платежи не начисляются и их права не затрагиваются.
Доводы, изложенные в частном представлении, фактически аналогичны позиции стороны при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу постановления.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого определения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 333 - 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 4 апреля 2024 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2024 года.