Решение по делу № 8а-1657/2020 [88а-2746/2020] от 26.02.2020

Дело № 2а-7055/2019

      № 88а-2746/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                    25 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска, поданную 10 февраля 2020 года, на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 25 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 декабря 2019 года по административному делу по исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в Центральный районный суд города Хабаровска в защиту прав неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска и, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска, обязать администрацию города Хабаровска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения на всем протяжении дороги от дома № 22-а по ул. Пассажирской до дома № 41 по ул. Объединенной в городе Хабаровске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Индустриального района города Хабаровска, по обращению ФИО8, проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-2017. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». При обследовании автомобильной дороги от дома № 22-а по ул.Пассажирской до дома № 41 по ул. Объединенной в городе Хабаровске установлено, что на осмотренных участках дороги асфальтовое покрытие проезжей части имеет многочисленные повреждения дорожного полотна, по размерам превышающие требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Определением суда от 25 сентября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.

Дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 25 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 декабря 2019 года, исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска в отношении администрации города Хабаровска удовлетворены, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска от ответственности освобождено.

В кассационной жалобе, поданной администрацией города Хабаровска в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд города Хабаровска 10 февраля 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии решения об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, требования удовлетворены в отношении ненадлежащего лица, поскольку полномочия по осуществлению дорожной деятельности в части проектирования, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Хабаровск», обеспечение безопасности дорожного движения находятся в исключительном ведении Управление дорог и внешнего благоустройства. В материалах дела отсутствуют доказательства, что эта дорога, является дорогой общего пользования местного значения.

Определением заместителя председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2020 года, кассационная жалоба администрации города Хабаровска на вступившие в законную силу судебные акты, и гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска, в соответствии с частью 3 статьей 33.1 ГПК РФ, передана на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2020 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО7, письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу положений пункта 5 части 1 статьи 9 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской городской Думой №509 от 13 июля 2004 года, к вопросам местного значения города Хабаровска относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу статей 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.2 ГОСТ Р 50597-2017).

    Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Индустриального района города Хабаровска, по обращению ФИО8, проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, выявлены нарушения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, ГОСТ Р 50597-2017.

    Так, согласно акту проверки, проведенной 16 июля 2019 года помощником прокурора Индустриального района города Хабаровска, с участием специалиста ОГИБДД УМВД России по городу Хабаровску, установлено, что на всем протяжении дорожного полотна от дома № 22-а по ул.Пассажирской до дома № 41 по ул. Объединенной в городе Хабаровске имеются многочисленные повреждения, по размерам превышающие требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. К акту проверки приложена фототаблица.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что автомобильная дорога от дома № 22-а по ул.Пассажирской до дома № 41 по ул. Объединенной в городе Хабаровске не соответствует стандартам ГОСТов и соответственно требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией города Хабаровска возложенных на нее обязанностей по содержанию, эксплуатации и обеспечении безопасности дороги.

Вопреки доводам кассационной жалобы, автомобильная дорога от дома № 22-а по ул. Пассажирской до дома № 41 по ул. Объединенной в городе Хабаровске является дорогой общего пользования местного значения, администрация города Хабаровска является надлежащим административным ответчиком по делу.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие администрации города Хабаровска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 25 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-1657/2020 [88а-2746/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Индустриального р-на г. Хабаровска
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
Управление дорог и внешнего благоустройства Администрации г. Хабаровска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
08.04.2020Судебное заседание
24.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
25.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее